В романе Владимира Мединского — суровая, трагическая, и при этом героическая история нашего государства. В центре повествования — город Смоленск, который всегда был воротами страны, ведущими к её сердцу, — Москве. Так что крепость духа наших воинов, отстаивавших город 400 лет назад, отстаивавших свою Отчизну, веривших в свою страну, в Бога, имеет непреходящее значение для нынешнего поколения, которое будет читать роман, учиться на его примерах, что это такое — по-настоящему любить Родину.
Сериал, который будет снят по роману, безусловно, даст возможность еще большему количеству наших граждан узнать об этих страницах нашей истории.
Тем более действие, разворачивающееся в романе — живое и привлекающее внимание. Там присутствуют и сцены военных действий, сцены героизма русских солдат, и бытовые моменты жизни наших предков. То есть мы видим живую историю, которая проходит через все страницы романа, и которая теперь будет перенесена непосредственно в кино. Это замечательно.
Мы должны только радоваться такому факту и надеяться, что большее количество подобного рода фильмов будет появляться на наших экранах. Ведь роман «Стена» заставляет обратиться к истокам нашего существования: почему мы живем сегодня, откуда пошла наша сегодняшняя государственность. Надеюсь, то же самое прозвучит и в фильме.
Роман основан на достоверных исторических источниках. Владимир Мединский, работая над «Стеной», тщательно изучал научную литературу, много времени проводил в архивах. Безусловно, создателям сериала надо придерживаться канвы романа. Конечно, важно пригласить грамотного научного консультанта, которым может выступить и представитель Российского военно-исторического общества.
Главное для создателей фильма — перенести в картину дух того времени, которому посвящен роман, чтобы разворачивающиеся на экране события не выглядели новоделом, чтобы герои говорили на языке, близком к тому, на котором говорили 400 лет назад. Притом, чтобы он был доступный, его могли воспринимать, но в тоже время, чтобы он отражал реалии того времени — средневековой Руси.
Важно избежать ошибок в одежде, форме воинов. Здесь можно привлечь реконструкторов, чтобы достоверно передать те детали оружия, формы, которые носили тогда наши воины.
Сериал может получиться очень ярким, поскольку в романе много ярких, впечатляющих сцен. Обязательно должна войти в фильм картина обороны Смоленска, хотя сделать это будет непросто, поскольку сцена требует большого количества участников. Оборона Смоленска 400 лет назад — героический и не очень известный момент нашей истории. Мы больше знаем, допустим, об обороне Москвы или Ленинграда в Великую Отечественную войну, о Куликовской битве, битве на Чудском озере, Бородино…
Смоленск — это тот город, который всегда был пограничным. И от удержания этого города, особенно в Смутное время, зависела, в том числе, и судьба Москвы. Ведь во время Смутного времени город удерживали, если мне память не изменяет, 20 месяцев. И пока его удерживали, польские войска не могли быть перекинуты под Москву. Смоленск фактически спасал тогда основы нашей государственности, позволял внутренним силам государства консолидироваться.
Что бы случилось, если бы Москва была захвачена раньше? Смогло бы наше государство устоять или нет? Мы сегодня должны вновь переосмысливать такие сложные моменты, думать о них и по-новому воспринимать сюжеты нашей истории, которые сегодня оказываются забытыми. Мы должны их всячески популяризировать.
Я не боюсь этого слова — популяризировать историю нашего государства, что важно для нашего молодого поколения. То есть не только для ученых мы создаем такие фильмы, пишем книги и так далее. Книги, а тем более фильмы, должны пойти в массы, стать доступными широкой аудитории.