Отчасти такую жесткую позицию можно понять как реакцию на популярнейшую современную ересь – «неважно, как веровать, важно быть хорошим человеком». Евангелие говорит, что веровать очень важно – в лице Иисуса Христа мы встречаем самого Бога, и наше решение отозваться на Его слова покаянием и верой или закоснеть в неверии и противлении – определяет нашу вечную участь.
А для человека, который поверил, что Иисус подлинно есть тот, Кем Он Себя называл – Господь и Спаситель – очень важно быть ревностно послушным Ему, и во всех отношениях следовать Его воле. Поэтому всё в вере важно; ни на что нельзя просто махнуть рукой.
Однако не всё важно одинаково. Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны. Есть разница в том, заблуждается ли человек относительно личности и деяний Спасителя или заблуждается он относительно полномочий Папы Римского.
Незамечание этой разницы и зачисление всех, кто не разделяет православие во всей полноте, в погибшие еретики, ведет к явно разрушительным последствиям.
Жесткий конфессионализм, вера в то, что за пределами нашего вероисповедания сразу же наступает ад, ведет к расколам. Он не укрепляет приверженность к Православной Церкви, а, напротив, подрывает ее.
Поясню, о чем идет речь. Вот был такой московский католик, Фридрих Гааз. Немец, врач, прекрасно устроенный в жизни человек с хорошими связями, который употребил все свои силы и влияние на то, чтобы облегчить участь заключенных. То есть человек верил во Христа как в Бога и Спасителя, возлагал на Него надежду спасения, проявил свою преданность Ему в усердных делах милосердия.
Теперь я читаю, что он вместе с прочими католиками должен быть лишен спасения – поскольку об этом есть соответствующий набор цитат из святых. То есть я должен себе представить, как предстал Фридрих Гааз перед Христом, а тот ему и говорит – «Я был голоден и ты дал Мне есть; наг, и ты одел Меня; был болен и в темнице – и ты пришел ко Мне; но как ты имел неправильное мнение о примате римского епископа, то и отойди от Меня, проклятый, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его».
В Евангелии сказано, что надо веровать, хранить заповеди, приступать к таинствам. Но, оказывается, к обетованиям Христа прилагается некий мелкий шрифт: даже если человек делал всё это со всем возможным усердием, но имеет ошибочное мнение в каких-то вопросах церковного устроения и принадлежит через это к неправильной общине, он всё равно отправляется к диаволу и ангелам его.
Но стоит нам исповедать эту «доктрину мелкого шрифта», как наша собственная церковная принадлежность оказывается предметом сомнений. Потому что тут же являются какие-нибудь суровые раскольники из числа каких-нибудь «истинных православных» и говорят, что Русская Православная Церковь и даже мировое православие удалилось от канонов и погрязло в грехах, так что уже является безблагодатным сборищем, истинные же таинства совершаются только в немногих «уцелевших» среди «всеобщей апостасии» «истинных» общинах.
При этом раскольники такого рода обычно прекрасно подкованы в чтении мелкого шрифта, и все нужные цитаты знают наизусть – так что неготового к подобным словесным битвам прихожанина Русской Православной Церкви Московского Патриархата быстро приведут в молчание.
Поэтому одно дело сказать «мнение о примате Рима ошибочно, и нам не следует его придерживаться», другое – «католики чужды Христа и лишены спасения».
Допустим, миллионы людей, исповедующих Иисуса Христом, Богом и Спасителем сообразно вере апостолов и Вселенских Соборов, ревностно служащих Ему, на самом деле отвержены из-за того, что имеют ошибочные мнения по некоторым вопросам. Но что тогда можно ответить раскольнику, который скажет, что католики, конечно, пропащие безблагодатные еретики, но и РПЦ МП не лучше?
Я знаю, что отвечу – Христос не отвергает тех, кто уповает на Него и служит Ему.
Но я-то не верю в мелкий шрифт – потому что если верить, то да, выходит, Христос как раз отвергает тех, кто верит, и уповает, и служит, если они принадлежат к неправильной общине. А какая община неправильная? Так это вам сейчас начитанные в Отцах и канонах раскольники в деталях разъяснят.
Таким образом происходит явление, которое Сергей Сергеевич Аверинцев называл «экклезиологической паникой», когда человек всюду видит сплошное отпадение и бегает между разными фундаменталистскими расколами в поисках самого «истинного», где хоть какую-то надежду на спасение можно питать.
Кроме того – и мы это наблюдаем воочию – и изнутри Церкви обвинения во «всеереси экуменизма» очень быстро начинают раздаваться в адрес священноначалия, люди уверяют себя в том, что они остались среди немногих носителей истины среди общего отступления – что ведет к расколу вроде того, который пытался учинить несчастный бывший епископ Диомид.
Поэтому одно дело констатировать разногласия. В том числе разногласия, препятствующие церковному общению. Другое дело – говорить, что эти, по нашему глубокому и обоснованному убеждению, ошибочные, воззрения отторгают людей от Искупления, делают их совершенно чуждыми Христу.
Одно дело сказать «брат, ты не прав», другое – «не брат ты мне».
Читайте также:
- Не обязательно верить в Бога, чтобы быть хорошим человеком?
- Любит ли Иисус Кончиту Вурст?
- «Разбил окно сектанту? Наш человек!»