– Как доехали? Нормально? Не растрясло? – сурово спрашивает высыпавших из УАЗика семинаристов отец Алексий.
– Все отлично, батюшка! – рапортуют семинаристы. – Мы сразу заснули.
Расстояние от Якутска до Амги – почти двести километров. Ехать часа три. Зимой можно отлично выспаться: дорога укатанная, скорость равномерная, только в самом начале, на переправе через Лену, приходится сбавить, по льду даже тридцать километров в час – уже довольно быстро.
Правда, пока светло, лично мне спать совершенно не хочется – хочется любоваться ослепительно белым снегом, ослепительно синим небом, ослепительно ярким и уже вполне весенним, несмотря на 25-градусный мороз, солнцем. А по мере приближения ночи – не ослепительным, но сочным и почти звучным (густые, глубокие краски как будто звенят в воздухе) закатом.
Крепость на Лене
Амгинский улус – не самый удаленный и, в целом, вполне благополучный: например, тут выращивается семьдесят процентов якутского хлеба (да-да, в Якутии растет хлеб). Школа – большая и современная: компьютеры с доступом к интернету, богатая библиотека, живой уголок (сейчас в нем находятся цветы и аквариум), экспозиция, представляющая северный быт и культуру…
Несколько семинаристов, два проректора и духовник семинарии протоиерей Алексий Зарубин проделывают путь в Амгу не из туристических соображений. Они едут представлять свое учебное заведение. Одному из проснувшихся семинаристов завтра предстоит рассказывать амгинским школьникам, где и чему он учится, почему на нем и его однокурсниках такая странная одежда (подрясники), что они едят, зачем они вообще туда поступили, есть ли у них стипендия и многое другое.
Якутская духовная семинария – часть духовно-просветительского центра, включающего в себя также регентскую школу, катехизаторские курсы, гимназию для младших классов (школа открыта не только для православных детей, а платят здесь только за питание) и спортивный комплекс. Ярко-желтое здание, похожее на крепость, построено в 2010 году. Напротив розовой колокольни домового храма святителя Иннокентия Московского – памятник просветителю Сибири и Америки. К памятнику по уже сложившейся традиции приезжают молодожены. Гости Якутска тоже не обходят стороной «крепость на Лене».
Люди в черном
Встреча с семинаристами проходит в школьном актовом зале. Школьники поглядывают с интересом: парней в подрясниках увидишь не каждый день даже в большом городе.
Святослав учится уже на четвертом курсе, говорит смело (семинаристы помладше, выступая на большую аудиторию, пока смущаются).
– Вообще-то мы нормальные студенты, – объясняет он. – У нас даже интернет есть. Иногда. Стипендию получаем. А что касается подрясников, то это просто форма одежды. Хотя бывает забавно – идешь по улице и слышишь за спиной какой-нибудь ребенок: «Мама, мама, почему дяденьки в платьицах?»
– А вас когда-нибудь наказывают? – спрашивают из зала.
– Бывает, – признается семинарист. – Могут вот как раз без подрясника оставить на какой-нибудь срок. Или в город не выпустить.
Судя по тому, что другие семинаристы широко улыбаются и хихикают, наказывают их не часто. То ли дисциплина хорошая, то ли начальство доброе.
Особенности национальных традиций
Проректор по учебной работе Роман Павлович Ткачев рассказывает об учебных планах и преподаваемых предметах. Богословские дисциплины – это интересно, но школьники задают вопрос в лоб:
– Якутский язык изучаете?
Тема серьезная. Для большинства жителей Амги якутский – родной. А приехавшие семинаристы – русские.
– Ну, конечно, изучаем! – ребята встречают вопрос даже с некоторым недоумением.
– А как православие относится к якутским народным традициям? – из зала поднимается молодой человек лет шестнадцати.
Вот тут миссионеры захвачены врасплох. В Якутии можно встретить даже глубоко воцерковленных христиан, кидающих оладушки в огонь и воду – это сознательное кормление духов или просто народный обычай? На эту тему можно написать не одну религиоведческую диссертацию или хотя бы научную статью.
Отец Алексий уверен, что никакого духовного наполнения у этого обряда на сегодняшний день нет – только проявление уважения к предкам. Подобным образом мы, когда кладем цветы на могилу, не жертву приносим, а выражаем почтение к памяти усопшего.
– Православие прекрасно относится к народным традициям, – решительно отвечает священник. – Бросаете оладушек в огонь – вспомните Того, Кто сотворил огонь.
Миссия и ее профанация
Музыкальная школа обеспечена новыми инструментами, в актовом зале – белый рояль и хрустальные люстры.
Семинарист Корнилий закончил музыкальную школу в Нерюнгри, поэтому пройти мимо белого рояля не смог. Он вообще мимо хорошего инструмента не проходит. Вокруг стягиваются педагоги и ученики. Тоже форма миссии.
Правда, стоит заметить, что ректор семинарии, игумен Андрей (Мороз), к миссионерской деятельности подобные поездки и встречи не относит.
– Я вам как преподаватель миссиологии говорю, – поясняет он пару дней спустя, – Русская Православная Церковь миссионерской деятельностью не занимается. Вот Католическая – занимается.
– Ну а как же Амга? – попыталась спорить я.
– В Амге наша целевая аудитория – уже крещеные или готовящиеся ко крещению люди, – не согласен отец Андрей. – А это не миссия. Вообще, сейчас это слово чудовищно профанировано. «Информационная миссия», «миссия в интернете»… В широком смысле, все, чем занимается Церковь – миссия. А в узком, миссия – это определенные ресурсы, финансовые, человеческие, интеллектуальные. Миссия – это когда приехали несколько человек, например, к юкагирам (священник, две монахини, катехизаторы) – и занимаются прицельно тем, что обращают и крестят юкагиров.
Катехизация в сжатые сроки
Все-таки, учитывая особенности географии и инфраструктуры Якутии (расстояния – огромные, дороги – не дороги, а направления, самолеты – очень недешевы), образование в Якутской семинарии не может не иметь миссионерского уклона – пусть это и не миссия «по науке». Священник, который добирается до своей паствы редко и на короткий срок, обязан уметь не только говорить с верующими, но и в сжатой форме быстро и зажигательно доносить основы веры до «внешних». Времени иногда не хватает даже на две беседы перед крещением.
Уже упомянутый протоиерей Алексий Зарубин, духовник семинарии, настоятель Никольского собора города Якутска и благочинный 1 Центрального округа Якутской и Ленской епархии, окормляет шесть общин. Из них Амга находится чуть ли не ближе всех.
– Я никого ни к чему не призываю, – честно признает он. – Вот сегодня придут люди, желающие креститься – поговорю с ними. Для того, чтобы понять, действительно ты хочешь креститься или нет, одной беседы со священником должно быть достаточно.
Крещение – последнее мероприятие сегодняшней поездки. Проходит в здании местного клуба. В деревянном храме святого благоверного князя Александра Невского холодно – на улице ниже -30.
Креститься пришли сразу человек семь, включая девочку лет пяти. Отец Алексий кратко объясняет догматы веры («Бог стал человеком, умер и воскрес, чтобы человек мог спастись»), рассказывает об обрядах и таинствах.
Духовная жизнь без заменителей
– Когда к вам приезжает священник, вы должны приходить на службу и причащаться. Вы знаете, что такое Причастие?..
Нужно ли с новообращенными сразу говорить о Таинствах? В данном случае – необходимо. В Амге не стоит вопрос о церковном уставе. Посты здесь не соблюдаются, потому что поститься нечем. Постоянных служб нет, потому что священник постоянно не присутствует. В конечном итоге, вопрос воцерковления – это вопрос включенности в жизнь общины и участия в редких богослужениях. Никаких других «заменителей» и «усилителей» духовной жизни здесь просто нет. Поэтому люди слушают внимательно, некоторые из числа уже крещенных потом расходятся по клубу – беседуют с семинаристами и проректорами, задают уточняющие вопросы.
Нельзя сказать, что в отсутствие священника жизнь общины затихает. Существует она в Амге с 2010 года, по благословению еще епископа Зосимы (+2010). В основное время прихожане собираются вместе, молятся, читают Писание и книги о Православии самостоятельно. В летнее время женщины собираются для уборки в храме. Как это часто бывает, община почти сплошь женская.
– У меня девочки – и дочка, и невестка – крещеные, а мужчины пока независимые, – Марина крестилась как раз в 2010 году.
– У меня дети крещеные, а муж пока никак, – Вероника тоже еще не успела воцерковить всю семью. – Хотя его родные крещены.
Марина считает, что как только в улусе появится постоянно действующий храм (на месте, где планируется строительство, епископ Зосима в том же 2010 году установил крест), люди будут ходить больше.
– Хотя бы по праздникам. Летом, когда храм открываем, ведь многие приходят. Или, смотрите, на Богоявление воду освящают – сколько народу приходит! Сначала просто посмотреть, воды набрать. Значит, все-таки верят?
Кислородное голодание
Для более глубокого воцерковления просто не хватает литературы.
– У нас уже есть библиотечка, мы обмениваемся книгами, но их немного, – признают женщины. – «Вхождение в храм», «Как подготовиться к Причастию»… Вот лежит один номер журнала «Фома». Сегодня в школу передали подарки – замечательные книги, интересные, богато иллюстрированные, на якутском языке!
Книги, действительно, хорошие: Катехизис и учебники «Основ православной культуры» в переводе на якутский, по-русски – история Православия в Якутии. А хорошую книгу тут ценят.
Интернет в Амге медленный, поэтому даже стенгазету «Правмира» здесь распечатать нелегко. Так что приезд группы семинаристов – пусть и не миссия в специальном смысле, но глоток свежего церковного воздуха.
Фото Марии Сеньчуковой