В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни.
Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии.
Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хороший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским1. Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.
30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляковым) в сан иеродиакона. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: “Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов” (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962–1963 уч. год. 274 стр.).
Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И. В. Воробьёв был освобождён от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. “Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии”. 17 марта последовала резолюция: “Согласен ПА”. 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Гандаровским).
В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награждён Патриаршей грамотой2. В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме, в праздничные дни он управлял вторым академическим хором3. В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: “В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах МАТФЕЙ (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе”. 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочёл доклад “Митрополит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия”4.
24 апреля 1965 года троицкий насельник был награждён наперсным крестом, 18 апреля 1968 года возведён в сан игумена. В 1968 году Русская Церковь праздновала 50-летие восстановления Патриаршего Престола в России. На торжества прибыли Предстоятели автокефальных Церквей. Иерусалимский Венедикт наградил игумена Матфея орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви, а Патриарх Алексий I — орденом благоверного князя Владимира III степени. В 1969 году Совет Академии выразил благодарность отцу Матфею “за труды в подготовке и проведении Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, проходившей в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 года”. 25 апреля 1970 года была получена последняя награда от Патриарха Алексия I (†17 апреля 1970) — крест с украшением.
«25 февраля 1970 года исполнилось 100 лет со дня освящения академического храма. 17 февраля после полдника в актовом зале состоялось открытое заседание Совета Академии, посвящённое этому юбилею. С докладами выступили игумен Матфей — “О духовном значении храма”…»5 (Текст см. в Приложении).
В 1971 году на Поместном Соборе Русской Церкви был избран новый Предстоятель Русской Церкви — Патриарх Пимен. Совет Московской Духовной академии на своём заседании от 14 июня выразил отцу Матфею благодарность за “участие в работах по подготовке и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года”. 11 июля 1971 года ректор Академии епископ Дмитровский Филарет возвёл его в сан архимандрита в академическом Покровском храме. В Указе от 14 ноября 1971 года архимандрит Матфей был назначен “Определением ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА… уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно регентом правого хора”.
С 1963 по 1974 год отец Матфей преподаёт в Семинарии Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Литургику. При этом ведётся постоянная работа с хором. М. Х. Трофимчук так описывает выступление хора на Филаретовском вечере в Академии в 1967 году: “Объединённый хор Лавры и академии под управлением отца Матфея (Мормыля) исполнил несколько церковных песнопений”. Это выступление явилось генеральной репетицией в присутствии Патриарха Алексия перед грамзаписью6.
С 1969 по 1974 год он был одновременно преподавателем Регентского класса. В 1972 году был подготовлен сборник “Песнопения осмогласия для мужского хора Обиходного распева” (Загорск, 1972. 50 с.). На обороте титульного листа указаны имена составителей: Архимандрит Матфей (Мормыль), священник Алексий Ширинкин, Матвеев Н. В., Трофимчук М. Х. Текст был перефотографирован, отпечатан, фотографии склеены и переплетены. Данный сборник является поныне учебным пособием для студентов Семинарии.
За пожертвованные в библиотеку Академии книги архимандриту Матфею в 1972 году была выражена благодарность: “Совет Московской Духовной академии и семинарии приносит Вам сердечную благодарность за пожертвование в библиотеку нашей Академии”. Позднее, в 1974 году ему вместе с игуменом Макарием (Васькиным) и архидиаконом Борисом (Бален-де-Балю) Советом Академии была выражена благодарность “за работу в библиотеке”. В 1974–1977 годах архимандрит Матфей был благочинным Лавры. Ко дню святой Пасхи в 1979 году был награждён Патриаршей грамотой. С мая месяца 1983 года и до последних дней архимандрит Матфей являлся членом духовного собора Лавры.
С 1983 года читал лекции по Литургике в Академии (I и II курсы), а также Священное Писание Нового Завета (IV курс). На итоговом совещании педсовета Академии в 1984 году было объявлено о присуждении архимандриту Матфею звания доцента. В декабре 1984 года подал прошение в Совет Академии об утверждении темы магистерской диссертации “Двунадесятые праздники: история и богословие”. В этом контексте можно рассматривать тему его доклада на академическом акте в 1984 году: “Эортология и богословие Рождества Христова” (ЖМП. 1985. № 1. С. 71–78; № 2. С. 64–66). В 1985 году Московская Духовная академия, история которой восходит к Славяно-греко-латинской академии, праздновала своё 300-летие. Отец Матфей к этому торжеству был удостоен Патриаршей грамоты.
В 1987 г. в Академии в день летней памяти преподобного Сергия прошла конференция, посвящённая 350-летию со дня основания Троице-Сергиевой Лавры7. Отец Матфей выступил на ней с докладом “Литургические традиции Троице-Сергиевой Лавры”, который затем был опубликован в “Богословских трудах” (М., 1989. Сб. 29. С. 195–200). В связи с этим юбилеем Патриарх Пимен наградил отца Матфея орденом преподобного Сергия II степени, а ещё ранее — орденом князя Владимира II степени (1976 г.)
В рамках празднования 1000-летия Крещения Руси в Русской Церкви в различных странах прошли научные конференции и праздничные мероприятия. Евангелическая Церковь Германии провела научную конференцию в мае 1987 года в Тутцинге. На конференцию были приглашены различные учёные, “которые благодаря своим историческим, философским и теологическим публикациям пользуются огромной репутацией среди экспертов и членов нашей Церкви” — говорится в присланном архимандриту Матфею в 1986 году письме-приглашении. При этом подчёркивалось, что к таким учёным относится и он.
В год празднования 1000-летия Крещения Руси Святейший Патриарх Пимен своей резолюцией от 31 января утвердил архимандрита Матфея в звании профессора в связи с пятидесятилетием. Сразу после юбилейных торжеств архимандрит Матфей 9 июня 1988 года был удостоен высокой патриаршей награды — правом ношения второго креста, который возложил на него Митрополит Ростовский Владимир.
В январе 1988 года последовала поездка в Израиль для концерта в связи с проведением выставки, посвящённой 1000-летию Крещения Руси. Следующая поездка во Святую Землю была в 2000 году в связи с празднованием 2000-летия христианства. Хору под управлением отца Матфея рукоплескали во Франции, Германии. В странах Западной Европы познакомились с лучшими традициями русского церковно-певческого искусства. Приходилось петь и на Патриарших богослужениях в Москве, а также в других городах и епархиях. В 2001 году с 14 по 16 сентября “хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии под управлением архимандрита Матфея сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II в его поездке по Тульской епархии”8.
В письме Святейшему Патриарху Алексию II от администрации Вологодской области от 06.07.93 говорится: “Позвольте выразить Вам нашу искреннюю признательность за ту духовную радость, которую мы испытали во время посещения Вологодской земли братским хором Троице-Сергиевой Лавры, который по Вашему благословению дал жителям Волгодчины прикоснуться к великому наследию русской духовной музыкальной культуры. Выступления хора оставили в памяти всех, кто имел счастье его слышать, неизгладимые воспоминания о встрече с той частью русской культуры, к которой наш народ был лишён возможности прикоснуться долгое время”.
В именинном поздравлении ректор Академии епископ Дмитровский Филарет писал в 1993 году: “Вместе с самыми тёплыми благопожеланиями выражаю Вам чувства глубокой признательности и благодарности за Ваш многолетний и преподавательский труд в Московских Духовных Школах и не менее самоотверженный труд главного регента Лавры преподобного Сергия. Ваша педагогическая и регентская деятельность снискала Вам глубокое уважение как среди нашей учащейся молодёжи, братии Лавры, так и среди широких кругов церковной общественности Москвы и далеко за её пределами”.
Святейший Патриарх Алексий II в своём письме архимандриту Матфею от 29 июня 2004 года писал: “Сердечно благодарю Вас и возглавляемый Вами хор за участие в праздничном концерте, состоявшемся 11 июня с. г. в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя по случаю празднования Нашего 75-летия и Дня Патриаршей интронизации. Своим мастерством Вы сделали этот вечер праздником духовного единения как церковных, так и светских людей. Концерт произвёл на всех присутствовавших неизгладимое впечатление, стал поистине кульминацией юбилейных торжеств”. Патриарх Алексий II наградил отца Матфея орденом благоверного князя Даниила Московского III степени (1998 г.) в связи с 60-летием и святителя Макария, Митрополита Московского II степени (2008 г.) в связи с 70-летием. С 2004 года отец Матфей является заслуженным профессором МДА. В последние годы он возглавлял церковно-практическую комиссию в Академии.
В наше время в результате канонизаций Русской Церкви прославлено множество отечественных святых, которым необходимо составлять службы. Для этого решением Синода от 16 октября 1989 года была учреждена Синодальная богослужебная комиссия во главе с митрополитом Харьковским Никодимом, в состав которой был включён архимандрит Матфей. 27 декабря 1995 года она была реорганизована и её председателем стал епископ Орехово-Зуевский Алексий. Будучи членом Синодальной богослужебной комиссии, архимандрит Матфей принимал активное участие в составлении служб новоканонизованным святым. Требования к составляемым богослужебным текстам многосторонни — необходимость соответствия содержанию жизнеописания святого, стилистика церковнославянского языка, соответствие гимнографического текста особенностям церковного пения. Поэтому, чтобы отшлифовать новосоставленный литургический текст, его порой бывает необходимо пропеть. Во всём этом активно участвовал лаврский регент, уставщик, знаток Церковного устава — архимандрит Матфей.
В конце XIX — начале XX века в Лавре подвизался иеромонах Нафанаил9, гармонизации которого исполняются ныне хорами Лавры и Академии. Теперь мы можем сказать, что в конце ХХ — начале XXI века в Лавре подвизался архимандрит Матфей, который много сделал для создания современного репертуара монастырского пения10. В этом отношении плодотворным было его сотрудничество с церковным композитором отцом Сергием Трубачёвым (†1995). “Архимандрит Матфей был первым слушателем и рецензентом его сочинений. Для хора о. Матфея были созданы отдельные песнопения из служб Погребения Пресвятой Богородицы, Пассии, Последования Царских часов, Рождества Христова и Утрени Великого Пятка <…> Вместе с о. Матфеем были написаны песнопения к службе в память 1000-летия Крещения Руси”11.
В 2007 году произошло объединение нашей Церкви с Зарубежной. На личном уровне у отца Матфея такое объединение произошло значительно раньше. Он давно уже общался с зарубежным духовенством, происходил обмен нотными произведениями, встречи и т. д.
…Гроб с телом почившего был установлен в Духовском храме, где братия постоянно читала Святое Евангелие. 18 сентября после братского молебна гроб был перенесён в Успенский собор. Божественную Литургию служили Ректор Академии архиепископ Верейский Евгений, Наместник Лавры архиепископ Феогност, епископ Барнаульский Максим, епископ Брянский Феофилакт, епископ Саратовский Лонгин, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Бронницкий Тихон и епископ Серафим. Молились архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, а также братия Лавры и множество духовенства и все учащиеся Московских Духовных школ.
Перед началом отпевания архиепископ Феогност произнёс слово. Он подчеркнул, что у старцев есть духовные дети, ученики. Старчество отца Матфея было особенным. Он был верным чадом Церкви Христовой, он был правдив, не лукавил, был искренним, научив многих церковному пению. Мы благодарны Богу за его пример. Не все приехали сегодня в Лавру на отпевание отца Матфея, но во многих епархиях сегодня молятся о упокоении его души. Затем он зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры:
«Ваше Высокопреосвященство!
Скорбью отозвалось в моём сердце известие о кончине одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля). Отец Матфей на протяжении многих десятилетий нёс послушание в стенах обители преподобного Сергия, не словом, но самим делом являя пример христоподражательного подвига терпения, любви и твёрдости в вере.
Его труды на ниве сохранения и преумножения сокровищ духовного пения, участие в работе по составлению служб новопрославленным святым нашей Церкви стяжали ему уважение не только среди братии Лавры, но и далеко за пределами монастыря.
Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став ещё в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединённого с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства. В эпоху гонений на веру и Церковь это было одной из самых действенных форм проповеди православной веры как в нашем Отечестве, так и по всему миру.
Покойный немало сил и времени уделял подготовке будущих пастырей. На протяжении многих лет он щедро делился с воспитанниками семинарии и студентами академии знаниями в области Нового Завета, Церковного устава и церковного пения.
Длительное время он мужественно и стойко боролся со своим недугом, черпая силы в молитве и возлагая упование на милость Божию, памятуя, что “надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим 5:5).
В этот печальный день возношу сугубые молитвы Владыке жизни и смерти, моля Его, дабы Он даровал верному Своему рабу архимандриту Матфею упокоение от трудов праведных и вселил его душу “на месте злачнем и прохаднем”.
Выражаю соболезнование Вам, владыко Феогност, всем насельникам Троице-Сергиевой Лавры и всем, кто лично знал покойного пастыря и ревностного инока.
Вечная память новопреставленному рабу Божию архимандриту Матфею.
+Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».
На отпевании архимандрита Матфея пел братский хор, академический, а также женский состав смешанного хора Лавры.
Перед выносом гроба литию совершил архиепископ Евлогий, затем — шествие вокруг Успенского собора. Перед преданием тела земле литию совершил архиепископ Алексий Орехово-Зуевский, затем — епископ Саратовский Лонгин. В конце братский хор исполнил песнопения Пасхи, Стихиры русским святым, текст которых составил святитель Афанасий (Сахаров; †1962; пам. 15 окт.), а отец Матфей положил их на ноты подобна “Доме Еврафов”. Погребён почивший отец архимандрит у Духовского храма в Лавре. На табличке на дубовом кресте надпись гласит: “Архимандрит Матфей (Мормыль). 5.03.1938 — 15.09.2009 г.”. Во время последовавшей затем поминальной трапезы зачитывались поступившие в Лавру телеграммы с соболезнованиями. После кончины отца Матфея на радиостанции “Радонеж” прошёл ряд передач о нём.
Архимандрит Матфей управлял лаврскими хорами Троице-Сергиевой Лавры более 40 лет. С ним связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Своими неустанными трудами он преумножил многие таланты, дарованные ему от Господа. Его творческий путь был наполнен большими трудами, начинаниями и свершениями. Начиная с конца 60-х годов ХХ века он украсил важнейшие церковные торжества песнопениями праздничных концертов, а также записями грампластинок. Не имея специального образования, но горя любовью к Богу, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные отцом Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также и зарубежья.
Он не только учил петь, но более всего прививал любовь к богослужению, учил жизни во Христе. Несмотря на свою требовательность и подчас суровость по отношению к певчим, отец Матфей любил их отеческой любовью и они отвечали ему тем же. Как необыкновенно звучал хор под его руководством! Только этому хору присуща стилистическая манера, созданная отцом Матфеем. Этот стиль — совершенно особенный; молитвенный дух сразу охватывает всякого человека, слышащего этот хор, поющий поистине едиными усты и единым сердцем. Его личность и творческое наследие несомненно станут предметом тщательного изучения в последующее время.
Вечная память архимандриту Матфею!
Приложение
1. Проповедь архимандрита Матфея
в день святого апостола Иоанна Богослова
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Бог любы есть, и пребываяй в любви,
в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин 4:16).
“Сад чистоты, миро благовония паки возсия нам”, братья и сёстры, в пришедший праздник, в который мы молитвенно прославляем того, кто более полувека распространял благовествование Христово в союзе мира и любви и разгонял “надлежащую мглу языков”… И разве можно выразить словами всё то, что совершил своею святою “ревностию по Бозе” святой апостол Иоанн? “Величия твоя, девственниче, кто повесть? — поём мы устами Святой Церкви. — Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишься о душах наших яко Богослов и друг Христов”.
Святой апостол Иоанн является первым совершеннейшим Богословом, завершительным камнем свода церковного — богооткровенной истины и христианской жизни. Его сердце горело любовью к Богу и ближним, было полно небесного чувства и пламени Божественного. Любовь — вот что является началом истинного боговедения и главной основой христианской просветительной деятельности святого Евангелиста.
Благодаря своей любви Он стал, по словам одной из стихир, “Зрителем неизреченным откровений и Сказателем вышних Божиих Таин”.
Озаряемый светом и духом этой любви, он возвестил нам, что Бог есть свет истинный (Ин 1:9) и нам надо быть чадами света. Бог есть дух (Ин 4:24), — говорит святой Апостол; поэтому и мы должны родиться в духе и жить в духе, чтобы войти в Царствие Божие.
Как наперсник и друг Христов, святой апостол Иоанн был в Боге и Бог был в нем, поэтому и возвещает, что Бог любы есть (1 Ин 4:16). Любовь Божия к нам является основным предметом христианского вероучения, а любовь наша к Богу есть основа христианского нравоучения и корень всех добродетелей.
Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин 3:16).
Как мудрость христианская есть премудрость свыше (Иак 3:17), так и любовь христианская проистекла и истекает из Небесного Источника любви Божественной. Только живая и непрерывная связь любви христианской с любовью Божественною делает первую исполненной милости и плодов благих.
Согреваемая и оживотворяемая любовью Божественною, любовь христианина получает вышеестественную силу — творит чудные дела. Кто ны разлучит от любве Божия? — спрашивает апостол Павел, — скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? И сам отвечает: Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала <…> ни настоящая, ни грядущая <…> ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим 8:35–36).
Итак, любовь христианская есть единственно достойный ответ души человеческой на высочайшую любовь Божию, проявившуюся в благодеяниях, а особенно в Искуплении. Мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас (1 Ин 4:19), — свидетельствует от лица искупленного человечества ныне прославляемый святой Апостол.
Любовь христианская не есть одно излияние благочестивых чувств благоговения, благодарности и преданности Богу. Во всей жизни человека в неразрывном единстве с любовью к Богу должна выступать и любовь к ближнему. Заповедь о любви к ближним является выражением заповеди о любви к Богу. Аще кто речет, — говорит апостол Иоанн, — яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? (1 Ин 4:20). Этот-то богоучреждённый и спасительный союз обеих заповедей закона Божия и есть истинная любовь.
Только такая любовь будет милосердствующей, долготерпеливою, не ищущей зла, не радующейся о неправде, а веселящейся об истине. Только такая любовь вся покрывает и является любовью чудотворной, ибо “всякий, любящий врага своего, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — есть чудотворец!”. И такая только любовь одна, которая николиже отпадает и которая будет жить вечно.
О святом Иоанне Климент Александрийский рассказывает: когда в Азии Апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душою к добру; святой Апостол крестил его. Уходя же на проповедь, он поручил его одному епископу. Епископ, взяв юношу на своё попечение, научил его Божественным истинам, но не давал должного воспитания и предоставил его собственной воле. Вскоре юноша начал вести дурную жизнь и, увлекаемый друзьями, ушёл в разбойники, которые поставили его своим начальником. Вернувшись через некоторое время, святой апостол Иоанн, узнав о жизни юноши и движимый любовью и состраданием к погибающей душе, идёт в лагерь разбойников, чтобы вернуть к прежней благочестивой жизни своего юношу. Юноша, наводивший страх и ужас на проезжающих по окрестным дорогам, увидел идущего к нему святого старца, устыдился и хотел укрыться в пустыне. Святой Апостол, забыв свою старость, побежал за ним, взывая: “Сын мой! обратись к отцу своему и не отчаявайся в падении своём; грехи твои я беру на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе”. Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и великим стыдом, не смея взглянуть ему в лицо. Святой старец поднял его с земли, с отеческой любовью обнял и лобызал и привёл в город, радуясь, что нашёл погибшую овцу.
Братья и сёстры! Из этого примера мы видим образец христианской любви. В лице святого апостола евангелиста Иоанна Богослова живёт и не умирает на земле любовь христианская, и как сказано в Священном Писании: Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет (Ин 21:23).
Вознесём же наши усердные молитвы к всехвальному благовестнику мира и любви, будем просить его, чтобы он возгревал в наших сердцах любовь к Богу и ближним, чтобы он охранял нас до конца жизни, чтобы мы смогли исполнить его слова: …Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною (1 Ин 3:18). Аминь.
2. Слово на акафистном пении Воскресению Христову
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Ныне вся исполнишася света:
небо же, и земля, и преисподняя.
Да празднует убо вся тварь
востание Христово в
Немже утверждается12.
Братья и сёстры! Все события из жизни Господа нашего Иисуса Христа для нас, христиан, имеют большое значение. Но самым основным, величайшим из них является Его спасительное воскресение из мёртвых. Аще же Христос не воста, — говорит апостол Павел, — тще убо проповедание наше, тща же и убо вера ваша13. Но мы знаем, что Христос воскрес из мёртвых.
“Воистину воста Господь!” — возвещали ученики Христа. И это они засвидетельствовали своею мученической смертью. Благодаря этой истине вера Христова быстро распространилась во все концы земли. На этой истине стоит всё здание Церкви Христовой, стоит домостроительство нашего спасения.
“Воистину воста Господь!” — повторяли апостольские слова, идя на страдания, сонмы святых мучеников. На истине воскресения Христа утверждается христианское подвижничество. И Святая Церковь, терзаемая гонениями, волнуемая и обуреваемая ересями, во все времена стояла непоколебимо, утверждаясь на истине учения Воскресшего Христа.
Вот поэтому таким дорогим и радостным для верующего сердца является праздник Воскресения Христова. Эти святые дни называются “праздником праздников” и являются “торжеством торжеств”, носят название дней Пасхи и проводятся как время светозарное и светоносное, когда всё озаряется светом Воскресения Христова. “Ныне, — восклицает святой Иоанн Дамаскин, — вся исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя”.
Если до пришествия в мир Христа Спасителя существовало средостение между небом и землею, между Богом и человеком, которое являлось для самого человека тьмою, смертью и пленом, то теперь через Божественное воскресение уничтожена преграда истинному свету. Христос воскрес из мёртвых и с Собою воскресил “многая телеса усопших”, воскресил весь род человеческий. Своим воскресением Искупитель вознёс прославленное человеческое естество к Своему Отцу. Если радость бывает у ангелов об одном кающемся грешнике, то как безмерна радость у них, когда все люди спасены через Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, братья и сёстры, очистим чувствия и узрим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и ясно услышим, как горние умы воспевают победную песнь воскресшему Господу, озаряющему их Своим светом.
“Ныне вся исполнишася света: небо же и земля…”, ныне воскресший Богочеловек становится Солнцем всего человечества. Солнце правды теперь даёт для всех Божественный свет веры, истинного боговедения, чистоты, святости и любви. Если Апостолы до воскресения Христова не могли полностью вместить Его светоносной славы и учения, то через воскресение из мёртвых Он для них во всей силе открылся Сыном Божиим. Язвы Богочеловека через воскресение сделались источником озарения, от которого мы вси прияхом и благодать возблагодать14.
По учению Святой Церкви ветхозаветные праведники хотя и не были погружены в глубокой тьме, ибо, по словам Премудрого, свет праведным всегда15, не могли выйти из сени смертной. “Они, — говорит митрополит Филарет Московский, — и не выходили из сени смертной, и не наслаждались полным светом. Они имели семя света, то есть веру в грядущего Христа: но только Его действительное к ним пришествие и прикосновение Божественного света Его могло засветить их светильники светом истинной небесной жизни. Их души, как мудрые девы, были близ дверей небесного чертога, но только ключ Давидов мог отпереть сии двери, только Жених небесный, Который из сих дверей вышел, мог войти в них обратно и ввести за собою сынов брачных”16. Поэтому Христос Спаситель и нисходит во ад, чтобы озарить светом воскресения души праведных и вывести их из сени смертной. “Воистину воста Господь” и гроби отверзошася и многа телеса усопших святых восташа17. Теперь высокие стены ада пали, врата отверзлись, запоры сокрушились; путь сени смертной сделался путём светлым, по которому “адовыми узами содержимые идут к свету веселыми ногами, Пасху хваляще вечную”18. Теперь не страшна и смерть, и гроб для умирающих с верою и любовью безбоязнен, потому что тела, посеянные в тление, восстанут в нетление, посеянные в немощи, восстанут в силе, и вместо образа земного будут носить образ небесного19. Тогда Бог между ними будет и не будет нужды в солнце, ибо Светом явится Сам Господь и слава Божия осветит их20.
Видя такое величие благодатных даров Воскресения Христова, один из святых церковных песнотворцев восклицает: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
А чем же, братья и сёстры, мы, грешные, воздадим Господу за все Его благодеяния? — “Воскресение Христово видевше поклонимся Святому Господу Иисусу Единому безгрешному…”, чистым сердцем прославим Его и, облекшись Его Божественною славою, озарившись Его спасительным светом, вместе со святым пророком Давидом воскликнем: Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки! Аминь.
3. О духовном значении храма
17 февраля 1970 года
Через несколько дней исполняется сто лет со дня освящения нашего Академического храма. Настоящее торжественное заседание посвящено этому славному юбилею и на нём следует прежде всего говорить о значении и назначении храма вообще, и академического, в частности.
В Церкви Христовой храм является неотъемлемой частью единого церковного целого, столь необходимого для спасения человека. Храм — средоточие и сердце духовной жизни Церкви как Тела Христова. Через это сердце глава Церкви Христос посылает каждому члену Своего Тела всё нужное для его духовного роста и развития.
Жизнь Церкви без храма немыслима. Его существование вызвано внутренними законами Церкви и поэтому он является не только образом, не только свидетелем, но, самое главное, выразителем богочеловеческого процесса христианства.
Бог вездесущ и Его ничем нельзя ограничить. Он не имеет нужды в храме, который как бы ни был велик — “для Него, по словам митрополита Филарета, всегда будет малым и невместительным”. Человек — ограниченное существо и нуждается в прикосновении к беспредельному, нуждается “в ограниченном (конкретном) явлении присутствия Божия”. Господь по Своей неизреченной любви снизошёл к этой нужде. Он благоволил избрать храм для того, чтобы в нём как в особом месте проявлять благодать особого Своего присутствия.
Каждому из нас подробно известны библейские повествования об обстоятельствах, связанных с историей построения ветхозаветных храмов: скинии Моисеевой, Соломонова храма и храма Зоровавеля, просуществовавшего до евангельских времён.
Священная История нас убеждает, что в ветхозаветной Церкви постоянно живёт сознание необходимости пребывания среди жилищ человеческих храма Божия. И в Новом Завете любовь к храму Божию углубляется и усиливается. С самого начала устроения Апостолами Церкви Христовой для молитвенных собраний верующих, для совершения святых Таинств, для изъяснения христианам догматов веры и правил нравственности потребовались храмы и, согласно с волей Божией, стали такою же существенной принадлежностью Церкви Христовой, как и самое священство, проповедующее учение веры и совершающее Таинства. В новозаветное время поистине исполнились слова пророка Малахии, сказавшего, что наступят времена, когда от востока солнца до запада будет между народами прославляться имя Господне и на всяком месте будут приносить фимиам имени Божию — чистую жертву (Мал 1:11). Храмы, являясь необходимой принадлежностью религиозной христианской жизни, стали ярким показателем того, глубока ли у людей вера в Бога и живо ли в человеке стремление к духовному общению с Ним. Вот поэтому навсегда остаётся непререкаемым положение: суетное устрояет себе место для утех, гордость воздвигает самой себе капище, а благочестие созидает дом Божий и храм благочестия.
Своим внешним видом и архитектурными формами храм призван к безмолвному проповеданию христианских истин. Православный храм говорит о беспредельной любви Божией, о царственном смирении, о тихой молитве, о радости воскресения, о всеединстве (Дмитровский собор во Владимире), о милостивном материнском укрытии (храм Покрова на Нерли), о соборном единении в Матери Церкви (храм кладбища в Кижах), о предустановленной гармонии во многообразии (храм Василия Блаженного). Но существо храма не только во внешнем, его величие не в красоте стен и наружном благолепии, а в святости. Древний великолепный, неповторимый в истории Иерусалимский храм, когда благодать Божия оставила его, стал местом мерзости и запустения и, напротив, скромная Сионская горница, этот первый христианский храм, через сошествие Святаго Духа на Апостолов явилась святейшим местом на земле. День без света не может называться днём, храм без святости не будет храмом, но станет или простым домом, или капищем. Веяние святости в храме — верный признак истинного богопоклонения. Это наглядно подтверждается древнерусским повествованием о пребывании послов князя Владимира в храме святой Софии.
Через святость храма освящается каждый христианин. Храм способен удовлетворить духовные запросы всех посещающих его, независимо от возраста, пола, положения и интеллектуального развития. Часто бывает так, что лучшее произведение искусства, исполненное превосходно, после некоторого общения с ним надоедает, приводит человека к тоске и неудовлетворённости. Православный же храм с совершаемыми в нём ежедневными богослужениями вносит в душу человека глубокий мир, радость, вливает новые силы для борьбы с грехом, для неустанного и многостороннего делания добра на земле во свете Христовом.
Через свою святость храм становится врачебницей. В таинствах и молитвах, здесь совершающихся, подаётся Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. Здесь души врачуются, освобождаются от страстей, пороков. И как бы человек ни восходил по лестнице духовного совершенства, на всех ступенях своего состояния он нуждается в благодатной помощи, подаваемой в храме. Преподобная Мария Египетская, будучи великой святой и сподобившаяся великих откровений Божественных, усердно просила старца Зосиму помолиться о ней и причастить Святых Даров, освящённых в храме.
Из этого следует заключить, что духовная жизнь христианина не может быть настоящей без постоянного, неразрывного общения с храмом, с живым Телом Христовым.
Если же без храма не мыслится истинной христианской жизни у мирянина, то что же можно говорить о будущем священнике, служителе у престола Божия, пастыре овец Христовых? Здесь и возникает необходимость в академическом храме.
Московские духовные школы главной своей целью имеют всестороннее воспитание будущих истинных, ревностных пастырей. В деле формирования и духовного воспитания будущих служителей алтаря Господня исключительно важное место занимает академический храм. Если на лекциях студенты получают теоретические знания, то в храме Академии они практически познают, како подобает в дому Божии жити (1 Тим 3:15). Здесь, за академическими богослужениями, укрепляется дух учащихся. Здесь они познают сладость молитвы, красоту православного богослужения, утверждают свою веру, испрашивают от Господа Бога и Его Пречистой Матери помощь на свои богословские труды.
В Академическом храме будущим пастырям прививается любовь к Церкви, даются направляющие моменты к осуществлению ими трёх основных обязанностей пастырей: учительства, духовного попечения над пасомыми и священнодействия.
Учительство, проповедь Евангелия и охранение веры от искажения всегда стояли на первом месте у святых Апостолов и их преемников. Горе мне, аще не благовествую, — писал святой апостол Павел. В древней Церкви ни одно общественное богослужение не проходило без проповеди, и Правила церковные поэтому грозят лишением сана тому священнику, который забыл об этой своей главнейшей обязанности. Без проповеди не может в полноте проявляться церковная жизнь. Горе тем пастырям, которые не наставляют своих пасомых. Таких нерадивых пастырей святой пророк Исаия называет псамы немыми, не могущими лаять, бредящими лёжа, любящими спать (см. Ис 56:10).
В нашем храме проповеди уделяется особое внимание. Студенты и воспитанники проповедуют за каждым праздничным богослужением, акафистом и ежедневной вечерней молитвой. Предметом проповеди являются прежде всего главные истины веры, вопросы нравоучительные и литургические. Начинающие проповедники благовествуют о жизни святых угодников Божиих за вечерней молитвой. Содержание проповедей всегда насыщено словами Священного Писания и святоотеческих творений, мыслями великих русских проповедников.
Кроме служения словом, будущие делатели нивы Христовой приобретают в Академическом храме навыки духовного руководства. Если проповедь обращена ко всем людям, то “пастырское руководство” носит иной характер. Руководить духовно — это значит оказывать индивидуальную помощь каждому, кто в какой нуждается. В обязанности пастыря-руководителя, по словам святителя Григория Богослова, входит “окрылить душу, исхитить от мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если повреждён, вселить Христа в сердце духом”.
Если пастырь-проповедник уподобляется сеятелю, то пастырь-руководитель подобен врачу или тому человеку, который ищет заблудившуюся овцу. Пастырское руководство может осуществляться в личном общении пастыря с прихожанами, в индивидуальных беседах, особенно в назиданиях на исповеди. В Академическом храме начинающие пастыри имеют возможность общения с богомольцами, приобретают навык подхода к людям, воспитывают чуткость, внимательность и отзывчивость сердца по отношению к нуждам, запросам и духовно-нравственному состоянию посещающих храм.
Что же касается третьей обязанности пастыря — священнодействия, то будущие пастыри видят в храме образец совершения богослужения и сами активно в нём участвуют.
Они здесь воочию убеждаются в том, как пастырь Церкви Христовой должен заботиться, чтобы храмовая обстановка и самый образ совершения богослужений располагали людей к благоговению и молитве. “Святыми Отцами, установившими не только богослужебный чин в храме, но и внешний вид и внутреннее устройство, всё было продумано, всё предусмотрено и устроено для созидания особого настроения у молящихся, дабы ничто в храме не оскверняло их слуха, ни взора, и дабы ничто не отвлекало от устремления к небу, к Богу, к миру Господнему, отображением которого должен являться храм Божий”21.
Академический храм научает будущих служителей Таин Божиих внимательно и разумно относиться к богослужебному уставу, уметь дорожить великим сокровищем наших богослужебных песнопений, чинопоследований, ценить подлинные жемчужины богослужебной поэзии.
Церковь — наша наставница во всех религиозных вопросах. Она — наша руководительница и в вопросах совершения богослужений, где выдвигаются на первый план не личные соображения одного лица, а общепринятая точка зрения. Если священник станет совершать богослужение по своему усмотрению, не считаясь с обычаями церковными, то здесь проявится неуважение к Церкви. Пастырь Христовой Церкви не должен слишком полагаться на свои личные вкусы или стараться угодить нецерковным вкусам некоторой части своих пасомых, так как в результате этого может произойти извращение духа уставного богослужения внесением всяких произвольных изменений, дополнений и перестановок. Свято беречь чистоту церковных традиций, хранить наследие прошлого, дорожить церковным опытом — таковы обязанности каждого служителя алтаря.
Академический храм — училище православного благочестия. Он стоит в тесной связи с внутренней жизнью наших духовных школ и помогает оправдать их назначение. Наш храм дорог для каждого верующего, побывавшего в нём. Он пребывает в Лавре, в ограде той земли, которой коснулись стопы Пречистой Богоматери в явлении Преподобному. Он посвящён в честь Её преблагого Покрова. Под престолом, по примеру древних времён, положена частица мощей святого архидиакона Стефана. Храм дорог нам как место святого служения великих святителей и молитвенников за Русскую Церковь Святейшего Патриарха Тихона, митрополитов Платона и Филарета, а также людей, облечённых пресвитерским саном: о. Александра Горского, о. Павла Флоренского и просто мирян: Кудрявцева-Платонова, Ключевского и многих других. Особенно же дорог храм для тех, которым у его престола Господь судил принять священный сан.
Об Академическом храме знают почти во всех уголках земли. Всякий, кто побывал в нём и в его своеобразном притворе — Археологическом кабинете, уносит с собой тихую, светлую память об этом райском уголке на земле.
Наш Академический храм создаёт особое благодатное настроение и учащим, и учащимся, просвещает не только их ум, но и сердце и всё их существо. “Без своего храма, — как выразился архиепископ Иларион (Троицкий), — учащие и учащиеся были бы сиротами”.
Академический храм служит и приносит пользу всей Русской Церкви и всему Православию, Он духовно возрождает будущих пастырей, помогает стать на путь восхождения к Богу и укрепляет в этом “спасительном делании”.
4. Лекция “Содержание и характер Библии”
(Прочитана на 1-м курсе МДА 6 сентября 1966 года)
Библия есть величайшее литературное произведение.
Рассматриваемое только с человеческой стороны, Священное Писание представляет из себя величайшее литературное произведение, какое только существует в мире, — столь же великое по своей поразительной простоте и по историческому значению своих повествований, как и по глубине и полноте мыслей, по силе и разнообразию речи, по богатству и красоте поэзии.
Задолго до того, как Пиндар в своих песнях прославлял победивших на олимпийских играх, Давид слагал свои псалмы, полётом и силой которых ещё и теперь услаждается наша душа. И намного раньше, чем Гомер на берегах Малой Азии восторгал юношество своего народа рассказами о подвигах героев Трои, Моисей и его сестра пели свои победные песни по случаю гибели египетского фараона или знаменитая судейша-пророчица Девора прославляла в величественных образах своей песни победу своего народа.
Когда на холмах на берегу Тибра ещё только закладывались основные камни будущего вечного, всемирного города — Рима, среди Израиля пророки с озарённым свыше духом озирали судьбы народов и предсказывали их будущее, и силою речи, превосходящей силу речи Демосфена, с полётом поэзии более величественной, чем поэзия Эсхила, возвещали суды Божии над грехами своего народа или говорили о благодати Божией в словах, которые преисполнены большей любви, чем самые любвеобильные речи какого-нибудь Софокла.
Человечество сохраняет в памяти имена семи мудрецов Греции и их изречения. Но что такое мудрость этих мудрецов по сравнению с сокровищами жизненной мудрости, которая заключена в изречениях Ветхого Завета?
Человечество погружается в глубину умозрений Платона и восторгается благородством его идей… Но Священное Писание говорит о мире вечных идеалов как о знакомой родине своего духа и высказывает глубочайшие мысли и самые широкие воззрения с такой уверенностью и простотой, как будто дело шло о самых простых истинах мира или о самых понятных, знакомых всем положениях.
Несомненно, рассматриваемое даже только по-человечески, как произведение человеческого духа, Священное Писание далеко превосходит все литературные произведения всех народов и времён.
Библия есть великая история спасения.
Что касается содержания Священного Писания, то его составляет вся та великая и богатая история, в которой раскрылась и осуществилась великая любовь Божия. То, что мы читаем в Священном Писании, есть не простые отдельные вероучения и предписания или религиозные истины, а именно великая история спасения, как она от начала человеческого рода прошла через времена патриархов и пророков, достигла своей вершины в Иисусе Христе, в Его смерти и воскресении, и найдёт своё завершение в обетованном нам будущем мире. Таково именно и есть содержание Священного Писания.
Начинаясь с сотворения неба и земли на первых своих листах, оно заканчивается на своих последних листах откровением нового неба и новой земли. Между тем началом и этим концом совершается вся эта богатая история и средоточный пункт её есть Крест. От него лучи света падают и назад, и вперед. Иисус Христос, распятый и воскресший, есть цель, к которой направляются все пути Божественного откровения, и центр, от которого они исходят опять: Он есть средина, Он есть зерно всего Священного Писания.
Всё находится в том или другом отношении к Нему, одно ближе, другое отдалённее, и таким образом одно для нас важнее, другое менее важно, но в общем всё имеет своё высокое значение для спасения. Всё Священное Писание есть свидетельство об Иисусе Христе, и все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим 3:16–17).
Библия есть священная летопись человечества.
Библия есть Слово Божие, но она есть и священная летопись человечества; и как, в самом деле, отлична библейская история от истории политической! Там ряд событий, разнообразных, иногда противоречивых, возникает перед вами: они развиваются и исчезают со сцены, оставляя нередко в недоумении наблюдателя, старающегося проникнуть в смысл их при свете своего разума.
Не так в библейской истории. Здесь через все события её, как красная нить, проходит святая великая идея, связуя и освещая их, — воспитание и спасение человечества. Лишь при свете этой идеи получают смысл и многоразличные явления в жизни народов как факторы, содействующие осуществлению плана Божия о спасении человечества под высшим управлением Провидения, — будь то прямо или косвенно, даже кажущимся противодействием.
Библия есть история, святая и поучительная для всякого человека.
Библейская история есть святая история, основанная на чистейших и благороднейших принципах нравственности и богопочитания, и поэтому может быть надёжной наставницей человечества.
Она показывает нам в бесчисленных примерах всю нравственную порчу человечества, — беспощадно, но и без малейшего злорадства, чтобы представить нам, как в зеркале, наше собственное душевное состояние и тем смирить нас.
В ней раскрываются нам также славные дела и совершенства нашего великого Живого Бога с такой полнотой и ясностью, силой и величием, как ни в какой истории человечества.
Библия равно поучительна для всех малых и великих, она всем равно открывает любовь Божию и раскрывает их сознанию бедственное состояние их души. Мыслитель и простодушный человек — оба найдут себе в ней удовлетворение. “В этой реке жизни есть броды для ягнят, — сказал некто, — и глубокие воды, где плавают киты”.
Библия содержит в себе единую истинную философию.
Божественное Откровение как вечная истина правды Божией есть самое стройное из всех мировоззрений, известных человечеству, и содержит в себе единую истинную философию, самую убедительную для разума, самую радостную для заветных стремлений человеческой души как основу жизни для всех веков и для всех народов, — не произведение земной среды и обстоятельств, а дар бесценный Бога Живого падшему человечеству, яркий луч света от Света Небесного.
Общее мировоззрение Библии даёт нам понимание смысла бытия мира и включённого в него как часть всеобъемлющего целого смысла земной жизни человечества; отвечает совершенно определённо на вопрос: что есть истина?
Идеал Библии даёт нам определённое понимание конечной цели жизни мира и совершенно определённый ответ на вопрос о разумной цели земной жизни человечества.
Этика Библии даёт нам стройную программу жизни, согласной с вечной истиной правды Божией, и совершенно определённый ответ на вопрос о том, как жить разумно и свято, так,
Чтоб в каждом дне, и часе, и мгновеньи
Таился вечный смысл, дающий право жить.
Библия расширяет наш горизонт во всех направлениях и
ощутительно для духа открывает нам Живого Бога.
Без Слова Божия мало говорят духу даже такие важные слова, каковы Бог, человек, любовь, правда, свобода, добро, зло.
Стоит только открыть глаза, чтобы видеть, до какой скудной доли истины и до какого обилия лжи могут доходить относительно этих предметов самые прославленные системы, а с ними и целые поколения, усвоившие их. С Библиею в руках не может случиться с нами ничего подобного! Обнимая все эти великие истины с ясностью, достойной Бога, она не держит нас в кругу опыта и текущей жизни, но расширяет горизонт зрения во всех направлениях, потому что провозглашая во всей чистоте и силе даже самые элементарные нравственные законы, написанные во всех сердцах, она сообщает им свет, отражающийся далеко во все области человеческого знания. Только она ощутительно для духа открывает нам Живого Бога, а также мир духов на различных степенях как святости, так и развращения, указывает над нами небеса небес, а под нами царство смерти и ада, — позади нас золотой век, исполненный бесчисленных благословений, а впереди ещё более благословенное будущее.
Какую ещё можно вообразить себе систему, более обширную, более говорящую духу, чем та, которая начинает сотворением неба и земли и оканчивает новыми небесами и новой землей? Только в такой системе можно найти истинное разрешение задачи жизни, истинный ответ на вопрос о бытии, насколько возможны подобные решения для людей, ходящих верою, а не видением.
Библия есть источник религиозного и нравственного возрождения.
Обращение к Священному Писанию во все времена было средством обновления религиозной жизни. В ней душа человека находит себе освобождение, там она успокаивается, испытывает веяние вечности, где царствует святыня Божия.
Чрезвычайная простота и доступность Библии.
При всей своей высоте Библия однако, необычайно проста. Откройте Библию! Какое величие с самого же начала! И какая тем не менее простота! Сравните описание сотворения мира в рассказе Моисея с теогониями индусов и персов, полными ребяческих ухищрений и описаний, в которых чудесное доходит до нелепого. Языческие авторы старались выразить могущество своих богов нагромождением разных преувеличений; в книге же Бытия одно слово является достаточным, одно слово говорит более, чем всякие исполинские образы… Несколько штрихов способны служить летописями первых веков; там всё возвышенно, и нет ничего причудливого, фантастического! Дитя, которое читает эту историю, увлекается ею… Его сознание поражено, ибо нравственная идея, идея Божественной святости сияет в этих повествованиях подобно чистому свету, придавая им величественное единство.
Вот перед вами Авраам, и вы тотчас же вспоминаете о его полном скорби ведении сына на заклание. Вот Иаков, повествующий вкратце фараону о своей долголетней жизни. Вот Иосиф, Иосиф! Можно ли читать без волнения эту историю, где переданы так естественно самые нежные чувства? Удивительно, что даже Вольтер, всю жизнь смеявшийся над всем, кроме себя, читая эту историю, не мог уже более насмехаться, ибо по его саркастическому лицу текли слёзы умиления!
Библия обладает замечательной, чисто чудесной приспособленностью для духовного восприятия её детьми, среди которых эта святая книга, в особенности Евангелие Христово, всегда находила обширный круг ревностных читателей.
Гексли в одной из своих речей говорит, что хотя он вполне стоит за светское образование, тем не менее он окончательно не в состоянии найти, чем заменить Библию, потому что нет другой книги, в которой самые высокие мысли были бы так привлекательны уму ребёнка, как в Библии.
С простотой Библии неразрывно связаны её правдивость и искренность. Библия есть единственная из всех книг, не льстящая человеческой природе. Можно ли назвать хотя бы один народ, поэты и историки которого повествовали бы так, как библейские писатели, о великих и славных людях своего отечества? Кто открыл нам слабости и проступки Моисея, Давида, Соломона или в Новом Завете — апостола Петра? Кто оставил нам описания, с которыми ничто не сравнится в искренности? — Всякий, читавший Евангелия, убедится, что Евангелисты ни на минуту не обнаруживают своего восторга и своего чувства. Но если Библия никогда не льстит человеку, то она никогда его и не умаляет и не уничижает: сын земли, он создан для неба, и, как бы он ни был низменен, жалок, Святая Книга всегда возвращает его к этому великому призванию.
Библия обладает неистощимым богатством.
Сколько столетий читает человечество Библию, сколько раз мы читаем и слышим в ней одно и то же, — и никто не пожелает ничего нового, ничего лучшего! Священное Писание обладает неистощимым духовным богатством. Новый Завет, например, принадлежит к самым маленьким книгам, какие только существуют на свете. И однако вот уже целых почти 20 столетий изучают, объясняют и проповедуют эту книгу, и кто может сказать, что она уже вся исчерпана? Только поверхностный ум может воображать себе это. Эта маленькая книжка есть как бы великий сад, на деревьях которого всегда можно находить плоды, сколько бы ни собирали их там. “Никогда невозможно, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — исчерпать смысла Писаний. Это источник, не имеющий предела”.
«Если вы подходите к Священному Писанию, — пишет Спурджон, — возросши в благодати, с высокими стремлениями к совершенству, святая Книга растёт вместе с вами и растёт над вами. Она всегда выше вас и радостно восклицает: “выше, ещё выше!”. И никто никогда не может перерасти Писания. Чем глубже вы вникаете в Писание, тем более вы находите, что это есть неисчерпаемый источник истины. Ещё при первоначальном изучении его верующий говорит: “я понимаю Евангельскую истину”, но через несколько времени, когда душа его возрастёт и узнает более о Христе, он сознаётся перед Господом: “беспредельно широки заповеди Твои, я только начал понимать их”».
В мире нет книги, которая и по времени, и по полноте, и по содержанию была бы полнее Библии, начинающейся дивным сказанием о сотворении мира; и нет ни одной, которая во всех этих отношениях была бы новее её, потому что библейские истины не только не стареют, но обновляют всё, чего касаются (Прем 7:27). Взор этих истин не ограничивается тесными пределами современного движения и жизни. Древнейшие писатели Библии из современного им быта прозревали далеко в будущее (2 Цар 7:19) и новое (Евр 8:8); под современным небом и на современной земле провидели новое небо и новую землю, в них же правда живёт (2 Пет 3:13).
Библия есть книга всемирная, полная и совершенная, самая близкая для всех времён, мест и лиц.
Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно (Нав 1:8).
-
Нотный автограф архимандрита Матфея
1Принял монашество с именем Марк; скончался игумен Марк (Лозинский) в 1973 году.
2Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 277.
3Там же. С. 270.
4Там же. С. 282.
5Там же. С. 330.
6Там же. С. 316–317.
7Там же. С. 491.
8Впечатления студента-хориста см. в журнале “Встреча” (2002. № 1(15). С. 63).
9См. о нём: Протодиакон С. Голубцов. Жизнь и судьба иеромонаха Нафанаила // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2006. С. 148–158; Иеромонах Нафанаил (Бочкало). Всенощное бдение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 8–15.
10Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). М., 1997. 104 с. Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров / Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: “Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры”. С таким же надзаголовком издано “Акафистное пение Иисусу Сладчайшему” / Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров / Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 2000. 424 с. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров / Составитель архим. Матфей (Мормыль). I часть. Подготовительные недели к Великому Посту. II часть. Первая седмица Великого Поста. III часть. Пассии. Троице-Сергиева Лавра, 2000. 269. Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). Изд. второе исправленное. М., 2003. 107 с. Песнопения Божественной Литургии для однородного хора / Составители архимандрит Матфей, игумен Никифор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2006. 175 с.
11Диакон С. Трубачёв. Полное собрание Богослужебных песнопений. М., 2007. Т. 1. С. 8.
121-й тропарь, 3-я песнь, пасхальный канон.
131 Кор 15:14.
14Ин 1:16.
15Притч 13:9.
16Слова и речи. Т. 4. Изд. 1882 г. С. 387.
17Мф 27:52.
181-й тропарь, 5-я песнь, канон Пасхи.
191 Кор 15:42–43.
20Откр 21:23.
21Православный календарь. 1947. С. 47.