Самое тяжелое лето в жизни
— Почему вы называете детей, сдающих экзамен — «жертвами ЕГЭ»?
— В 2008 году, когда все только начиналось, одна дама по телевидению рассказывала: «Никакого стресса. Ребенок приходит и в комфортной обстановке пишет тесты». Однако уже тогда было ясно, что она сама не верит тому, что говорит.
Представьте, каков уровень стресса у современных детей. Их обыскивают металлодетектором, ставят охрану, они не могут даже нормально сходить в туалет.
Да, в кабинку сопровождающие не имеют права заходить, но в некоторых случаях там просто снимают дверь. Никакой интимности нет, стрессовый фон зашкаливает.
— Как сдавали ЕГЭ ваши дети?
— У старшей дочери Даши очень тонкая душевная организация, и в процессе сдачи ЕГЭ у нее был сильнейший стресс, депрессия. Я водила ее к коллегам, экзамены она сдавала буквально на таблетках. Некоторое время назад я проводила тренинг, в котором Даша принимала участие. Одним из вопросов была проблема детских травм, в каком возрасте они происходили. Как выяснилось, у Даши — в 17 лет. Она старший ребенок в многодетной семье, и можно было предположить, что самый серьезный стресс был в 3 года и 3 месяца, когда родилась Арина, либо в 7 лет, когда родился Лев.
Нет, выяснилось, что для нее самая большая травма — это как раз то время, когда она сдавала единый госэкзамен. И до сих пор последствия дают о себе знать. В этом году она защищает диплом в вузе, и самое страшное в том, что ЕГЭ, даже пять лет спустя, у нее откликается. К счастью, на этот раз мы не довели ситуацию до критической, я уже сама работала с Дашей, и повторения тех проблем удалось избежать.
Арина сдавала ЕГЭ проще, Лев в этом году сдает ОГЭ, и у него бывало так, что он просыпал консультации и даже экзамены. Но тут надо сказать, что и для родителей с каждым последующим ребенком требовательность к ним снижается. Первый ребенок — это «экспериментальный» вариант, к нему выше требования. На старшего родители возлагают все свои надежды, его дрессируют больше всех.
Есть еще один момент — не дети так серьезно к ЕГЭ относятся, это мы их так накручиваем.
Накручивает школа, родители. Я сдавала в 10-м классе 7 экзаменов и потом три вступительных. И я помню то лето, оно было одним из самых тяжелых в моей жизни. Но, тем не менее, такого стресса я не испытывала — под камерами писать тест и бояться ошибиться, потому что от этого зависит фактически твоя жизнь…
ЕГЭ вводили для того, чтобы процедура сдачи экзаменов была честной, чтобы у всех были равные условия. На самом деле эти цели не достигаются, уровень знаний выпускников неуклонно снижается, уровень стресса, наоборот — зашкаливает.
Четыре диплома или счастливый человек
— Как вы думаете, психологически детей можно заранее подготовить к сдаче ЕГЭ? Кто должен играть в этом ведущую роль — родители, учителя?
— Конечно, подготовить можно, снижая уровень значимости экзамена. Ведущую роль должны играть родители. В психологии существует убеждение, что до 14 лет проблемы детей — это проблемы родителей. Если родители хотят, чтобы у них был нормальный ребенок, для начала нужно разобраться с собой. Здесь возникает вопрос: ради чего родители хотят то или иное образование детям? Кем они хотят видеть своих детей? Что для них более важно: чтобы у ребенка было 4 диплома или дети должны вырасти, в первую очередь, счастливыми людьми?
— На ЕГЭ бывают разные ситуации. Например, в этом году девочку вынудили снять бюстгальтер, заподозрив, что она там что-то спрятала. Или, знаю случай, когда у ребенка на экзамене вывалились все шпаргалки — прямо перед камерами… Нужно ли учить детей избегать таких традиционных во все времена способов подготовки?
— По поводу шпаргалок — скажу сразу, пишите! Обязательно, по всем предметам, своими словами, и так, как удобно. НО — никогда не пользуйтесь. Написал — оставь дома. Когда человек пишет шпаргалки, у него задействованы все каналы восприятия — зрительная, механическая, долгосрочная память, краткосрочная и т.д. Писать надо, перерабатывая материал — так запоминается гораздо лучше. Почему ими не пользоваться? Потому что, когда есть шпаргалки, мозг в условиях стресса отключается и происходит подмена цели: вместо того, чтобы думать над вопросами экзамена, он начинает соображать, как вытащить шпаргалку.
Эта история со шпаргалками мне замечательно известна со стороны ребенка. Я сдавала в 10-м классе химию, в которой я мало что понимала, и честно написала шпаргалки — тогда было модно делать длинные, которые можно было раскрутить, и пришила их к юбке. Утром с веником цветов я пошла в школу. А тут как раз химик на экзамен, и идет прямо за мной. Как выяснилось, пока мы шли, шпаргалки по химии сыпались из меня ему прямо под ноги! Тогда над этим можно было посмеяться. Я с тройками закончила школу, зато институт с красным дипломом. Школьные оценки совершенно не влияют на то, как человек будет учиться в вузе.
Однако чем больше запретов, тем более старательно дети будут их обходить.
Любим ребенка в любом случае
— Как разговаривать с ребенком, если на ЕГЭ у него не те результаты, которые ожидал он и его родители?
— Для этого у родителей должны быть планы В, С и D. Надо ребенку показать разные пути достижения цели. Или даже обратиться к психологу — проиграть эти пути или использовать любые другие возможности снятия психологического стресса.
Во-вторых, очень важно снижать значимость результатов. «Я в любом случае тебя люблю и меньше любить не буду, каковы бы ни были твои результаты на экзаменах» — должен быть именно такой посыл. Родителям не надо паниковать, жизнь на этом не заканчивается. Ребенок чаще всего боится того, что родители не будут его любить. А это один из самых страшных страхов. Поэтому ребенку важно давать понять, что его любят в любом случае. И как бы ни повернулась жизнь, это его жизнь, его выбор и его судьба. Захочет — он может получить любое образование и стать тем, кем он захочет, оценки при этом вторичны. Первично желание что-то делать и мотивация.
Очень часто дети и делать ничего не хотят по той причине, что родители ими недовольны. Ребенок рождается — и у него нет понимания, что он какой-то не такой, плохой, неправильный. Он ощущает себя хорошим. А то, что он хуже других, ему уже показывают родители. Здесь важно соблюсти баланс: с одной стороны, ребенок не должен вознестись и возгордиться, он не должен считать себя пупом земли. С другой стороны, ребенок не должен считать себя не способным ни на что.
В нашей культуре как-то считается, что чем больше мы будем ребенка клевать, чем больше будем показывать ему его недостатки, тем быстрее он побежит их исправлять. Положа руку на сердце: много вы видели людей, которые побежали исправлять свои недостатки после того, как им на них указали?
Максимум, что сделает человек — он начнет считать себя действительно неспособным, еще хуже — поверит, что он действительно такой, и начнет это демонстрировать своим поведением.
— Родителям нужно помнить, что ребенок имеет право на ошибку?
-Это надо не просто знать, но и самим себе дать право на ошибку. Мы же мним себя хорошими родителями.
— Если ребенок учится в МГУ — я хорошая…
— А если в соседнем ПТУ — то плохая мать! Очень часто родители реализуют через ребенка свои амбиции: если я чего-то не достиг, то сделаю из тебя музыканта, программиста или миллионера. Вот эти вещи очень сильно завышают ожидания, потому что ребенок чувствует: есть нечто, что ему не принадлежит, но что от него хотят.
Еще одна важная вещь — надо понимать, что к достижению цели могут вести разные дороги. С ребенком надо сесть и, примерно представляя направление, обговорить: генеральный путь вот такой, а ты как думаешь? А как бы ты решил? И показать, что есть еще и другой путь.
Можно закончить 11 классов, поступить в университет, закончить бакалавриат, магистратуру и иметь полное образование. А можно после 9-го класса пойти в колледж и потом поступить в институт. Или обучаться дистанционно после окончания школы. В любой сфере деятельности минимум три дороги найти можно.
Очень важно родителям иметь такую гибкость мышления и подсказывать детям. Еще одна важная вещь — не пытаться через детей реализовать свои задачи. Главное — это вырастить достойных людей, а уж кем они будут по профессии — это вторично.