Семинарский «десант» в якутскую глубинку
В Амге не стоит вопрос о церковном уставе. Посты здесь не соблюдаются, потому что поститься нечем. Постоянных служб нет, потому что священник постоянно не присутствует.

– Как доехали? Нормально? Не растрясло? – сурово спрашивает высыпавших из УАЗика семинаристов отец Алексий.

– Все отлично, батюшка! – рапортуют семинаристы. – Мы сразу заснули.

Расстояние от Якутска до Амги – почти двести километров. Ехать часа три. Зимой можно отлично выспаться: дорога укатанная, скорость равномерная, только в самом начале, на переправе через Лену, приходится сбавить, по льду даже тридцать километров в час – уже довольно быстро.

Амга

Амга

Правда, пока светло, лично мне спать совершенно не хочется – хочется любоваться ослепительно белым снегом, ослепительно синим небом, ослепительно ярким и уже вполне весенним, несмотря на 25-градусный мороз, солнцем. А по мере приближения ночи – не ослепительным, но сочным и почти звучным (густые, глубокие краски как будто звенят в воздухе) закатом.

Ледяные скульптуры - традиционное украшение якутских сел и городов

Ледяные скульптуры — традиционное украшение якутских сел и городов

Крепость на Лене

Амгинский улус – не самый удаленный и, в целом, вполне благополучный: например, тут выращивается семьдесят процентов якутского хлеба (да-да, в Якутии растет хлеб). Школа – большая и современная: компьютеры с доступом к интернету, богатая библиотека, живой уголок (сейчас в нем находятся цветы и аквариум), экспозиция, представляющая северный быт и культуру…

Подготовка презентации семинарии: проректор по учебной работе Роман Павлович Ткачев, Святослав (4 курс), Корнилий (2 курс)

Подготовка презентации семинарии: проректор по учебной работе Роман Павлович Ткачев, Святослав (4 курс), Корнилий (2 курс)

Несколько семинаристов, два проректора и духовник семинарии протоиерей Алексий Зарубин проделывают путь в Амгу не из туристических соображений. Они едут представлять свое учебное заведение. Одному из проснувшихся семинаристов завтра предстоит рассказывать амгинским школьникам, где и чему он учится, почему на нем и его однокурсниках такая странная одежда (подрясники), что они едят, зачем они вообще туда поступили, есть ли у них стипендия и многое другое.

Александр (2 курс)

Александр (2 курс)

Якутская духовная семинария – часть духовно-просветительского центра, включающего в себя также регентскую школу, катехизаторские курсы, гимназию для младших классов (школа открыта не только для православных детей, а платят здесь только за питание) и спортивный комплекс. Ярко-желтое здание, похожее на крепость, построено в 2010 году. Напротив розовой колокольни домового храма святителя Иннокентия Московского – памятник просветителю Сибири и Америки. К памятнику по уже сложившейся традиции приезжают молодожены. Гости Якутска тоже не обходят стороной «крепость на Лене».

Люди в черном

Встреча с семинаристами проходит в школьном актовом зале. Школьники поглядывают с интересом: парней в подрясниках увидишь не каждый день даже в большом городе.

Святослав учится уже на четвертом курсе, говорит смело (семинаристы помладше, выступая на большую аудиторию, пока смущаются).

Корнилий. В прошлом году он уходил из семинарии в армию, служил во Владивостоке, на флоте. Считает армию крайне полезным опытом

Корнилий. В прошлом году он уходил из семинарии в армию, служил во Владивостоке, на флоте. Считает армию крайне полезным опытом

– Вообще-то мы нормальные студенты, – объясняет он. – У нас даже интернет есть. Иногда. Стипендию получаем. А что касается подрясников, то это просто форма одежды. Хотя бывает забавно – идешь по улице и слышишь за спиной какой-нибудь ребенок: «Мама, мама, почему дяденьки в платьицах?»

– А вас когда-нибудь наказывают? – спрашивают из зала.

– Бывает, – признается семинарист. – Могут вот как раз без подрясника оставить на какой-нибудь срок. Или в город не выпустить.

Школьницы

Школьницы

Судя по тому, что другие семинаристы широко улыбаются и хихикают, наказывают их не часто. То ли дисциплина хорошая, то ли начальство доброе.

Особенности национальных традиций

Проректор по учебной работе Роман Павлович Ткачев рассказывает об учебных планах и преподаваемых предметах. Богословские дисциплины – это интересно, но школьники задают вопрос в лоб:

– Якутский язык изучаете?

Тема серьезная. Для большинства жителей Амги якутский – родной. А приехавшие семинаристы – русские.

– Ну, конечно, изучаем! – ребята встречают вопрос даже с некоторым недоумением.

– А как православие относится к якутским народным традициям? – из зала поднимается молодой человек лет шестнадцати.

"Как Православие относится к народным традициям?"

«Как Православие относится к народным традициям?»

Вот тут миссионеры захвачены врасплох. В Якутии можно встретить даже глубоко воцерковленных христиан, кидающих оладушки в огонь и воду – это сознательное кормление духов или просто народный обычай? На эту тему можно написать не одну религиоведческую диссертацию или хотя бы научную статью.

Уголок родной культуры. Семинаристы тоже заинтересованы и не отрываются от фотоаппарата

Уголок родной культуры. Семинаристы тоже заинтересованы и не отрываются от фотоаппарата

Отец Алексий уверен, что никакого духовного наполнения у этого обряда на сегодняшний день нет – только проявление уважения к предкам. Подобным образом мы, когда кладем цветы на могилу, не жертву приносим, а выражаем почтение к памяти усопшего.

– Православие прекрасно относится к народным традициям, – решительно отвечает священник. – Бросаете оладушек в огонь – вспомните Того, Кто сотворил огонь.

Миссия и ее профанация

Музыкальная школа обеспечена новыми инструментами, в актовом зале – белый рояль и хрустальные люстры.

Семинарист Корнилий закончил музыкальную школу в Нерюнгри, поэтому пройти мимо белого рояля не смог. Он вообще мимо хорошего инструмента не проходит. Вокруг стягиваются педагоги и ученики. Тоже форма миссии.

Правда, стоит заметить, что ректор семинарии, игумен Андрей (Мороз), к миссионерской деятельности подобные поездки и встречи не относит.

– Я вам как преподаватель миссиологии говорю, – поясняет он пару дней спустя, – Русская Православная Церковь миссионерской деятельностью не занимается. Вот Католическая – занимается.

– Ну а как же Амга? – попыталась спорить я.

– В Амге наша целевая аудитория – уже крещеные или готовящиеся ко крещению люди, – не согласен отец Андрей. – А это не миссия. Вообще, сейчас это слово чудовищно профанировано. «Информационная миссия», «миссия в интернете»… В широком смысле, все, чем занимается Церковь – миссия. А в узком, миссия – это определенные ресурсы, финансовые, человеческие, интеллектуальные. Миссия – это когда приехали несколько человек, например, к юкагирам (священник, две монахини, катехизаторы) – и занимаются прицельно тем, что обращают и крестят юкагиров.

Катехизация в сжатые сроки

Все-таки, учитывая особенности географии и инфраструктуры Якутии (расстояния – огромные, дороги – не дороги, а направления, самолеты – очень недешевы), образование в Якутской семинарии не может не иметь миссионерского уклона – пусть это и не миссия «по науке». Священник, который добирается до своей паствы редко и на короткий срок, обязан уметь не только говорить с верующими, но и в сжатой форме быстро и зажигательно доносить основы веры до «внешних». Времени иногда не хватает даже на две беседы перед крещением.

Протоиерей Алексий Зарубин

Протоиерей Алексий Зарубин

Уже упомянутый протоиерей Алексий Зарубин, духовник семинарии, настоятель Никольского собора города Якутска и благочинный 1 Центрального округа Якутской и Ленской епархии, окормляет шесть общин. Из них Амга находится чуть ли не ближе всех.

– Я никого ни к чему не призываю, – честно признает он. – Вот сегодня придут люди, желающие креститься – поговорю с ними. Для того, чтобы понять, действительно ты хочешь креститься или нет, одной беседы со священником должно быть достаточно.

Крещение – последнее мероприятие сегодняшней поездки. Проходит в здании местного клуба. В деревянном храме святого благоверного князя Александра Невского холодно – на улице ниже -30.

DSCF0494 (2)

Креститься пришли сразу человек семь, включая девочку лет пяти. Отец Алексий кратко объясняет догматы веры («Бог стал человеком, умер и воскрес, чтобы человек мог спастись»), рассказывает об обрядах и таинствах.
Духовная жизнь без заменителей

– Когда к вам приезжает священник, вы должны приходить на службу и причащаться. Вы знаете, что такое Причастие?..

Нужно ли с новообращенными сразу говорить о Таинствах? В данном случае – необходимо. В Амге не стоит вопрос о церковном уставе. Посты здесь не соблюдаются, потому что поститься нечем. Постоянных служб нет, потому что священник постоянно не присутствует. В конечном итоге, вопрос воцерковления – это вопрос включенности в жизнь общины и участия в редких богослужениях. Никаких других «заменителей» и «усилителей» духовной жизни здесь просто нет. Поэтому люди слушают внимательно, некоторые из числа уже крещенных потом расходятся по клубу – беседуют с семинаристами и проректорами, задают уточняющие вопросы.

Настенька. Без пяти минут христианка

Настенька. Без пяти минут христианка

Нельзя сказать, что в отсутствие священника жизнь общины затихает. Существует она в Амге с 2010 года, по благословению еще епископа Зосимы (+2010). В основное время прихожане собираются вместе, молятся, читают Писание и книги о Православии самостоятельно. В летнее время женщины собираются для уборки в храме. Как это часто бывает, община почти сплошь женская.

– У меня девочки – и дочка, и невестка – крещеные, а мужчины пока независимые, – Марина крестилась как раз в 2010 году.

– У меня дети крещеные, а муж пока никак, – Вероника тоже еще не успела воцерковить всю семью. – Хотя его родные крещены.

Марина считает, что как только в улусе появится постоянно действующий храм (на месте, где планируется строительство, епископ Зосима в том же 2010 году установил крест), люди будут ходить больше.

– Хотя бы по праздникам. Летом, когда храм открываем, ведь многие приходят. Или, смотрите, на Богоявление воду освящают – сколько народу приходит! Сначала просто посмотреть, воды набрать. Значит, все-таки верят?

Кислородное голодание

Для более глубокого воцерковления просто не хватает литературы.

– У нас уже есть библиотечка, мы обмениваемся книгами, но их немного, – признают женщины. – «Вхождение в храм», «Как подготовиться к Причастию»… Вот лежит один номер журнала «Фома». Сегодня в школу передали подарки – замечательные книги, интересные, богато иллюстрированные, на якутском языке!

Книги, действительно, хорошие: Катехизис и учебники «Основ православной культуры» в переводе на якутский, по-русски – история Православия в Якутии. А хорошую книгу тут ценят.

Интернет в Амге медленный, поэтому даже стенгазету «Правмира» здесь распечатать нелегко. Так что приезд группы семинаристов – пусть и не миссия в специальном смысле, но глоток свежего церковного воздуха.

Фото Марии Сеньчуковой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.