Рекламу в сторону
Пролетела пора каникул и отпусков. Снова заработали на полную мощность разнообразные секции по самообороне. Куда лучше пойти?
Или еще спрашивают так:
– Что эффективнее? Какая секция самообороны самая-самая?
– У нас наиболее современная система самообороны. Всё научно обосновано и потому действенно. Тренируемся, учитывая законы биомеханики, – заявят в ответ представители одной секции.
– А наше боевое искусство очень древнее. То есть прошло хорошую проверку, опробовано на опыте многих поколений, – заметят представители другой секции.
– Обратите внимание, кто будет вас учить. Вот наш тренер – чемпион мира. У него занимаются элитные спецподразделения. На занятиях он дает секретные очень эффективные техники, – с достоинством произнесут представители третьей секции.
Отнесемся к этим заявлениям с разбором, критически, как к рекламе. Мне думается, что важнее для нас – насколько толковый в выбранной секции тренер. Это важнее, чем ультрасовременность или древность самооборонных техник, которые нам будут в секции давать.
Неловко говорить, только чемпионаты мира сейчас часто проводятся по «версии ты-да-я-да-мы-с-тобой». На так называемый чемпионат мира собирается всего лишь 35 спортсменов из 4 ближайших стран. Разве эта группа людей реально представляет целый бойцовский мир? Нет, это не мир, а мирок.
Подобных мирков по всему миру существуют сотни и сотни. В каждом из них имеются свои чемпионы и чемпиончики, впрочем, некоторые из чемпионов могут оказаться неплохими бойцами.
Как известно, научить можно только тому, что сам знаешь. Это вполне справедливо для обыденных вещей, для воинских искусств. Это же справедливо и для духовной брани, вот что апостол говорит о Христе Спасителе: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2: 18). Тренер воспитывает бойцов, и сам он должен быть бойцовской закалки, это ясно.
Однако для тренера мало иметь опыт бойца, нужен еще талант педагога. Далеко не у всех хороших бойцов получается свои самооборонные навыки передать другим людям. Тренер высокого класса может и не иметь за своими плечами высоких чемпионских достижений, достаточно того, что он воспитал реальных бойцов высокого уровня.
Обратим пристальное внимание на тренера и на тех, кого он вырастил. Он действительно востребован у спецназовцев, как хвалится, или нет? Бывает, что некий оборотистый тренер пару раз навяжется провести бесплатный семинар по рукопашному бою в каком-либо военном подразделении, и потом всю жизнь вещает, что его выученики успешно воюют в горячих точках. И, конечно, повоевавшие бойцы буквально плачут от благодарности учителю за бесценные тренировки…
Вообще послужной список тренера при малейшей возможности следует выяснять во всех деталях. Это касается не только его достижений, но и траектории его бойцовского пути: с чего начинал, какими видами единоборств занимался. Набранный тренером в разных секциях опыт, скорее всего, проявится на занятиях.
Если он в молодости начинал с вольной борьбы, затем 10 лет занимался боксом, то теперь он может, позанимавшись 3 года кудо, набирать группу по этому единоборству. И это будет секция кудо в его интерпретации. Скорее всего, в его тренерской версии кудо будет ощутим боксерский натиск и силовая борьба вольника – гораздо сильнее, чем работа ног из каратэ.
Уже по названию секции можно сориентироваться, куда мы попали, что здесь преподают. Но нередко бывают и варианты одной и той же школы самообороны, меж которыми чувствуется большая разница. Поэтому нелишне держать в голове вопросы: чему научит меня этот тренер – поставленной ударной технике, борьбе, или и тому, и другому.
В последнем случае уточним еще: в каких пропорциях я отрабатываю ударную технику и в каких – борцовскую? Не стесняемся задавать вопросы!
Какой тренер, такие и тренировки
Тренер не просто выполняет заранее составленный план занятий, он создает атмосферу тренировки. В каждой секции она – своя.
Если на занятиях больше слов, чем дела, то в такой секции самозащите не научишься. Вместо того чтобы отрабатывать технику самообороны, мы будем слушать перлы тренерского остроумия или динамичные выпуски тренерской саморекламы.
Хороший тренер на занятиях не самоутверждается, не пытается изобразить из себя непобедимого всезнающего гуру. Любого гуру-тренера в сторону! Гуруизмом занимаются люди, страдающие от чувства собственной неполноценности. Они ведут занятия, не чтобы помочь другим, а чтобы помочь себе.
Как правило, с первого занятия видно, что тренер не подчеркивает свое превосходство перед учениками, бережет их от лишних травм (дает размяться-растянуться, дозирует физическую нагрузку), уделяет внимание каждому. Если новичок что-то делает неправильно, тренер его вежливо останавливает, терпеливо объясняет – в чём ошибка, чем она чревата, как ее исправить. Вот что такое хороший тренер.
Отметим для себя после занятия – чему же нас учит тренер? Тому, что нам в жизни пригодится? Или он учит какой-то заковыристой технике, которая его самого почему-то интересует? Или учит такой технике, которую сам только что придумал? В какой пропорции на тренировках присутствуют техники для улицы и техники для зала?
Если наш тренер преподает самооборону для уличных ситуаций, то учит ли он отбиваться от значительно более сильного (крупного) противника? Отбиваться от группы преступников? Смотрит ли он на самооборону реалистично или легкомысленно обещает научить нас секрету, как безоружному человеку стопроцентно отбиться от ножа?
В условиях уличной самообороны работает только то, что в зале было доведено до автоматизма. Если тренер показывает множество техник, не давая ученикам усвоить базовые техники до автоматизма, то его секция бесполезна. При нападении преступников, в условиях стресса, ученик не вспомнит и не воспроизведет, что ему показывали в зале… если он не отработал это хорошенько, не закрепил в мышечной памяти (не путать с памятью головной).
Что и говорить, от тренера на занятиях по самообороне многое зависит. И от меня тоже многое зависит. Как я тренируюсь? Точно ли я знаю, что мне нужно от этой секции? Если я прихожу сюда поболтать или суперменом себя почувствовать, то от занятий будет мало толку. Даже если тренер хороший, я просто не возьму от него то полезное, что он дает.
Если я бездельничаю в секции, это скверно. Если я занимаюсь, напротив, фанатично, до травм, которые остаются недолеченными, – это опять-таки плохо. Обе крайности нам ни к чему, нужная золотая середина.
Польза от занятий в секции самообороны будет – для того человека, который готов вкладывать в тренировки свои силы, время, деньги (насколько бюджет семьи позволяет). Но вкладываться не чересчур, без фанатизма, не устраивая себе лишних проблем.
С нормальным тренером всегда можно договориться заранее: «Я спортом 20 лет не занимался. Если во время тренировки мне будет трудно продолжать со всеми, то я у стеночки постою, дух переведу и снова включусь в общий процесс. Хорошо? Вы не против? – Не против, значит, договорились».
Если же тренер будет против и примется в ответ пересказывать эпос о героических несгибаемых бойцах – от такого недальновидного тренера стоит подальше держаться.
Начинать поиск секции лучше со своего района, чтобы меньше тратить сил на дорогу. Сейчас во многих секциях дают возможность прийти на пробную тренировку, она бесплатна, ни к чему меня не обязывает. На ней можно увидеть изнутри, как поставлено здесь обучение самообороне, пообщаться вживую с тренером, с одногруппниками – и после решить, подходит мне лично этот тренер и секция, или нет.