Когда у меня спрашивают о моей вере, я говорю о своей вере. Когда у меня спрашивают о моих политических взглядах, я говорю о своих взглядах. Но когда у меня спрашивают о том, каких политических взглядов придерживается моя церковь, я впадаю в ступор. Ступор у меня случился так же, когда сегодня пришлось читать обращение группы священников. Текст достоин внимания и изучения, как наглядное пособие по самообману.
Самые большие буквы этого обращения гласят: «Заповеди мирного сопротивления». Это если провести параллель с Евангелием, должно звучать на такой лад: «Как подставить другую щеку так, чтобы бьющий сломал руку».
Начинается обращение желанием победы Света над тьмой. Тут же следует конкретизация что “свет” — это сближение с Европой и ее базовыми ценностями: правда, справедливость, свобода, ценность каждой личности. Можно долго приводить примеры того, насколько эти ценности плохо соблюдаются в той или иной стране (и европейской тоже), но это будет предметом спора о глупостях. Первое, на что надо обратить внимание, это способ ввести себя в заблуждение. Сейчас очевидно, что Европа переживает кризис своих традиционных ценностей. Конечно никто не станет спорить с тем, что современная Европа выросла на христианских ценностях (как впрочем и множество других стран). Но откуда у авторов эта обманчивая мысль, что, принимая современную Европу, мы принимаем только ее базовые ценности без бонуса новых совершенно чуждых идей? Увы, принятие договоров с ЕС это в первую очередь согласие с его требованиями законодательного характера, чревато изменением нашей понятийной базы и наших ценностей. Тех изначальных христианских ценностей, которые по сути гонимы в Европейском Союзе. То есть, принимая Европу, авторы обращения говорят о том, что в этом пироге хороший нижний корж, но почему-то напрочь забывают, что сам пирог во многом уже откровенно антихристианский, со всем своим кремом и остальными коржами. И этот прием очень удивляет, неужели авторы, священники забыли подумать о самом главном, о своей вере и ее базовых основах?
И самая прекрасная часть документа, это новые заповеди:
1. Соблюдай законы и уважай свободу каждого.
2. Не бойся!
3. Не поддавайся на провокации.
4. Улыбайся встречным.
5. Помогай ближнему, чем можешь.
6. Гаси агрессию. Силовики и “титушки” — тоже твои ближние.
О них даже говорить по отдельности стыдно. Политизированные заповеди, оперирующие терминами «титушки и силовики», они по самой формулировке делят людей на высший и низший слой, по сути — это зародыши фашизма, ведь нас призывают относиться хорошо и гасить агрессию со стороны объектов, которые «тоже наши ближние». По своему формату эти заповеди больше напоминают не то Дейла Карнеги, не то Рона Хаббарда. Отцы, чьей вы веры, где заповеди нашего Бога?
Дальше следуют призывы, напоминающие социал-коммунистические агитки: «Борясь за эти идеи, мы сами должны уже сейчас быть нормальными приличными людьми — такими, с которыми хочется жить рядом. Вместе строить наше будущее. Мы — не против тех, кто по ту сторону майдана. Мы не против тех, кто обманут. Мы против того, чтобы обманывали их и нас. Мы против всякого беззакония и насилия».
Прочитав их задаешься вопросами: Отцы, а разве не другому мы научены своей верой? Разве вера учит нас вражде или быть неприличными? Может вы давно читали Евангелие, может оно звучит тускло и неубедительно в ваших ушах, достопочтенные? Неужели мы, верующие, когда-то были за насилие? И главное, какое отношение ко всему этому имеет Майдан? Очень многие люди нашей страны не меряют своих сограждан таким образом: вот ты — за майдан, а я — против. Возможно это ваша проблема, но тогда это призыв к себе, а не к народу, зачем его делать публичным?
Еще более удручает тот факт что батюшки наши забылись в своей пламенной борьбе и всех до единого без спросу поделили на «антимайданы привозимые не по своей воле» и «майданы которые против всякого зла, неправды и насилия».
Это дикое разделение, этот политический кураж священства смущает всякого читателя, находящегося в здравом рассудке.
Сама же причинная суть этого обращенния выражается в последнем предложении: «Группа люблячих Україну священнослужителів Української Православної Церкви». Это резюме дает понимание того что речь идет о политике, национальной идее и, связанным с этим отклонением в системе ценностей христианина. В системе где заповедей и учения Христа внезапно стало мало, где всеобъемлющая Его любовь почему-то перекрылась любовью к родине и страхами за нее в первую очередь.
Хочется ответить отцам тоже обращением:
Любимые во Христе, опомнитесь, проснитесь, выйдите за рамки политики и национализма. Мы — Христовы, а не Украины или Европы. Имея свои политические взгляды, выражайте их на голосовании, вступайте в активные внепартийные организации и проводите там социальную деятельность, но не смешивайте, умоляем вас, не смешивайте политику и веру. Наша Церковь, та самая, служителями которой вы являетесь, не устает призывать к трезвению и молитве, к проявлению себя, как христиан и сынов Божьих, зачем же вы пытаетесь внести смуту в сердца христиан в эти дни, когда для многих и без того много искушений.
Дионис Петров, мирянин Украинской Православной Церкви