Преподобный Максим
Святоотеческое наследие Церкви неистощимо богато. Мы имеем множество поистине великих церковных авторов, полные стеллажи душеполезных книг. Написаны и собраны книги за два тысячелетия. Начиная практически с апостольского времени, через всю золотую эпоху Вселенских соборов и вплоть до близких нам по времени церковных писателей XIX– XX столетия. В их словах Церковь находит тот же самый святоотеческий дух.
Все святые отцы разные. Одних читать проще, других – сложнее. Для меня самый сложный святой отец – преподобный Максим Исповедник (память его 13 августа по ст. ст.).
Помнится, будучи неофитом, в начале девяностых принялся я читать «Мистагогию» преподобного Максима. И сразу же столкнулся со значительными трудностями. К малопонятным текстам я был психологически готов. Университет приучил меня читать книги, которые с первого раза никак не освоишь.
Потерпел я честно несколько страниц Максимовой «Мистагогии», каждый абзац давался с боем – и отложил книгу в сторону, до лучших времен. Не по силам оказалась мне богословская наука преподобного Максима. Надо было сначала подготовить себя хорошенько на других книгах, попроще, а потом уже возвращаться к «Мистагогии».
Не для меня одного преподобный Максим оказался самым трудным святым отцом. И все-таки его много читали в прошлом, читают и сейчас, изучают, переводят. Большая литература накопилась по преподобному Максиму.
Почему людей не останавливают такие ощутимые текстуальные трудности? Творения преподобного Максима стоят того, чтобы попотеть, вчитываясь в их. Да, на книги святого Максима приходится тратить немалые усилия, платить большую цену. Но соотношение цена/качество в книгах преподобного Максима – замечательно хорошее. Оно того стоит.
Цитата в несколько строк
Не буду утомлять вас цитатами особо сложных мест из Максима Исповедника. Приведу цитату на общедоступную тему, которая способна заинтересовать не только догматистов и аскетологов, но и всех православных христиан. Тема спасения…
Преподобный рассуждает о том, как Господь боролся с врагами нашего спасения с бесами (началами, властями). Иисус Христос преодолел два великих искушения: после крещения в пустыне сатана предложил Ему хлеб и власть, искушал тщеславием – это первое; второе искушение Христа началось перед Голгофой.
Прочтем отрывок из преподобного Максима:
«Господь совлек с Себя начала и власти при первом испытании искушениями в пустыне, исцелив страстность всего естества в отношении к наслаждению. Он вновь совлек их с Себя и во время смерти, подобным же образом изгнав из естества страстность в отношении к боли… Он совлек их с Себя во время смерти, восторжествовав над ними (Кол. 2:15), когда они приступили к Нему для происков…
Он Своей силой и через [воспринятую от нас] святую Свою плоть как через некий «начаток» (Кол. 1:18) освободил и всё естество человеческое от примешавшегося к нему по страстности зла, подчинив самой этой страстности естества царствовавшее некогда… над естеством лукавое владычество».
Наслаждение и боль
Преподобный Максим объясняет, как именно Господь в борьбе совлек с Себя силы бесовские и этой победой исцелил нашу человеческую природу. Сначала сатана рассчитывал использовать наслаждение. Мы знаем, что много раз ему удавалось довести человека до греха, посулив человеку желанное наслаждение. Но на этот раз у сатаны ничего не вышло, Господь в пустыне отверг все три соблазна сатаны. Христос исцелил страстность человеческого естества в отношении к наслаждению.
До времени сатана отошел от Господа Иисуса. Готовилось новое великое искушение. Принципиально иное. Теперь он рассчитывал использовать боль. Из Евангелия мы узнаем, как много боли принял за эти часы Спаситель. Непонимание учеников и близких, предательство Иуды, ненависть фарисеев, первосвященников и народных масс, бичевание, несправедливый римский суд, издевательства стражи.
Наконец, само Распятие – растянутая по времени смертельная пытка на виду у всех, у ликующей толпы и скорбящей Богоматери. И эту боль Христос вытерпел, не сдавшись. Господь исцелил страстность человеческого естества в отношении к страданию.
У сатаны в руках было два вида оружия, которыми он ранил и убивал людей: наслаждение и страдание. Христос выбил из нечистых рук и то, и другое. Сделано это ради всех людей.