Храм Саграда Фамилиа стал отправной точкой разговора о современном содержании храмовой архитектуры, который состоялся в Московском архитектурном институте (МАрхИ) в рамках конференции «Покровские встречи-2013». На встрече выступил сегодняшний главный архитектор Саграда Фамилиа Жорди Фаули и историк искусства Мариелла Карлотти. Во встрече принимали участие студенты и профессора МАрхИ и Свято-Тихоновского университета, архитекторы, специалисты по храмовой архитектуре.
«Тема для нас особенно дорога, — сказал Дмитрий Швидковский, ректор МАрхИ — ведь о личности Антонио Гауди, о его творениях и о храме Саграда Фамилиа наши студенты слышали не раз в этом зале. В советское время к архитектуре конца XIX — начала XX века относились негативно. И именно архитекторы добивались и в конце концов добились того, чтобы этот период вошел в историю архитектуры и для советских студентов».
Строительство храма началось в 1882-м году, к тому времени Европа стала отходить от ценностей христианства, головами людей завладели коммунистические идеи о построении на Земле рая. Богу в нем места не отводилось. И вот на этом фоне, как отметила Мариелла Карлотти, «группа людей, объединенных верой, решают купить участок земли и построить там храм, цель которого — искупление грехов». «На картуше первого камня мы читаем свидетельство веры людей, которые вот так видят смиренный ответ на те обстоятельства, в которых им приходится жить», — продолжила Мариелла Карлотти. В частности, на картуше написано: «Да восставит храм от равнодушия заснувшие сердца, да превознесет веру, да воспламенит любовь…»
Полное название храма — Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа), и строится он только на частные пожертвование. В какой-то мере этим можно объяснить то, что его строительство захватило три столетия. К тому же непростую задачу поставил перед своими последователями Антонио Гауди, ставший главным архитектором храма через год после начала строительства (первый архитектор — Франсиско дель Вильяр).
Освящен храм был 7 ноября 2010 Папой Бенедиктом XVI, когда мир (в том числе и Испания) стал практически полностью секуляризованным. По мнению Мариеллы Карлотти, это было методологически важно: «Папа не стал обличать зло, жаловаться. Но он указал на место прекрасного. Ведь люди меняются не когда им указывают на их зло, а когда обращают внимание на добро, на красоту».
На встрече не раз отмечалось, что не Гауди создал храм Саграда Фамилиа, а храм создал Гауди. Потому что именно за те десятилетия, что архитектор трудился над созданием храма, он стал по-настоящему верующим человеком.
Он занимается не только работой над строительством храма, но и облагораживает пространство около него: сажает деревья, неподалеку создает приходскую школу для детей рабочих, занятых в строительстве.
В 1926 году после смерти Гауди храм выглядел так: фасад Рождества, за которым — ничего. «Мы возвели целиком фасад храма, чтобы его красота не позволила оставить начатое дело», — говорил Антонио Гауди. И только с одним законченным фасадом храм приобрел вид, узнаваемый во всем мире.
Жорди Фаули стал главным архитектором Саграда Фамилиа 23 года назад. «Я помню храм с детства, — говорит архитектор. — Помню, как играл у фасада Страстей, который строился на моих глазах».
По словам Фаули, архитекторы стараются следовать задумкам Гауди, осмысливать его идеи. О них можно судить и по его записям, и по оставленным макетам (часть которых была разрушена во время Гражданской войны в Испании 1936 — 1938 годов). А также — уже основываясь на его достижениях в архитектуре.
Сейчас заканчивается работа над фасадом Страстей. «Сами формы архитектуры передают боль и страдания, — говорит Жорди Фаули». И продолжает: «Гауди говорил, что художники будущего смогут обогатить храм своими произведениями. Сам архитектор отталкивался от традиций, сочетая их с новейшими технологиями. Он объединяет мастерство и технику, вводя новые форма строительства».
По замыслу Гауди все три фасада — Рождества Христова, Страстей и Славы, а также портал святой девы Розарии должны быть близки друг другу по стилистике и венчаться башнями криволинейных очертаний.
В центре — шесть башен, самая высокая, посвященная Христу — 172, 5 метра. Она окружена четырьмя другими, символизирующими евангелистов. Башня над апсидой посвящена Деве Марии. Антонио Гауди говорил, что колонны — символ души, стремящейся к Богу. Сам Гауди создал новый вид колонны — в основании ее восьмиугольник, который по мере возвышения приходит к форме почти правильного круга.
Колонны центрального нефа напоминают пальмы — символ мученичества. Вверху апсиды — золотой треугольник — символ Бога. В центре средокрестия — золотой цвет — символ Небесного Иерусалима.
Внутри храм, как считает Мариелла Карлотти — это лес, птицы, жизнь человеческая. А наружу вынесено то, что по традиции обычно скрывалось в стенах храма — тайны жизни Христа: Рождества, Страстей и Славы. То есть миру открыли тайну Церкви, словно вывернув традиционную церковную архитектуру.
Планируя храм, Гауди предусмотрел и место для более чем тысячи певчих. «Если мы не научим людей нашим песнопениям, они будут петь революционные песни», — говорил он.
«Гауди разработал проект уникальной церкви, которую он никогда не увидит, — заметила Мариелла Карлотти. — Я думаю, мы не выйдем из современного кризиса, пока человек будет браться лишь за то, что находится в пределах его досягаемости, смотреть лишь на то, что попадает в его поле зрения, не заглядывая дальше».
Подготовила Оксана Головко