Главная Общество

Самолет перевернулся в воздухе и благополучно приземлился – что не так

Это фальшивое новостное видео видели 14 миллионов человек – и даже я
«Самолет борется со штормом, переворачивается, но в итоге благополучно садится на землю и из него выходят испуганные пассажиры. Видео в Facebook бывают безумными, но от этого я не могу оторвать взгляд», – говорит Джеффри Фаулер, колумнист The Washington Post.

Это безумное видео с самолетом — абсолютная подделка. Тем не менее, оно было просмотрено 14 миллионов раз — в том числе и мной. Вот почему фальшивые новости все еще существуют.

Однако это видео — абсолютная фальшивка, собранная из созданного на компьютере клипа и не связанного с ним реального новостного сюжета. Это не помешало этому ролику попасть в мою ленту новостей через перепост у друга. Я посмотрел его. Наверно, вы тоже — у видео было 14 миллионов просмотров.

Все знают, что интернет полон обмана. Так как поддельные сообщения в Facebook, видеоролики в YouTube и твиты дурят нас?

Чтобы узнать это, я провел настоящее расследование. Я нашел создателя оригинального клипа с компьютерной графикой самолета и поговорил с представителем Facebook.

Что делает фальшивые новости эффективными? Почему я это увидел? И что мы можем с этим поделать?

Создатели фейковых новостей «не лояльны ни одной идеологии или территории», — говорит менеджер Facebook Тесса Лайонс, в задачи которой входит сокращение дезинформации. «Они захватывают любую тему», чтобы заработать деньги, считает она.

В этом году Facebook удвоил количество персонала, борющегося с фальшивыми сообщениями в сети, до 20 тысяч человек. По данным Стэнфордского и Нью-Йоркского университетов, благодаря этим усилиям, независимым модераторам информации и новым технологиям, взаимодействие пользователей Facebook с известными поддельными новостными сайтами сократилось на 50 процентов с 2016 года.

Но если вы считаете, что у вас иммунитет к подобным вещам, вы ошибаетесь. Все сложнее понять, где фейк в фото и видео.

Поддельные новости — часть онлайн-экономики, которая позволяет монетизировать социальные сети для получения выгоды от наших кликов и внимания. И пока инструмента, способного остановить это, нет, нам всем следует быть внимательнее по этому поводу.

Видеть значит верить

Безумное видео с посадкой самолета впервые появилось 13 сентября на странице Time News International в Facebook под заголовком «Самолет авиакомпании Capital Airlines, следовавший из Пекина в Макао, на борту которого находились 166 человек, совершил вынужденную посадку в Шэньчжэне 28 августа 2018 года».

Ни один коммерческий самолет не может совершить такой кувырок так близко к земле. Но реальный самолет действительно совершил аварийную посадку в августе в Макао.

Четыре дня спустя режиссер Аристоменис Цирбас стал получать сообщения от своих друзей. Годом ранее Аристоменис создал и опубликовал на YouTube видео с использованием компьютерной графики. Теперь кто-то взял его ролик и использовал его в начале фейковой новости.

Аристоменис работал над такими фильмами, как «Титаник» и «Стар Трек», создание реалистичных и неправдоподобных роликов — его хобби. Он размещает их на YouTube, с одной стороны, чтобы продемонстрировать возможности компьютерной графики, с другой — чтобы заработать немного денег на YouTube.

Реализм ролика сыграл большую роль в том, чтобы превратить поддельную историю в вирус. И это типичная история: манипуляции с фотографиями и видео наиболее часто становятся вирусом, считает Тесса Лайонс из Facebook. Иногда, как в случае с самолетом, используются кадры из реальных новостных видео, чтобы сделать подделку более похожей на правду. «Действительно сумасшедшие вещи, как правило, распространены меньше, чем видео, которые могут быть правдоподобны», — объясняет Тесса.

Даже спустя десятилетия существования «Фотошопа» и компьютерной графики большинство из нас все еще плохо отличают подлинность от подделки (вы можете проверить свои способности, например, здесь).

Другой урок: фейковые новости часто меняют контекст фотографий и роликов так, как их создатели не могли себе и представить.

Аристоменис рассматривал свои видео как сатиру или шутку, но он никогда явно не обозначал это. «По ним ясно, что это неправда», — говорит он. Но после того, как мы пообщались, он написал мне, что теперь будет добавлять дисклеймер к своим видео.

Сатира может потерять важный контекст, даже если она спрятана в самом изображении. В 2017 году художница Джессика Сэвидж Бройр в «Фотошопе» создала фотографию, на которой президент Дональд Трамп едет на лодке по затопленному Хьюстону и передает красную шапку жертве наводнения. Художница, критикующая президента США, рассказала, что сделала это изображение, чтобы показать, что люди должны «использовать навыки критического мышления». Но год спустя снимком стали делиться сторонники действующего президента — как свидетельством его гуманитарной работы.

Алгоритм возмущения

Но почему кто-то решил превратить ролик с самолетом в фальшивый новостной репортаж?

Нет четкого ответа, только подсказки. Я направил вопросы создателям страницы Time News International, где был размещен ролик, по почте, через Facebook и по номеру телефона, но не получил ответа.

Тесса рассказала, что страницы, содержащие фейковые ролики, чаще всего создаются по экономическим причинам. Они публикуют ссылки на статьи на сайтах с довольно правдоподобными названиями, заполненными рекламой или вирусами, угрожающими нашей онлайн-безопасности.

Коллеги Тессы поделились со мной полудюжиной примеров поддельных новостей, но экономические причины их создания не всегда очевидны. Например, страница Time News International не публикует ссылки на внешние сайты, хотя фейковые видео и фото появляются там регулярно. Они привлекли к странице 225 тысяч подписчиков — это база, которую в будущем можно будет монетизировать.

В некоторой степени в распространении фейковых новостей есть вина Facebook и других социальных сетей. Создателям фейков легко привлекать новых подписчиков, так как публикации не требуют проверки, а алгоритмы настроены так, что на вершине новостной ленты находятся посты, которые вызывают наибольший гнев. Я увидел это сумасшедшее видео с самолетом только потому, что Facebook решил, что должен показать его мне.

Создатели фальшивых новостей также используют наших друзей, чтобы добавить их авторитет. Когда я впервые увидел видео с самолетом, я не сразу заподозрил фальшивку, так как им поделился парень, которого я считаю умным.

Хватит распространять новости

17 сентября, через несколько дней после публикации фальшивого ролика с самолетом, видео было обнаружено программами Facebook, которые автоматически ищут поддельные новости. Компания не раскрывает, как именно они работают, но, по словам Тессы Лайонс, система в том числе учитывает комментарии, которые люди оставляют под такими постами.

Видео просмотрели независимые модераторы и признали его подделкой, после алгоритмы социальной сети сделали так, что оно стало меньше появляться в новостных лентах.

Но почему фальшивое видео остается в сети, в то время как Facebook удаляет другие посты? В компании утверждают, что удаляют только сообщения, нарушающие нормы сообщества, например, содержащие порнографию. «Моя работа в том, чтобы помешать распространению фальшивой информации, — говорит Тесса Лайонс. — Даже если какой-то пост подделка, мы не запрещаем людям делиться им. Мы только даем им контекст».

Теперь, когда видео появляется в ленте новостей или кто-то хочет поделиться им, пользователь видит сообщение «Дополнительная информация» и ссылки на отчеты организаций, проверяющих факты.

«Я не думаю, что это наш успех», — говорит Тесса Лайонс. Как правило, просмотр сообщений, помеченных Facebook как подделка, снижается на 80%. Значит, без вмешательства социальной сети у видео могли бы быть сотни и миллионы просмотров (впоследствии автоматизированные системы Facebook обнаружили дубликаты видео, загружаемые другими страницами).

Это также проблема медиаграмотности. Facebook и другие соцсети создают руководства о том, как распознать фейковые новости, но сложно изменить поведение, которое одновременно типично для человека и основополагающе для общения в соцсетях.

Мистификации были всегда, но, возможно, нам нужно время, чтобы усвоить, насколько легко они создаются.

В Facebook уже отслеживают новое поколение поделок, для которых не требуется такой опыт, как у Аристомениса. Для их создания используется искусственный интеллект, который сращивает биты из множества разных роликов, чтобы, например, сделать фальшивую речь президента.

Может быть, в конце концов мы научимся меньше доверять нашим друзьям — по крайней мере онлайн. Если вы не хотите стать таким другом, то перед тем, как поделиться очередным фейком в соцсетях, остановитесь и проверьте источник.

Washingtonpost.com

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.