Совет Федерации внесет на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предполагающий обязательную регистрацию волонтеров в специальном реестре. О том, что это принесет волонтерскому движению, если вдруг законопроект в таком виде будет принят — Владимир Хромов, директор «Союз волонтерских организаций и движений»:
Прежде всего, отмечу, что вопрос, нужен ли такой закон, обсуждается достаточно давно. С лета действует рабочая группа Совета Федерации по совершенствованию законодательства о волонтерстве, которая несколько раз встречалась, но не смогла выработать единую позицию.
Мнения разделились. Представители волонтерских сообществ единодушно выступают против такого закона, считая, что в нем нет практической необходимости, но есть ряд опасностей, которые существенно ухудшат жизнь волонтерам.
Представители власти, напротив, настаивают, что закон необходим и его принятие «облагодетельствует» волонтеров. Текст законопроекта появился совершенно неожиданно для нас, с нами он предварительно не обсуждался.
Мы считаем, что необходимости в законе нет, и его принятие несвоевременно, а волонтерское сообщество воспримет его негативно. Особенно в условиях достаточно напряженных отношений наиболее активной части гражданского общества и государства, которые де-факто сейчас сложились. Вспомним хотя бы «Закон об иностранных агентах», принятый в прошлом году.
Что же плохого может быть в законе?
Ведь по уверениям его авторов принятие закона «будет способствовать определению системы общественных отношений, возникающих в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, повышению эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, содействовать развитию гражданского общества в России» (смотрите пояснительную записку к законопроекту).
Во-первых, закон приведет к излишней бюрократизации работы НКО с волонтерами. В нем предусмотрено ведение общероссийского реестра волонтеров, выдача им личных книжек. И хотя в проекте часть норм предлагается сделать добровольными, нет гарантии, что при прохождении рассмотрения в ГД они не станут обязательными; или будут сделаны таковыми уже после принятия закона.
То есть НКО будут вынуждены потратить средства, время и силы на ведение никому не нужной бумажной работы, которую так любят чиновники, и которая, по их мнению, «поможет развитию волонтерства».
Во-вторых, любой закон предполагает ответственность за нарушение его норм. То есть если вы сделаете добро «противозаконно», то в принципе вас могут и должны будут наказать. Мы пытались уточнить у разработчиков законопроекта (сенатор А.А.Борисов), какую ответственность за нарушение норм закона они видят, но ответа так и не получили.
В третьих, закон предполагает создание «уполномоченного государственного органа», ответственного за развитие добровольчества, и, соответственно, выделение на его работу средств из госбюджета. Мы не понимаем, каким образом создание еще одной чиновничьей структуры повысит эффективность работы добровольцев.
Притом что сейчас существующая правовая база вполне достаточна для практической деятельности, и волонтерство развивается очень интенсивно. Может, причина разработки закона в другом – власть испугалась неподконтрольности столь мощного социального процесса и пытается «оседлать» его?
А будет ли этот новый «уполномоченный орган» проверять волонтерские сообщества, как они работают с волонтерами? Наверняка будет, чиновники же любят все проверять. Ну а как они это делают, думаю, все знают. Это приведет только к проблемам в работе волонтеров, появлению коррупционной составляющей и т.п.
К сожалению, в России сложилась кошмарная правоприменительная практика. Среднестатистический чиновник обычно руководствуется не законом, а подзаконными актами, в которых можно прописать все, что угодно. И мыслит по принципу «запрещено все, что не разрешено». В столь тонкой сфере, как мотивация волонтеров, принципы работы чиновников могут только разрушать, но никак не созидать.
У содержания самого законопроекта масса недостатков. Отмечу два пункта.
Есть пункт, который сразу уничтожает (по крайней мере, юридически) целое направление волонтерства. Это п. 3 ст.8 законопроекта: «Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих».
Этот пункт фактически жестко подчиняет волонтеров представителям государственной власти. Об отношении представителей региональных органов власти к волонтерам, занимающимся тушением пожаров, поиском людей, помощью в условиях ЧС, есть множество рассказов очевидцев и волонтеров — участников такой деятельности. Это давление на волонтеров, попытки выгнать их и запретить деятельность, мздоимство, необоснованные претензии, неготовность координировать действия на партнерских принципах. Были и исключения, конечно, но их, к сожалению, очень мало.
И еще – п.2 ст.16. предусматривает «полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Очевидно, что введение любых методов материального поощрения добровольцев противоречит самой идее добровольчества. Это не востребовано у волонтеров, поскольку никак не влияет на их истинную мотивацию – делать добро просто так. Но сразу породит класс «липовых» волонтеров, которым подставные организации будут выдавать личные книжки, записывать туда вымышленные добрые дела, отчитываться и т.п. Что может сильнее дискредитировать саму идею добровольчества в глазах людей?!
Поражает и финансово-экономическое обоснование, приложенное к законопроекту. На одном листе написаны слова, каким полезным будет закон, полностью отсутствуют любые экономические и социологические расчеты, и приведена только одна цифра. 80 миллионов рублей – такой, по мнению разработчиков, будет объем расходов на содержание нового органа государственной исполнительной власти. Как посчитана эта цифра, какой будет штат сотрудников органа, какой содержательный результат породит их деятельность по «развитию» волонтерства? Об этом не сказано. Видимо, тезис «закон нужен, закон нужен» — это нечто иррациональное, наитие, сошедшее на авторов законопроекта свыше.
Может быть, просто нет никакой альтернативы по стимулированию волонтерства со стороны государства? Конечно, есть, и наш Союз много раз предлагал власти такой путь. Это заключение соглашений о сотрудничестве между властями субъектов РФ и объединениями волонтерских НКО. Это выстраивание отношений на партнерских началах. Это саморегуляция волонтерских сообществ, разработка ими стандартов качества работы для самих себя, обмен опытом и координация усилий. Это создание инфраструктуры поддержки волонтерства, операторами которой будут ассоциации волонтерских НКО, решения в которых принимаются самими волонтерами по принципу горизонтальной координации.
Хотите помочь развитию добровольчества – создайте вместе с НКО механизмы защиты прав волонтеров, дайте на честной конкурсной основе доступ к ресурсам (помещения, субсидии на долгосрочные целевые программы), поддержите информационно – волонтерские сообщества нуждаются именно в этом. Все остальное мы сделаем сами и гораздо лучше чиновников. Дайте волонтерам заниматься их любимым делом – помощью нуждающимся, и это будет самой лучшей поддержкой со стороны государства.
Проект Федерального закона о добровольчестве (11.01.2013)
Читайте также: