Шербургские зонтики
60-е годы – время, в которое был снят фильм, – это эпоха, ставшая для отечественного кино своего рода переломной вехой, не очевидной на первый взгляд.
С тяжелым сердцем возвращается к мужу от прекрасного принца на московском такси героиня Татьяны Дорониной из «Трех тополей на Плющихе», «Женат – ну так разведем» советует Сусанна из «Самой обаятельной и привлекательной», пронзительно жаль героиню С. Немоляевой из «Служебного романа»: ей не удалось уйти от мужа к другому женатому мужчине. Возможно, такие наблюдения слишком сильно отдают морализмом, но как объяснить то, что почти ни один кассовый советский фильм, снятый в 60-е и позже, не обходится без воспевания адюльтера, почему в центре каждого фильма коллизия в духе Анны Карениной, только уже с другим концом, пафосно утверждающим и пропагандирующим слушать порывы сердца, не страдая предрассудками о единственном браке без развода. Потому что так в жизни? А может быть в жизни так, потому что так на экране?
«Шербургские зонтики» – один из самых известных мировых хитов с молодой Катрин Денев в главной роли. Этот фильм не нуждается в отдельном представлении и совсем не увязывается, на первый взгляд, с определением «нравственное кино». И тем не менее этот фильм можно не просто смотреть с удовольствием в семейном кругу, но и использовать как прекрасный материал для бесед с подрастающим поколением, когда одноклассники детей начинают приносить в школу глянцевые журналы, когда весь класс с упоением следит за героями Дома-2 и подобных проектов..
Не будем разбирать детально и без того простой и немного примитивный сюжет, а просто акцентируем некоторые авторские мысли.
Счастливые влюбленные Женевьев и Гий мечтают о свадьбе и детях, однако маме Женевьев такой муж для дочери совсем не нравится. Тут подходит срок и призыва Гий в армию. Молодые прощаются и преступают грань целомудрия. Женевьев, ушедшая из дома невинной девочкой, возвращается домой в слезах и растерянная – с новой жизнью под сердцем.
Вскоре обнаруживается ее беременность, и тут появляется богатый и завидный жених, упустить которого мама девушки никак не хочет. Женевьев готова ждать возлюбленного из армии, она любит его так же сильно. Но скоро должен родиться ребенок, она совсем одна без помощи, денег и поддержки. А тут появляется человек, который может сразу решить все ее проблемы, надежный, верный. Женевьев отказывается один раз, отказывается другой, и, наконец, уступает. Здесь хочется отметить два момента: если бы молодые сохранили целомудрие, Женевьев бы дождалась жениха. Действительно, она не была бы такой слабой и уязвимой, ее положение не было бы столь безысходным и тяжелым. Она могла бы полноценно работать, ее не страшило бы свое скромное материальное положение. То, от чего она могла бы отказаться для себя – богатый жених, роскошь и обеспеченность, она не смогла отказаться для своего ребенка. Так рушатся отношения, разбавленные греховной связью.
Еще один вполне яркий момент: у Женевьев и в мыслях не было сделать аборт, хотя, возможно, он вполне бы легко мог решить все сложности, нет, с первых недель беременности она с любовью и нежностью относится к своему малышу как к вечной связи между ей и возлюбленным. И еще заметим, что беременность от другого мужчины, которого Женевьев продолжала любить, не помешала богачу и красавцу ухаживать за девушкой много месяцев и в конце концов жениться на ней уже перед самыми родами.
Гий возвращается из армии к заколоченным дверям магазина, в котором работала Женевьев. Он узнает страшное – его дорогая девочка – жена другого. В отчаянии он идет в ночной бар, пьет, а потом проводит ночь с «девушкой по вызову». Придя домой наутро, гнетомый и предательством любимой и своим разгульным поведением, он узнает, что именно этой ночью умерла его крестная, которая воспитывала его вместо матери и была как родная мама. Здесь имеет смысл напомнить о том, что нередко, когда человек опускается в бездну греха, ниспровергая устои и переступая через все то, что закладывали в нем родители, в его жизни случается трагедия или потеря, которую он едва ли когда-нибудь сможет себе простить.
Проходит несколько лет. Гий женится на доброй тихой девушке, которая была влюблена в него с детства, у него свое дело – бензозаправочная станция, счастливая семья. Мы возвращаемся в их дом под Рождество, сложно представить себе более теплую семейную картину. Неожиданно, в тот момент, когда жена Гий и сынок отошли в магазин, на станцию подъезжает роскошная машина. Женевьев с дочерью приехали в Шербург впревые после свадьбы Женевьев. Она проходит в бюро и начинает рассказывать Ги о своей жизни, о смерти мамы, о том, что девочка в машине это его дочка. Кажется, сейчас должно произойти решающее объяснение – они по-прежнему любят друг друга, они наконец-то увиделись. У них есть ребенок. Женевьев, наверное, так и не полюбила мужа.. Что еще нужно для побега и новой счастливой жизни? Но Гий, беззвучно выслушав Женевьев, провожает ее до машины. И она уезжает. В это время возвращается его жена с малышом, камера отдаляется, а звуки знаменитых «Шербургских зонтиков» нарастают. Гий совершил, возможно, самый главный поступок своей жизни, поступок, достойный мужчины.