К первой половине царствования Иоанна IV относится упоминание о нем в житии московского юродивого Василия Блаженного (+1557)
После Литургии в Кремле, Василий Блаженный схватил царя за полу кафтана и спросил: «— Почему я тебя в храме не видел, государь?!»
«— Откуда же я иду?» – удивился царь.
«— Идешь ты из храма,» — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьевых горах был!»
Царь тогда планировал построить свой новый дворец…
По дошедшим до нам свидетельствам современников, Василий Блаженный был единственным человеком, который пользовался уважением царя и мог так просто его обличать.
* * *
С учреждением опричнины в 1565 году, место царя в житиях меняется…
Святитель Герман Казанский (+1567) — монах, миссионер, архиепископ. В 1566 году он был избран помимо его воли царем Иоанном Грозным в митрополиты Московские. В митрополиты поставлен еще не был, когда во время беседы «убеждал царя обратиться к праведной жизни». Всколе архиеп. Герман был найден мертвым. Переоблачение мощей святого в конце XIX века показало, что голова его была отрублена.
* * *
Святитель Филипп Московский (+1569). 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля он так обратился обратился к царю:
«О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!«
После этого, царь пытал и казнил многих приближенных митрополита Филиппа и его родственников из рода Колычевых. В том же году состоялся беззаконный суд, лишивший святителя сана и отправивший его в ссылку. В 1569 году по приказу царя свт.Филипп был задушен в Твери Малютой Скуратовым, ближайшим сподвижником Иоанна Грозного.
* * *
Преподобный Корнилий Псково-Печерский (+1570). Аскет, иконописец, многолетний игумен Псково-Печерского монастыря. Число монастырской братии при нем увеличилось с 15 до 200 человек. Строитель храмов, собиратель древне-русской книжности. В 1570 он встречал царя в воротах монастыря. Царь, увидев мощные монастырские стены, заподозрил игумена в измене и тут же собственноручно убил. В летописи пишется, что царь тут же раскаялся и понес тело убиенного в монастырский Успенский собор. Это дорога до сих пор носит название «Кровавый путь» и на маленький желобок в ее центре богомольцы не наступают — там текла кровь св. Корнилия, который, как написано в той же летописи, «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».
* * *
В том же 1570 году, как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». На одной из улиц Пскова навстречу ему выбежал блаженный Николай (Никола Саллос) верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови».
Когда царь пришел в келью блаженного, тот предложил царю на угощение кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал ему Иоанн. — «Ты пьешь кровь человеческую», — отвечал ему блаженный, поучая царя «многими ужасными словесы», чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Только после того, как по слову юродивого, под царем пал его лучший конь, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города.
* * *
Список можно было бы продолжать и далее.
По сути, Иоанн Грозный выступает в житиях как жестокий и безрассудный правитель, внешне исполняющий церковные обряды и установления, по сути же попирающий все Божии и человеческие законы.
Установка памятника исторической личности — знак почитания и уважения совершенных поступков. Думаю, даже приведенных свидетельств русской церковной истории достаточно, какие поступки почитают и уважают наши современники, увековечившие память царя Ивана Грозного.
PS. Обсуждение в социальных сетях показывает несколько причин почитания Иоанна Грозного. Прежде всего: «Взятие Казани и Астрахани, победа при Молоди, присоединение Сибири», то есть » результатов положительных всё таки больше». Т.е. пытки, насилие и убийства с точки зрения наших вроде бы православных современников вполне искупается и перекрывается территориальными приобретениями.
С другой стороны, вспоминают европейских современников Иоанна Грозного, например Генриха VIII в Англии или Карла IX во Франции. Выходит, что в сравнении с ними Грозный вроде и не самый кровавый, и не самый развратный из тиранов — почему бы тогда памятник не поставить?
Однако, тогда, чтобы поступить честно, на постаменте памятника надо изобразить те яркие сцены из «жития» царя, что сохранены русской церковной историей.