«Так чьи же мощи предъявляет Тихонова обитель?» Статья под таким названием недавно была опубликована на сайте Свято-Николо-Тихоновой обители (хотя, конечно, правильнее назвать этот сайт личным сайтом схиигумена Агафона (Чеснокова), и была молниеносно перепечатана в Русском Вестнике и на печально известном сайте Русская Народная Линия.
Из статьи следует, что епархиальный архиерей не только сам противится якобы очевидному обретению мощей основателя обители, но и повлиял на выводы Синодальной комиссии.
Статья отца Агафона вызывает у меня воспоминания 17-летней давности. Я, тогда очень молодой иерей, служил в нескольких километрах от Тихонова монастыря, когда в монастырь был назначен только рукоположенный отец Агафон (да-да, несмотря на солидный возраст, отец Агафон рукоположен не так и давно).
Честно сказать, мне отец Агафон сразу понравился. Несмотря на его неопытность как священника и настоятеля монастыря, он выгодно отличался от прежних настоятелей, проводивших все свободное время в пьянстве. К слову, оба этих предшественника схиигумена Агафона уже лишены сана. Но отец Агафон был не таким.
Молитвенно настроенный, стремящийся возродить обитель (и много сумевший сделать в этом направлении), он понравился мне тем, что был зрелым человеком с устоявшимися взглядами. К сожалению, оказалось, что эти устоявшиеся взгляды достаточно далеки от Православия.
Но об этом я узнал позднее, а из первых встреч я вынес очень доброе отношение к только что рукоположенному иеромонаху, стремился помочь ему советами в тех областях, в которых мои знания позволяли делиться ими.
В один из моих приходов в монастырь отец Агафон прямо с ворот обители обрадовал меня новостью, что им обретены мощи преподобного Тихона. Согласно его рассказу, три голубка провели его до места во дворе, где было решено копать яму. В яме и были обретены мощи Преподобного, которые были немедленно перенесены в храм, и уже были явлены чудеса: одной девочке был слышен голос от мощей, который сказал, что это и есть некогда сокрытые мощи преподобного Тихона.
«Мощи» пребывали в храме, и к ним уже было организовано паломничество – несколько приезжих женщин читали акафист у «мощей». Был уведомлен и правящий архиерей — архиепископ Амвросий. Все шло своим чередом, однако мое природное любопытство разрушило идиллию. Молодой человек, я не удовлетворился рассказом наместника и спустился в яму, где были обретены «мощи».
И вскоре пред глазами изумленного отца Агафона обнаружилось еще три или четыре «главы преподобного Тихона», несколько рук, ног и прочих частей скелета. Оказалось, что отец Агафон просто раскопал древнее монашеское кладбище. Причем по состоянию останков нельзя было точно соотнести одни части скелета с другими и сказать, кому принадлежит та или иная кость.
Получается, что из ямы был извлечен нужный комплект костей для составления одного скелета, то есть совершен подлог. Несомненно, что такой мой вывод не мог понравиться отцу Агафону, который на основании «чудесного голоса к девице» продолжал утверждать, что эти останки – именно мощи преподобного Тихона. И тогда я позвонил владыке Амвросию…
Не знаю, какую роль сыграл этот звонок, но вскоре «мощи» были убраны и разговоры об обретении мощей прекратились. Впрочем, спустя некоторое время разнокалиберные останки нескольких монахов вновь появились в Крестовоздвиженском храме монастыря, правда, теперь их именуют «мощами игумена Ионы Балахонца». Случилось это после того, как одному монаху было сонное видение. Правда, сам монах имя точно не запомнил, что не помешало отцу Агафону выставлять останки для поклонения.
Второе «обретение» прошло как-то мимо меня, но, как известно, и они тоже были со временем признаны даже самим отцом Агафоном не имеющими отношения к Преподобному.
И вот, наконец, третье «обретение». Я не был непосредственным участником этого события. Поэтому вся информация – с сайта о. Агафона. Как мы знаем, преподобный Тихон был обретен нетленным, нетленным же и был сокрыт под спуд.
Странно, что отец Агафон, найдя гроб, длиной 1 метр 63 сантиметра, мог предположить, что в нем мог поместиться преподобный Тихон ростом под два метра. Однако такой вывод и сделал настоятель монастыря.
Правда, при достаточно подробном описании «обретения» не было сказано то, о чем впоследствии пишет о. Агафон – о вложенных один в другой гробах. То ли это опущение, то ли… не знаю, не хочется думать о злонамеренном подлоге. Зато о мнимом безразличии правящего архиерея – епископа Иосифа, можно многое сказать.
Сразу же после того, как о. Агафон сообщил об «обретении», из епархии приехала авторитетная комиссия. Именно она и сделала первые исследования произошедшего события. Так что о безразличии архиерея говорить не приходится. Епископ Иосиф не объявил останки не мощами преподобного Тихона.
Наоборот, ответственно подходя к ситуации, все материалы он передал в Синодальную комиссию по канонизации. Да и Синодальная комиссия не ограничилась отпиской, а обозначила последовательность действий для исторического исследования, назначила своих экспертов. Но, не дождавшись профессионалов, отец Агафон поднял шум.
Не пожелав следовать предписаниям Синодальной комиссии, привлек Русский Вестник и Русскую Народную Линию. Интересно, если отец Агафон так боится идти официально предписанным путем, то насколько он сам верит в подлинность «мощей»? Ну а мне стоит рассказать о моем последнем посещении этой обители.
Буквально месяц назад я был привлечен дисциплинарной комиссией в качестве консультанта. Отец Агафон просил разрешения восстановить старый проход между двумя частями центрального храма обители. Некогда в центральном храме обители было два боковых придела, а к центральному алтарю существовал проход в центре храма. Затем проход был закрыт.
Конечно, странно, что задумался о перестройке отец Агафон лишь сейчас, спустя долгие годы служения. На месте прохода поставлен престол, с учетом отсутствия прохода сделан чудесный резной иконостас, который неминуемо пострадает при реконструкции. Вроде бы необходимости такого восстановления нет, так как имеется боковой проход к центральному алтарю, уже 20 лет существующий как отдельный храм.
Но причина была обнаружена. РНЛ пишет о том, что «мощи пребывают в алтаре». Однако это не так, «мощи» давно лежат в храме, и, чтобы открыть к ним доступ паломников, надо лишь восстановить этот, уже забытый, проход из центральной части храма. Ничего не надо переносить, сам проход откроет широкий доступ посетителям обители к останкам, о которых до сих пор нет экспертного заключения и решения Синодальной комиссии.
Но в алтаре есть «мощи». За престолом у семисвечника на марлевой повязке (той самой, в которых ходят врачи, с резинками для ушей, что выглядит рядом со святыней комично) лежит большая кость со следами изъятия частиц. Отец Агафон вновь не дожидается никого, вновь раздает «мощи преподобного Тихона». Уже в третий раз…
Сколько же мощей преподобного Тихона суждено обрести о. Агафону? Да и нужно ли обретать мощи, некогда сокрытые под спудом по велению самого Преподобного? В XVI веке настоятель обители решил самочинно открыть мощи Преподобного, однако ослеп и прозрел лишь тогда, когда повелел сокрыть мощи. Так зачем идти против воли преподобного Тихона?
И произойдет ли хоть раз настоящее чудо – чудо послушания схимонаха даже не епархиальному архиерею, на это я уже не надеюсь, а Синодальной комиссии по канонизации, в ведении которой находится вопрос обретенных останков? Владыка Иосиф после раздела Иваново-Вознесенской епархии не имеет непосредственного отношения к Тихоно-Луховской обители, но вопрос все равно остается в ведении не исключительно нового епархиального архиерея, а, прежде всего, Синодальной комиссии.
И, если отец Агафон желает решить вопрос о принадлежности обретенных останков преподобному Тихону, ему необходимо следовать тем предписаниям, которые он получил от комиссии. Искренне желаю отцу Агафону проявить смирение и послушание.