С надеждой и жить легче! Опыт социализации детей- инвалидов на примере группы канис-терапии «Солнечный Пёс»
Руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес » Татьяна Любимова
Доклад на Рождественских чтениях — 2008
Я хотела бы рассказать о нашем опыте социализации детей- инвалидов в группе канис- терапии «Солнечный Пёс». Группа канис-терапии «Солнечный Пёс» работает на базе школы №1492 четвёртый учебный год. Занимаются у нас со специально обученными собаками дети от полутора до восемнадцати лет, (придут старше- мы не откажем). Диагнозы самые разные :ДЦП, аутизм, задержки психического и интеллектуального развития, Даун — синдром, различные соматические заболевания. Сейчас у нас занимается около 25 человек, работает 5 собак и 4 волонтёра. Занятия проводятся в основном индивидуально, но есть и небольшая группа, в которую входят приблизительно равные по подготовке дети.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/_594780.jpg)
Конечно, основная работа по социализации наших детей происходит непосредственно на занятиях. Для многих детей даже сам факт того, что он выходит из дома, идут на занятия, где его ждёт общение с доброй большой собакой, немаловажен. Не раз родители в телефонном разговоре, когда просят записать их на занятия и слышат предупреждение о том, что канис-терапия — не панацея от всех бед, искренне восклицают : «Да нам хоть бы из дому куда-нибудь выйти!» И ведь действительно, это для многих проблема, огромное количество детей – инвалидов, даже если и живёт в семьях, просто не выходит из дома, годами!
И не только потому, что это зачастую физически очень трудно сделать: безбарьерная среда пока так и остаётся на бумагах чиновников и в их бодрых рапортах. На деле же передвижение по городу с инвалидной коляской представляет собой экстремальное, а зачастую и опасное приключение. Не выходят ещё и потому, что боятся, стесняются своих особых детей. Часто папы идут по пути наименьшего сопротивления и просто исчезают, предоставляя мамам самим справляться с океаном проблем, связанных с жизнью особого ребёнка. И приходят к нам усталые, издёрганные, с потухшим взглядом мамочки, и поначалу не знаешь, к кому первому бросаться на помощь : маме или ребёнку.
Они как будто постоянно ждут удара, напряжённые, готовые в любую минуту накричать на и без того задёрганного ребёнка — не потому что не любят, а потому что боятся, что их и отсюда прогонят за несоответствие неким стандартам. И наша задача на первых порах — хоть немножко смягчить напряжение в семье, научить родителей радоваться хотя бы самому малому, что может их ребёнок.
Ходит к нам со своей мамой мальчик Костя, не самый тяжёлый, даже диагноз ДЦП уже готовы снять, но общеобразовательную школу не потянул, перевели в восьмого вида. Но мальчик себя обслуживает, ходит, говорит, сколько наших мам счастливы были бы, если бы их дети хоть десятую часть делали того, что может этот Костя! А маму Костя ужасно раздражает своей медлительностью, рассеянным вниманием, ей так хочется, чтобы он стал совсем такой, как все! Но он другой просто по жизни, он очень старается, но не может в один миг стать здоровым.
И вот однажды мы положили Костю между собаками — есть у нас такая команда «коврик!», когда собаки лежат спинами друг к другу, а ребёнок между ними греется и расслабляется. Даже с сильной спастикой малыши становятся мягкими и расслабленными, что уж о Косте говорить. И от избытка чувств потёрся Костя головой о мохнатую собачью голову, и вдруг рассмеялся. Мама его, как всегда, раздражённо спрашивает: «Ну, что ты смеёшься опять, что?» А сын с неподражаемой интонацией ей вдруг отвечает: «От счастья!»
Надо было видеть в этот момент лицо мамы. Она дрогнувшим голосом нам говорит: «Надо же, я даже не ожидала, что он может так умно ответить!» Казалось бы, мелочь, но с этого дня она как будто по- другому начала на Костю смотреть, и мы заметили, что Костя во время занятий оглядывается на маму, ловит её взгляд, ищет её одобрения. Между этими, самыми родными людьми, начала таять, казалось бы, бывшая непреодолимой ледяная стена непонимания и отчуждения.
На занятиях с собаками самооценка ребёнка в его собственных глазах, да и в глазах родителей повышается просто удивительным образом. Ведь, взяв поводок, ребёнок становится уже не один, он и собака- это уже команда, где главный-ребёнок. Но при этом ему нужно приспосабливаться к своему партнёру, слушать и выполнять команды инструктора, ориентироваться в пространстве. Всё это заставляет даже самых тяжёлых детей становиться более собранными, внимательными, у них развивается память и координация движений. Даже то, что надо действовать по правилам, развивает волю и дисциплинированность. Ребята приучаются и заботиться о своих четвероногих друзьях, на каждое занятие приносят угощение для собак, награждают за правильно выполненную команду, элементы ухода за собакой обязательно включаются в программу занятий.
Особенно заметны изменения, происходящие с нашими ребятами, во время общих занятий и праздников. По традиции, у нас проводятся ёлки, праздники встречи весны, мы отмечаем начало и конец учебного года. И если после летнего перерыва такие общие занятия помогают детям вспомнить полученные навыки, втянуться в ритм, то в конце учебного года праздник помогает нам подытожить проведённую работу: для нескольких детей из группы мы в прошлом году даже устроили настоящий экзамен, с билетами, с жеребьёвкой собак. Ребята отнеслись к нему очень серьёзно, и, надо сказать, что мы и сами не ожидали, насколько хорошо они справятся с заданиями.
Но основная часть наших праздников- хороводы. Как правило, даже довольно сложные в поведении аутята охотно участвуют в хороводах, да и родители не отстают. Помимо оценки подготовленности детей, их отношения к собакам ( собаки тоже принимают участие), мы достигаем одновременно множества задач : тут и мотивация к общению, и соревнование, и развитие чувства единения с коллективом, ритма, памяти, внимания и т.д. Для нас очень важно, что более опытные и сохранные дети по собственной инициативе стараются во время групповых и общих занятий помогать младшим, трогательно опекают их.
В хороводах принимают участие и желающие здоровые дети, школьники, которые часто заглядывают к нам, чтобы повозиться с собаками и заодно волей- неволей общаются и с нашими детьми. Происходит взаимное обогащение: наши дети получают бесценные коммуникативные навыки, а здоровые дети учатся правильно относиться к особым людям.
Причём, надо отметить, что общаются здоровые ребята с нашими детьми с удивительным тактом, считаются с их особенностями, но и не стремятся потакать любым их прихотям. То есть, правильно относятся, так, как надо. Получается, что у нас интеграция происходит как бы сама собой. Тут ещё можно отметить, что многие дети из «Солнечного Пса» начали и посещать различные школьные кружки, воскресную школу. Один аутичный мальчик ходил в наш храм, ещё до начала занятий в «Солнечном Псе», многие дети посещают храмы по месту жительства. Света Челнокова со своей мамой с прошлого года начала ходить в наш храм.
Надо было видеть её сияющее и одухотворённое лицо, когда она повернулась к нам после всоей первой исповеди, разрешительной молитвы священника. Именно СВЕТ и одухотворённость. И глубокая, тихая радость. Наши прихожане, кто видел её первый раз- не верили, что это «неполноценный» ребёнок. После службы наши особые дети вместе со всеми детьми воскресной школы принимают участие в трапезе, а потом- в занятиях, которые им по силам : тот же хоровод и рукоделие.
Оказалось, что учить общению и действовать по правилам нужно не только особых детей. Как — то в погоне за интеллектуальным развитием совсем упускается из виду, что наши дети не умеют играть друг с другом, их тоже надо учить действовать по правилам, которые одинаковы для всех. И наш хороводный опыт пригодился уже в храме для здоровых детей. Получается, что и в храме происходит взаимное обогащение наших, особых, и здоровых детей.
В связи с участием детей — инвалидов в евхаристической жизни хотелось бы ещё раз обратить внимание, что, к сожалению, далеко не во всех храмах такие дети допускаются к Причастию. Отказ причастить аутиста священники на местах объясняют недостойным поведением таких детей в храме, не совсем понимая, что имеют дело не с невоспитанными, а с тяжело больными детьми. Страдающих же ДЦП отказываются причащать, например, из-за слюнотечения. Видимо, настал момент, появилась необходимость выработать некоторые рекомендации для священнослужителей по этому поводу.
Отдельно хотелось бы ещё раз сказать и об отношении к особым детям в храмах. Чаще мы сталкиваемся с одной крайностью: активным неприятием. И если в бесконечных мытарствах по кабинетам и чиновникам родители притерпелись к бесконечным унижениям, у них вырабатывается некая защитная реакция, то в храме равнодушие, а бывает, что и откровенная грубость оказываются неожиданными, и поэтому особенно больно ранят, а то и вовсе отталкивают от церкви. И отношение к особым людям в храме напрямую зависит от позиции в этом вопросе приходского священника.
Да, наши дети неудобные, не всегда понятные, но и у них есть, чему поучиться нам, здоровым и благополучным. Нам очень не хватает их неизбывной, всепрощающей любви, незлобия, удивительной чистоты. Мы можем поучиться их оптимизму, мужеству и терпению. Какими мелкими оказываются застящие нам глаза бытовые переживания перед тем, что каждую минуту приходится преодолевать «альтернативно одарённым» людям!
Другая же крайность- навязываемый СМИ миф о «детях индиго», сверходарённых существах, видящих ауры и вещающих на своём языке туманные предсказания. В церковной среде он приобретает несколько иные формы, вроде самочинной канонизации «святого Славика» Крашенинникова, умершего от тяжёлого заболевания. Книги с сомнительными «пророчествами» умирающего больного ребёнка расхватываются на православных ярмарках, как горячие пирожки. Невозможно не посочувствовать горю потерявшего ребёнка матери, написавшей книгу, но невозможно не возмутиться, как ловко и цинично из бреда умирающего мальчика слеплена дешёвая сенсация.
Для наших детей такое неумеренное почитание экзальтированных верующих может оказаться прямой дорогой к очень опасному духовному состоянию — прелести. Но родители таких особых детей сознательно отказываются от их реабилитации, мотивируя своё нежелание заниматься с ребёнком тем, что они не хотят разрушать этот «тонкий мир залетевшего к нам невесть откуда эльфа». Если раньше с аутистами не занимались, потому что считалось, что это не лечится, то теперь потому, что считают, что эти дети так всё знают об этом мире, и даже больше. Пусть этот эльф сам не умеет есть и штаны надеть не может — зато он видит ауры! К сожалению, не умеющего себя обслуживать ребёнка в случае утраты родителей ждёт медленное умирание в ПНИ, и никакие сверхзнания и ауры уже не помогут.
Об этом тоже надо помнить, и наша задача — не только помочь альтернативно одарённым детям выявить и развить их таланты, но и научить их жить и найти своё место в этом мире, общаться с ним на его языке. Надо сказать, что, если всё — таки пытаться делать шаги навстречу этому миру, можно многого добиться. Пример тому — наши традиционные ёлки. Поскольку в эту школу мы с первой нашей собакой, Олли, попали благодаря содействию дрессировочной фирмы «Эксллер дог», а её директор, Дмитрий Лялин, является по совместительству и владельцем сайта с большим кинологическим форумом, я с самого первого дня начала вести на этом форуме виртуальный дневничок наших занятий. Многие форумчане горячо переживали за ребятишек, которые у нас занимались, и старались хоть как — то им помочь. А когда приблизился Новый Год, возникла идея организовать ёлку, так сказать, отчётный концерт, и пригласить наших форумчан. Директор школы, Татьяна Ивановна Аникина, человек, о котором я не могу говорить без восхищения, не только разрешила нам ёлку, но и приняла в её организации самое деятельное участие. А форумчане собрали подарки, деньги, организовали застолье, и получился настоящий праздник, на котором многие наши ребята впервые получили возможность не просто выступить, но и просто так, на равных, пообщаться со своими здоровыми сверстниками и взрослыми. И заодно получилась зимняя встреча форумчан. На той же, первой, ёлке и возникла традиция в новогоднем представлении- сказке с участием собак задействовать всех занимающихся детей, которые хоть что — то могут делать. Девочка Света, например, тогда впервые танцевала с Олли, и дальнейшие наши занятия строятся на совершенствовании её номера.
Теперь эксллеровские ёлки «Солнечного Пса» становятся доброй традицией, и помогают нам уже не только отдельные форумчане , но и несколько организаций, одни- подарками, другие- угощением, дружеский реабилитационный центр «Подсолнух» в этом году здорово выручил музыкальным сопровождением . И, конечно, неоценима помощь форумчан, которые помогли и на столы накрыть, и подарки расфасовать и приготовить.
Мы с моими голденами Олли и Никой перед Новым Годом принимаем участие во многих ёлках для детей, и, как ни крути, ёлка для инвалидов всё равно остаётся ёлкой для инвалидов, изолированной. Получается, резервация — она и в праздник резервация. Это объясняется и отсутствием подходящих помещений, конечно же, в первую очередь, ведь, как правило, организации, работающие с «альтернативно одарёнными» детьми, ютятся в крошечных клетушках, за которые платятся немыслимые суммы аренды. А на крупных ёлках, как я заметила, дети вообще не общаются между собой, ни здоровые, ни инвалиды. По сути, на этих наших праздниках выходит так, что как — то само собой, незаметно, моделируется то самое, нормальное, здоровое общество, то самое отношение к инвалидам, которое должно быть: отношение, как к людям. Пусть пока в рамках праздника и школы, но ведь для форумчан теперь не только наши дети не чужие. Смею думать, что и к другим непохожим людям они теперь тоже относятся без страха и брезгливого любопытства, а с деятельным, дружеским участием, вот что важно. Может быть, это и есть самое главное рождественское чудо.
Ну и что там говорить о самих наших детях, не избалованных ни общением, ни подарками, ни вкусной едой, когда они попадают на праздник, где им рады, где для них с любовью и вниманием приготовлены подарки, именно такие, какие нужны, о которых мечтали, и где сами дети — не пассивные потребители удовольствий, а активные участники.
И что говорить о наших мамочках, геройски тянущих, часто в одиночку, своих детей на жалкие пенсии, измотанных бытом и хамством врачей , когда они видят своих детей, счастливых и нарядных, уверенно командующих собакой, со звонким хохотом едущих на паре с бубенцами, среди таких же счастливых здоровых ребятишек! Конечно, они расцветают! И смотрят на своих, даже тяжёлых, деток, совсем другими глазами. И гнетущие свинцовым вопросом «что будет дальше» материнские мысли всё-таки разгоняет лучик надежды. А с надеждой и жить легче.