Просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов <...>.
Ее могут осуществлять:
- органы государственной власти;
- иные государственные органы;
- органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации;
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица.
- при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нельзя использовать просветительскую деятельность:
- для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии;
- нельзя сообщать недостоверные сведения об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов;
- запрещено побуждение к действиям, противоречащим Конституции РФ.
Как раньше регулировалась просветительская деятельность?
— Около образовательной деятельности, которая является по умолчанию лицензируемой, есть и другая деятельность, которая не подпадает под жесткие критерии именно образовательной, но до некоторой степени схожа с ней.
Попытки регулирования в этой сфере были еще лет 10–12 назад, когда Министерство юстиции активно пыталось контролировать и «наводить порядок» среди неправительственных организаций, а больше 80% НКО так или иначе занимаются околообразовательной деятельностью. Называть ее просветительской юридически было не вполне корректно, потому что такого понятия в российском праве нет.
Единственный документ, который как-то регулировал понятие просветительской деятельности — это так называемый модельный закон «О просветительской деятельности» государств-участников СНГ, который был принят в 2002 году. Но он сам по себе ничего не регулирует, а служит образцом для стран-участниц СНГ, которые вправе разработать и принять собственные законы о просветительской деятельности.
То есть попытки контролировать такую деятельность некоммерческих организаций Минюст предпринимал еще в 2000-х годах, но тогда это дальше них не пошло. Некоторые организации получили претензии за то, что занимались образовательной деятельностью без лицензии, но после вмешательства Общественной палаты эти попытки приостановились.
Эта идея спустя 10 лет реализована в виде нового порядка, который нас ждет в отношении любых семинаров, тренингов, лекций и прочих мероприятий.
Кого затронут принятые поправки?
— Образовательные организации вправе заниматься разнообразной деятельностью, поскольку они имеют лицензию, и они в своем праве использовать разные формы деятельности. Поправки, касающиеся именно их, дополнительно регламентируют и ограничивают их деятельность, в первую очередь, связанную с контактами с иностранными специалистами.
Но введение понятия просветительской деятельности, вне всякого сомнения, будет прежде всего касаться не образовательных организаций, а довольно широкого круга лиц.
Юридически есть очень серьезный вопрос — какими рамками ограничить эту новую просветительскую деятельность. Одно дело, что замыслили авторы, а другое — как это все будет применяться на практике.
Например, у нас есть «Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором есть определение и понятие информации. То есть, когда мы общаемся — это я передаю информацию или просвещаю относительно чего-то?
Обмен информацией свободный и никакому регламентированию не подлежит, а просветительская деятельность планируется ограничиваться каким-то регламентом, который будет установлен позже.
Пока не прописано, как будет осуществляться контроль. Появятся ли новые документы?
— Закон прямо указывает, что форма и порядок будут регулироваться правительством РФ. Это значит, что нужно ожидать постановления правительства, которое утвердит какой-то уполномоченный орган по контролю. Возможно, это будет Минюст, Роскомнадзор или Рособрнадзор.
Затронет ли это онлайн-мероприятия?
— Онлайн-мероприятия в законе не упоминаются, что, в свою очередь, не означает, что на них это не будет распространяться. Все будет зависеть от того, насколько активно начнут пытаться применять и внедрять этот закон.
Если есть планы максимально всех загнать в жесткие рамки и запретить любые несогласованные семинары, то тогда интернета это тоже коснется, потому что для того, чтобы проконтролировать очный семинар, надо куда-то ехать, то для контроля вебинара нужно просто подключиться онлайн и послушать. Это проще в плане доступа, фиксации нарушений и предъявления претензий.
Потребуется ли лицензия на просветительскую деятельность?
— Нет, просветительская деятельность не будет лицензироваться.
Лицензия остается обязательной только для образовательной деятельности. О том, как будет регулироваться просветительская деятельность, будет написано в постановлении правительства, а потом в приказах соответствующего ведомства.
Но я бы не ожидал требования согласования, потому что невозможно миллионы семинаров, лекций, встреч согласовывать с властями.
Хотя какие-то попытки контроля и предоставления права чиновникам прийти на мероприятие и оценить, соблюдаются ли установленные законом нормы, ожидать можно. Но при этом пока никаких санкций за несоблюдение норм не предусмотрено.
Если за нарушение не предусмотрено наказание, то в чем смысл закона?
— Но это же не значит, что наказание за нарушение закона не введут позже. Сначала правительство разработает какие-то формы, а затем КоАП могут дополнить статьей за нарушение порядка организации и проведения просветительской деятельности.
Чего ожидать после вступления закона в силу?
— Принятие этого закона не означает, что моментально произойдут резкие перемены. Но это открывает новую тропинку, которая будет неизбежно приводить к дополнительным ограничениям, санкциям и проблемам для представителей гражданского общества.