Новый Федеральный Закон «Об охране здоровья граждан…», в частности, его положения о трансплантации прокомментировал Сергей Владимирович Готье, член-корреспондент РАМН, директор ФГУ Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. акад. В.И.Шумакова Минздравсоцразвития России, главный специалист трансплантолог Минздравсоцразвития России, председатель Общероссийской общественной организации «Российское трансплантологическое общество».
Мое мнение о Федеральном законе следующее. Проделана очень большая и сложная работа, подготовлен фундаментальный законодательный акт о здравоохранении в РФ. Это именно новый Федеральный закон, но в который также вошли многие положения Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» 1993 г. В подготовке ФЗ приняли участие самые разные специалисты врачи, юристы, организаторы, экономисты, и др. ФЗ многократно обсуждался с экспертным медицинским сообществом, с общественными организациями пациентов, после чего в него вносились уточнения и дополнения. Сейчас это вполне доработанный проект.
Каким будет эффект от его принятия, покажет время, тем более что для его исполнения потребуется еще разработать и принять не один десяток подзаконных актов. Также, очень многое ведь зависит от правоприменения – соблюдается ли законодательство или оно остается только на бумаге…
Плюсы ФЗ хотя бы в том, что законодательство имеет обыкновение устаревать, так как жизнь государства и общества не стоит на месте, меняется и развивается. Новый ФЗ заменит нормативно-правовой акт 1993 г. Вспомним жизнь и медицину в начале 90-ых и сравним с нашим временем, по-моему, есть существенные различия.
В разработке и обсуждении ФЗ на разных этапах его подготовки я принимал непосредственное участие. Остановлюсь на статье ФЗ, посвященной трансплантации (статья 47).
В действующих Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» 1993 г. представлены лишь отдельные положения о допустимости в РФ изъятия органов и (или) тканей человека для трансплантации, о противоправности принуждения к изъятию, о противоправности и уголовной наказуемости коммерческих сделок с органами и (или) тканями человека.
При этом без внимания законодателя оставался целый ряд принципиальных вопросов, а именно, при каких условиях применяется трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека, допускается их изъятие у живого донора или у трупа; порядок волеизъявления граждан о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из своего тела после смерти; право супруга или близких родственников умершего на такое волеизъявление; учет донорских органов и (или) тканей и лиц, нуждающихся в лечении методом трансплантации (пересадки).
Новый ФЗ вышеуказанные вопросы регулирует, в частности устраняет пробел правового регулирования порядка волеизъявления граждан о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из своего тела после смерти, права супруга или близких родственников умершего на такое волеизъявление. Устраняется некоторое противоречие между статьей 8 «Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей» закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и статьей 5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти». Решение этого вопроса законодательным путем полностью соответствует позиции Конституционного суда РФ, выраженной им в Определении от 4 декабря 2003 г. N 459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
О презумпции согласия в ФЗ. Презумпция согласия была (закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека») и остается для совершеннолетних и дееспособных, а для несовершеннолетних и недееспособных новым ФЗ вводится презумпция несогласия (информированного, то есть испрошенного, согласия родственников). До новых «Основ…» механизма учета волеизъявления граждан и их родственников о согласии/несогласии на донорство органов и тканей после смерти не существовало, новый ФЗ это регламентирует. Следует уточнить, что в отношении несовершеннолетних и недееспособных не только устанавливается презумпция испрошенного согласия, но и круг лиц, которые вправе решать этот вопрос в отношении детей, ограничивается родителями, а не лицами, их замещающими.
Что касается прогнозов относительно ФЗ, то остановлюсь на статье 47, посвященной трансплантации. Новый ФЗ создает необходимые правовые условия для решения существующей проблемы искусственного дефицита донорских органов в РФ и обеспечения населения РФ качественной и доступной медицинской помощью методом трансплантации; позволит приступить к решению проблемы детского посмертного донорства и развития педиатрической трансплантации сердца и легких в РФ; обеспечит с одной стороны строгое соблюдение в РФ прав и свобод человека в сфере трансплантологии, а с другой защитит трансплантологов от необоснованных обвинений.
Положения статьи 47 получат дальнейшее развитие в отдельном ФЗ «О донорстве и трансплантации», работа над его подготовкой уже ведется Минздравсоцразвития России при нашем непосредственном участии.