«С великою яростию, яко лев рыкая» — Иван Грозный в житиях святых
В городе Орле открыт памятник царю Иоанну IV Грозному. Событие, безусловно не рядовое. Даже на знаменитом монументе «1000-летие России» этого персонажа русской истории изображено не было. Думаю, историки еще скажут свое слово. Мне бы хотелось поговорить об этом событии с точки зрения русской церковной истории и агиографии. И здесь царь Иоанн Грозный является настоящим рекордсменом по числу житий святых, в которых он выведен как действующее лицо.

К первой половине царствования Иоанна IV относится упоминание о нем в житии московского юродивого Василия Блаженного (+1557)

После Литургии в Кремле, Василий Блаженный схватил царя за полу кафтана и спросил: «— Почему я тебя в храме не видел, государь?!»

«— Откуда же я иду?» – удивился царь.

«— Идешь ты из храма,» — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьевых горах был!»

Царь тогда планировал построить свой новый дворец…

По дошедшим до нам свидетельствам современников, Василий Блаженный был единственным человеком, который пользовался уважением царя и мог так просто его обличать.

* * *

С учреждением опричнины в 1565 году, место царя в житиях меняется…

Святитель Герман Казанский (+1567) — монах, миссионер, архиепископ. В 1566 году он был избран помимо его воли царем Иоанном Грозным в митрополиты Московские. В митрополиты поставлен еще не был, когда во время беседы «убеждал царя обратиться к праведной жизни». Всколе архиеп. Герман был найден мертвым. Переоблачение мощей святого в конце XIX века показало, что голова его была отрублена.

* * *

Святитель Филипп Московский (+1569). 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля он так обратился обратился к царю:

«О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!«

После этого, царь пытал и казнил многих приближенных митрополита Филиппа и его родственников из рода Колычевых. В том же году состоялся беззаконный суд, лишивший святителя сана и отправивший его в ссылку. В 1569 году по приказу царя свт.Филипп был задушен в Твери Малютой Скуратовым, ближайшим сподвижником Иоанна Грозного.

* * *

Преподобный Корнилий Псково-Печерский (+1570). Аскет, иконописец, многолетний игумен Псково-Печерского монастыря. Число монастырской братии при нем увеличилось с 15 до 200 человек. Строитель храмов, собиратель древне-русской книжности. В 1570 он встречал царя в воротах монастыря. Царь, увидев мощные монастырские стены, заподозрил игумена в измене  и тут же собственноручно убил. В летописи пишется, что царь тут же раскаялся и понес тело убиенного в монастырский Успенский собор. Это дорога до сих пор носит название «Кровавый путь» и на маленький желобок в ее центре богомольцы не наступают — там текла кровь св. Корнилия, который, как написано в той же летописи, «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище».

* * *

В том же 1570 году, как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». На одной из улиц Пскова навстречу ему выбежал блаженный Николай (Никола Саллос) верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови».

Когда царь пришел в келью блаженного, тот предложил царю на угощение кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал ему Иоанн. — «Ты пьешь кровь человеческую», — отвечал ему блаженный, поучая царя «многими ужасными словесы», чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Только после того, как по слову юродивого, под царем пал его лучший конь, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города.

* * *

Фото: moskva.glavny.tv

Фото: moskva.glavny.tv

Список можно было бы продолжать и далее.

По сути, Иоанн Грозный выступает в житиях как жестокий и безрассудный правитель, внешне исполняющий церковные обряды и установления, по сути же попирающий все Божии и человеческие законы.

Установка памятника исторической личности — знак почитания и уважения совершенных поступков. Думаю, даже приведенных свидетельств русской церковной истории достаточно, какие поступки почитают и уважают наши современники, увековечившие память царя Ивана Грозного.

PS. Обсуждение в социальных сетях показывает несколько причин почитания Иоанна Грозного. Прежде всего: «Взятие Казани и Астрахани, победа при Молоди, присоединение Сибири», то есть » результатов положительных всё таки больше». Т.е. пытки, насилие и убийства с точки зрения наших вроде бы православных современников вполне искупается и перекрывается территориальными приобретениями.

С другой стороны, вспоминают европейских современников Иоанна Грозного, например Генриха VIII в Англии или Карла IX во Франции. Выходит, что в сравнении с ними Грозный вроде и не самый кровавый, и не самый развратный из тиранов — почему бы тогда памятник не поставить?

Однако, тогда, чтобы поступить честно, на постаменте памятника надо изобразить те яркие сцены из «жития» царя, что сохранены русской церковной историей.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.