Самые драматичные последствия будут для жителей Украины
У Патриарха Варфоломея католическая риторика старого образца
Парадокс заключается в том, что, говоря о предоставлении автокефалии Украинской церкви, Константинопольская Патриархия вообще разрушает само понятие автокефалии, существующее в православной Церкви. Понятие автокефалии как самоуправления той или иной поместной Церкви фактически уничтожается, потому что патриарх Константинопольский присваивает себе право вмешиваться в дела других Церквей, выкраивать из них новые поместные Церкви по своему усмотрению, принимать апелляции, судить и т.д. То есть по сути он претендует примерно на то, чем всегда обладали папы Римские в католической Церкви.
Происходит не просто переустройство всего канонического строя православной Церкви как единого организма, а сама традиционная православная экклезиология, то есть учение о Церкви, разрушается. Мы всегда критиковали католиков, прежде всего, именно за то, что они признают видимого главу Церкви в лице папы Римского, тогда как, с точки зрения православных, ее возглавляет Иисус Христос.
Ровно те же самые обвинения можно адресовать и Константинополю, который теперь претендует на роль аналогичного «восточного Папы». Это стало совершенно ясно после того, как появилась информация о том, что именно прозвучало в речи Патриарха Варфоломея на синаксе Константинопольского патриархата, который состоялся в начале сентября. Он заявил, что только тот, кто состоит в общении с Константинопольской кафедрой, может считаться православным, что Константинопольская кафедра – глава Тела Церковного. То есть даже сама эта риторика фактически взята из католической экклезиологии, причем старого образца.
Сейчас даже сами католики от таких брутальных форм толкования папства стараются отмежевываться. У них сейчас папство сочетается с соборностью – они стараются проводить какие-то Синоды, за последние 100 с лишним лет у них прошли два Собора, которые они назвали Вселенскими (Первый и Второй Ватиканские). Нелепо и одновременно трагично, что эта средневековая католическая экклезиология вдруг преподносится как православное понимание Церкви первенствующей по чести кафедрой, которая теперь хочет конвертировать это первенство чести в первенство власти в православном мире.
Взорвать весь православный мир, а не только углубить раскол на Украине
Конечно, появление еще одной православной юрисдикции на Украине, причем неважно будет ли это Константинопольская или автокефальная юрисдикция, углубит раскол, потому что огромное количество православных людей на Украине не хотят никакой автокефалии, а хотят оставаться тем, чем они были – частью Московского Патриархата, часть единой Церкви Руси, родившейся в общей для украинцев, белорусов и великороссов Днепровской крещальной купели.
Но проблема намного шире – именно в амбициях Константинополя, в его стремлении занять какое-то совершенно особое место в православном мире, который, собственно, перестанет быть православным, если этому сегодня не дать отпор и не отреагировать. Это уже будет какое-то католичество восточного обряда, парадоксальным образом не связанное пока с Римом. Хотя, кто знает, какие планы у Константинополя, учитывая давние дружеские связи Фанара и Ватикана, совместные сослужения в день апостолов Петра и Павла в Риме и апостола Андрея в Константинополе.
Все это, конечно, очень и очень тревожно и все это очень неприятно – то, что затеял Константинополь. Он играет с таким огнем, что может запросто взорвать весь православный мир, а не только углубить раскол на Украине.
Назначение экзархов на Украине – это уже нарушение канонического пространства РПЦ и УПЦ МП как ее составляющей. Шаг этот предпринят без согласования с Патриархом Кириллом и митрополитом Онуфрием. Сейчас Константинопольский Патриархат объясняет это тем, что они фактически дезавуируют акты конца 17 века, которыми Константинополь передавал Киевскую митрополию в состав Московского Патриархата. Хотя само дезавуирование этих актов фактически уже даже не столь значимо, если Константинополь считает для себя допустимым вмешиваться в дела других поместных Церквей, считает, что он единственно имеет право давать право автокефалии.
Очевидно, что вслед за Русской Церковью, жертвами амбиций Фанара станут и другие поместные Церкви, у которых тоже имеются проблемы канонического порядка. Это и Сербская Церковь с проблемой македонского раскола, это и Антиохийский патриархат с проблемой юрисдикции Катара, на который претендует Иерусалимский Патриархат, это и Грузинская Церковь с проблемой Абхазии. Есть много таких кандидатов на вмешательство Патриарха Варфоломея якобы с целью «уврачевать» раскол, как он это представляет (хотя в реальности он его только углубляет).
Константинополь всегда видел в Русской Церкви конкурента
Весь 20 век (особенно в первые десятилетия) Константинопольская патриархия последовательно реализует цель – создать некую виртуальную Византию, в которой не император, а Патриарх Константинопольский был бы безусловным верховным иерархом, предстоятелем, который бы на католический манер подчинил себе весь православный мир.
Это началось фактически сразу после революции, когда Константинополь стал вмешиваться в дела страждущей от гонений большевиков Русской Церкви и создавать свои юрисдикции в отпавших частях исторической Российской империи – в Финляндии, в Эстонии, в Латвии пытались это же сделать, Польской Православной Церкви дали автокефалию без ведома Русской Церкви. Константинополь уже тогда действовал сходным образом. Можем также вспомнить, как наших русских обновленцев признали тогда в Константинополе и как пытались низложить св. Патриарха Тихона, предлагали по этому поводу свои услуги большевикам — причем, не безвозмездно.
То есть Константинополь всегда видел в Русской Церкви конкурента. Это для нас, может быть, сейчас идея «третий Рим» звучит не так существенно, а для них это крайне болезненная мысль — что Россия стала преемником погибшей Византии, что Россия стала империей. Пока империя существовала, они, конечно, использовали ее ресурсы и побаивались выступать против. Но когда Российской империи не стало, руки у Константинополя были развязаны, и сразу же начались проблемы в церковной жизни в отпадших от России регионах. Тут же началось повсеместное переустройство церковной жизни в диаспоре, и Константинополь повсеместно в Старом и Новом Свете стал учреждать свои структуры, очень вольно трактуя 28-е правило Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора.
Константинополь стал считать своей юрисдикцией вообще всю мировую диаспору за исключением тех территорий, где существовали свои поместные православные Церкви.То есть, где только можно, Константинополь мешал Русской Церкви, вел себя совершенно не по-братски (и не по-матерински, если уж они себя называют Церковью-матерью).
Возможно, будет создана какая-то новая структура
Кому сейчас на Украине могут дать автокефалию? Раскольничий «Киевский патриархат» утверждает, что именно ему. Но я думаю, что так просто взять и признать преданного анафеме Филарета (Денисенко) законным патриархом автокефальной Церкви на Украине – было бы уже совсем вызывающим шагом. Предварительно надо хотя бы снять с него анафему. Данный факт может быть оспорен хотя бы в силу того, что не Варфоломей налагал на него анафему. Кроме того, каноны предусматривают, что всякий, кто сообщается с раскольником, сам тоже признается раскольником и подлежит прещению. Думаю, Константинополь поостережется давать автокефалию «Киевскому патриархату». К тому же, Церкви, которые получали автокефалию, никогда ее не получали сразу в патриаршем статусе.
Мне кажется, более вероятен другой вариант: будет создана какая-то новая структура в своей юрисдикции. Но не факт, что она вообще получит в скором времени автокефалию. Может быть, будут обещать, будут об этом говорить, но, скорее всего, этот процесс затянется. Раскольники уверяют, что может быть созван Собор, на котором они объединятся (УАПЦ и УПЦ КП), а также пригласят всех желающих из Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. И вот якобы эта новая структура и получит от Константинополя автокефалию. Но что это будет за структура? Она будет изначально нелегитимной, и Константинополь должен будет ее предварительно «усыновить». Опять-таки мы возвращаемся к вопросу Константинопольской юрисдикции на территории Украины, от которой уже будут отталкиваться при решении/нерешении или затягивании вопроса об автокефалии.
На мой взгляд, вариант с появлением структуры Константинопольского Патриархата на Украине весьма вероятен, судя по той решимости, с которой Фанар взялся вмешиваться в церковную жизнь Украины. И, видимо, Константинополь в этом вопросе подстегивают не только собственные амбиции, но и заинтересованные в этом политические силы, причем не столько даже на Украине, с которой, конечно, мало кто-то всерьез считается, сколько на Западе, прежде всего в США.
Американская Греческая архиепископия является «локомотивом экономики» Константинопольской Патриархии и во многом задает тон в политике Фанара через тех представителей греческой диаспоры, которые входят в политическую элиту США (а таких немало). Я думаю, на Фанаре, конечно, сильно влияние США, Госдепа, и в данном случае их интересы, конечно, совпадают с интересами Константинопольской Патриархии, так же как и интересы Порошенко.
Думаю, Константинополь почувствовал политический интерес у определенных сил к теме украинской автокефалии. Если раньше эта тема интересовала только Фанар и Киев, то сейчас, в политическом тренде западной политики — тотальная русофобия, и Константинопольская патриархия на этом фоне заметно осмелела.
Предоставление автокефалии от РПЦ может быть воспринято как предательство
Может ли РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви? И Русская Церковь, и другие поместные Церкви всегда стояли на той позиции, что Церковь-мать, от которой отделяется Церковь-дочь, сформировавшаяся к самостоятельной жизни, предоставляет ей автокефалию. Собственно, именно так Русская Церковь предоставила автокефалию, например, Американской Церкви ( Константинополь ее не признает, считая, что именно он должен был это сделать, а не РПЦ) или Польской Церкви (уже вторично, после первого незаконного предоставления ей автокефалии Константинополем).
В этом смысле, да, РПЦ могла бы предоставить Украинской Церкви автокефалию. Но нужна ли она ей? Если сама Украинская Церковь заявляет, что статус ее абсолютно независим, что его достаточно для нормального протекания церковной жизни на Украине, что каноническая связь с Москвой, с Русской Церковью нужна для православных Украины как символ исторического единства того православия, которое восходит к древнерусской, киевской традиции, к временам святого равноапостольного князя Владимира. Полная автокефалия не нужна Украинской Церкви, судя по ее собственным заявлениям, потому что УПЦ МП и так совершенно самостоятельна в своей деятельности, в своей внутренней жизни.
Собственно, эта автокефалия реально ничего не даст, кроме как возможность политикам прикрываться этой автокефалией как очередным атрибутом «незалежности». Мало того, значительной частью православных верующих это было бы воспринято отрицательно, постольку сама идея автокефалии уже серьезно опорочена раскольниками. Даже само навязывание автокефалии государственной властью Украины уже вызывает сопротивление.
Так что верующими на Украине предоставление автокефалии Украинской Церкви Москвой может быть воспринято как предательство со стороны Московского Патриархата. Люди отстаивали церковное единство Святой Руси – и вдруг Московский Патриархат возьмет и откажется от них, предоставит самим себе? Мне кажется, люди даже просто не поймут такой шаг. Да и не решит это уже ничего. Константинополь не признает эту автокефалию.
Самые драматичные последствия будут для жителей Украины
Мне кажется, надо быть готовыми к худшему развитию событий, возможно, даже к разрыву общения с Константинопольским Патриархатом. Это уже было в истории Русской Церкви. Мы разрывали общение на полтора века, после того как Константинополь принял Флорентийскую унию. Русская Церковь тогда была вынуждена перейти к автокефалии, уйти и юрисдикции униатского Константинополя, дабы сохранить свое православие. Хуже от этого было только Константинополю.
Если бы не его амбициозная политика, то, возможно, после гибели Византии перенесенная на русскую почву византийская богословская традиция могла бы как-то развиваться, продолжаться. Но, поссорившись с Москвой, Константинополь лишил себя этой возможности и под османским игом сам был вынужден деградировать в плане духовного просвещения, в плане богословия. Как видно, и тогда, и сейчас для Фанара важнее другие ценности – торжество власти над другими поместными Церквями, а не какое-то реальное развитие православия.
Как данная ситуация может отразиться на жизни верующих? В греческой церковной традиции очень много ценного. Многие русские паломничают на Афон, в Грецию, Турцию, поклоняются святыням и общаются со священниками, монахами, старцами. Будет очень жалко, если на все эти контакты с православными греками конфликт между Москвой и Константинополем тоже окажет свое влияние.
Но самые драматичные последствия, конечно, будут для жителей Украины… Если действительно автокефалия будет дарована какой-то части украинского православия, и Порошенко признает легитимной эту Церковь, а не Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, неизбежно начнется перераспределение церковной собственности, изъятие храмов, изъятие монастырей, и прежде всего Киево-Печерской и Почаевской лавр. Это будет покушение на крупнейшую религиозную конфессию Украины, какой является УПЦ МП.
И, конечно, это не пройдет безболезненно: верующие могут встать на защиту своих святынь, на защиту своей духовной жизни. И тогда на Украине (а там, как мы знаем, к сожалению, в захватах храмов не раз участвовали разного рода правые радикалы — националисты) просто может начаться религиозная война. Порошенко, при своем низком рейтинге, конечно, рад затеять сейчас в стране какую-нибудь заварушку, чтобы под этим предлогом отменить или перенести выборы. Но это игра с огнем. Он, видимо, не понимает до конца, что такая религиозная война может просто снести его режим.
Записала Ольга Лунина