Отвергает ли Христос католиков?
Среди отзывов на совместное заявление Патриарха и Папы были и такие, которые выражали недоумение самим его тоном – ну почему было не сказать прямо, что католики – еретики, совершенно чуждые спасения, и не призвать их покинуть их гибнущий корабль и перебраться к нам?

Отчасти такую жесткую позицию можно понять как реакцию на популярнейшую современную ересь – «неважно, как веровать, важно быть хорошим человеком». Евангелие говорит, что веровать очень важно – в лице Иисуса Христа мы встречаем самого Бога, и наше решение отозваться на Его слова покаянием и верой или закоснеть в неверии и противлении – определяет нашу вечную участь.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

А для человека, который поверил, что Иисус подлинно есть тот, Кем Он Себя называл – Господь и Спаситель – очень важно быть ревностно послушным Ему, и во всех отношениях следовать Его воле. Поэтому всё в вере важно; ни на что нельзя просто махнуть рукой.

Однако не всё важно одинаково. Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны. Есть разница в том, заблуждается ли человек относительно личности и деяний Спасителя или заблуждается он относительно полномочий Папы Римского.

Незамечание этой разницы и зачисление всех, кто не разделяет православие во всей полноте, в погибшие еретики, ведет к явно разрушительным последствиям.

Жесткий конфессионализм, вера в то, что за пределами нашего вероисповедания сразу же наступает ад, ведет к расколам. Он не укрепляет приверженность к Православной Церкви, а, напротив, подрывает ее.

Поясню, о чем идет речь. Вот был такой московский католик, Фридрих Гааз. Немец, врач, прекрасно устроенный в жизни человек с хорошими связями, который употребил все свои силы и влияние на то, чтобы облегчить участь заключенных. То есть человек верил во Христа как в Бога и Спасителя, возлагал на Него надежду спасения, проявил свою преданность Ему в усердных делах милосердия.

Теперь я читаю, что он вместе с прочими католиками должен быть лишен спасения – поскольку об этом есть соответствующий набор цитат из святых. То есть я должен себе представить, как предстал Фридрих Гааз перед Христом, а тот ему и говорит – «Я был голоден и ты дал Мне есть; наг, и ты одел Меня; был болен и в темнице – и ты пришел ко Мне; но как ты имел неправильное мнение о примате римского епископа, то и отойди от Меня, проклятый, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его».

В Евангелии сказано, что надо веровать, хранить заповеди, приступать к таинствам. Но, оказывается, к обетованиям Христа прилагается некий мелкий шрифт: даже если человек делал всё это со всем возможным усердием, но имеет ошибочное мнение в каких-то вопросах церковного устроения и принадлежит через это к неправильной общине, он всё равно отправляется к диаволу и ангелам его.

Но стоит нам исповедать эту «доктрину мелкого шрифта», как наша собственная церковная принадлежность оказывается предметом сомнений. Потому что тут же являются какие-нибудь суровые раскольники из числа каких-нибудь «истинных православных» и говорят, что Русская Православная Церковь и даже мировое православие удалилось от канонов и погрязло в грехах, так что уже является безблагодатным сборищем, истинные же таинства совершаются только в немногих «уцелевших» среди «всеобщей апостасии» «истинных» общинах.

При этом раскольники такого рода обычно прекрасно подкованы в чтении мелкого шрифта, и все нужные цитаты знают наизусть – так что неготового к подобным словесным битвам прихожанина Русской Православной Церкви Московского Патриархата быстро приведут в молчание.

Поэтому одно дело сказать «мнение о примате Рима ошибочно, и нам не следует его придерживаться», другое – «католики чужды Христа и лишены спасения».

Фото: stylepinner.com

Фото: stylepinner.com

Допустим, миллионы людей, исповедующих Иисуса Христом, Богом и Спасителем сообразно вере апостолов и Вселенских Соборов, ревностно служащих Ему, на самом деле отвержены из-за того, что имеют ошибочные мнения по некоторым вопросам. Но что тогда можно ответить раскольнику, который скажет, что католики, конечно, пропащие безблагодатные еретики, но и РПЦ МП не лучше?

Я знаю, что отвечу – Христос не отвергает тех, кто уповает на Него и служит Ему.

Но я-то не верю в мелкий шрифт – потому что если верить, то да, выходит, Христос как раз отвергает тех, кто верит, и уповает, и служит, если они принадлежат к неправильной общине. А какая община неправильная? Так это вам сейчас начитанные в Отцах и канонах раскольники в деталях разъяснят.

Таким образом происходит явление, которое Сергей Сергеевич Аверинцев называл «экклезиологической паникой», когда человек всюду видит сплошное отпадение и бегает между разными фундаменталистскими расколами в поисках самого «истинного», где хоть какую-то надежду на спасение можно питать.

Кроме того – и мы это наблюдаем воочию – и изнутри Церкви обвинения во «всеереси экуменизма» очень быстро начинают раздаваться в адрес священноначалия, люди уверяют себя в том, что они остались среди немногих носителей истины среди общего отступления – что ведет к расколу вроде того, который пытался учинить несчастный бывший епископ Диомид.

Поэтому одно дело констатировать разногласия. В том числе разногласия, препятствующие церковному общению. Другое дело – говорить, что эти, по нашему глубокому и обоснованному убеждению, ошибочные, воззрения отторгают людей от Искупления, делают их совершенно чуждыми Христу.

Одно дело сказать «брат, ты не прав», другое – «не брат ты мне».


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.