Авария
Сэм Шмидт впервые попал на гонки в 1997 году. Казалось, он может стать лучшим гонщиком. В течение трех сезонов мужчина участвовал в гонках Indianapolis 500 и в 1999 году одержал свою первую победу.
После этой победы во время тренировок в межсезонье Сэм на большой скорости врезался в стену. В результате аварии он повредил спинной мозг. Мужчину полностью парализовало ниже плеч.
Сэм находился в больнице на аппарате искусственной вентиляции легких пять долгих месяцев. После того, как его сняли с аппарата ИВЛ, он занялся физиотерапией. Мужчина надеялся, что сможет восстановить некоторые двигательные функции своего тела.
Сэм не отказался от любви к гонкам и переключился с вождения на управление гоночной командой.
Он основал свою команду — Sam Schmidt Motorsports. Она стала лучшей в истории серии Indy Lights.
С момента аварии, когда Сэм получил травмы, прошло более 20 лет. Сэм по-прежнему был парализован, но не отказывался от своей мечты снова встать и пойти.
— За 21 год мне ни разу не снился сон, в котором я был бы в инвалидном кресле, — говорит он. — Я всегда во сне гуляю со своими детьми, гоночной командой или друзьями.
Экзоскелет
Несколько лет назад Шмидт начал работать совместно с командой инженеров из Arrow Electronics над разработкой экзоскелета. Это приспособление должно помочь парализованным людям ходить. Устройство поддерживает ноги человека и удерживает тело в вертикальном положении. При этом сзади стоит человек, который помогает сохранить равновесие.
В тот день, когда бывший гонщик сделал свои первые шаги в экзоскелете, он плакал от радости. И он был не единственным, кто не смог сдержать слезы — все, кто его видел, плакали.
— У меня почти нет слов, чтобы описать свои чувства, — говорит Сэм. — Эпично. Мега. Невероятно. За 21 год я забыл, как выглядит мир, когда смотришь на него, находясь в вертикальном положении. Знаете, я не обнимался с родными 21 год.
Снова за руль
Но самый большой сюрприз был впереди. Помимо изобретения экзоскелета, инженеры Arrow Electronics работали с Сэмом над созданием нестандартного автомобиля Corvette. Такой машиной Сэм смог бы управлять сам.
На шлеме гонщика были установлены специальные инфракрасные датчики, за которыми следят закрепленные на потолке камеры.
Данные о движениях головы поступают на бортовой компьютер, который управляет рулем и педалями.
Чтобы прибавить скорость, гонщику надо слегка отклонить голову назад, а чтобы затормозить — прикусить специальную трубку. Наклонами головы влево или вправо можно повернуть. Если гонщик ошибается в пилотировании, его страхует система GPS, которая следит за положением автомобиля. Она также скорректирует траекторию, если автомобиль приблизится к отбойнику трассы более чем на три метра.
Используя экзоскелет и эту невероятную технологию, Сэм впервые за много лет смог дойти до своей машины, сесть за руль и поехать. Шмидт стал первым человеком с параличом всех конечностей, который на высокой скорости преодолел трек Indianapolis Motor Speedway. Сэм проехал крутые повороты, один из которых был в 180 градусов, и подъемы дороги на довольно большой скорости — до 80 километров в час. Протяженность маршрута, по которому следовал его C7 Corvette Stingray, составила 3,2 километра.
— Все думали, что это безумие. Зачем мне возвращаться к спорту, который стал причиной того, что я попал в инвалидное кресло?— говорит Сэм.
— Но я участвую в гонках с пяти лет. Это то, чем я всегда хотел заниматься. И это то, что позволило мне выжить на протяжении этих 20 лет.
Сэм продолжает работать с инженерами, чтобы помочь продвинуть технологию на новый уровень. Он надеется, что эти разработки — только начало новых достижений, которые помогут сделать мобильными людей с ограниченными возможностями.