Почему во всем мире любят святителя Николая Чудотворца? Как ему удается творить чудеса, и нужны ли они нам на самом деле? Размышляет священник Константин Камышанов.
Не имея возможности поднять крышку саркофага, в котором покоились мощи святителя Николая, молодой итальянский матрос по имени Матфей взял молот и разбил ее сильным ударом. Потом стоя в нем по колено в мире, он вылавливал руками найденные останки и передавал товарищам. Напуганные моряки с почтением принимали мощи святого и очень торопились.
Под видом купцов итальянцы отправились к берегам Турции, чтобы похитить святыню в виду турецкого завоевания. Столкновение с турками не входило в их планы, да и турки вряд ли бы их помиловали за подобное безобразие. А спасать мощи надо было обязательно. Мусульмане обычно не церемонились с иконами и мощами.
Уже были целенаправленные попытки арабов уничтожить именно место захоронения Николая Чудотвроца. В 792 году калиф Гарун Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая, но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.
Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря, и почти все суда были разбиты. А мощи святителя Саввы Сербского турки просто сожгли. С другой стороны, за мощами также были отправлены десанты из других итальянских городов. Стычка с оружием была вполне вероятна.
Десант из города Бари высадился первым. С трудом нашли место захоронения среди множества уже разрушенных храмов. Однако клирики-греки, бывшие при саркофаге угодника, отказались выдать место захоронения. Кажется, итальянцы их пытали и били, и добились своего.
Когда корабль с ценным грузом уже отчаливал от берега, то не было попутного ветра. Собравшиеся местные жители со слезами умоляли вернуть им мощи. Они заходили в море и протягивали руки, как вдруг налетел попутный ветер и неожиданно понес католиков прочь. В этом порыве греки увидели Промысл…
Понять греков нетрудно. Русская история и фольклор полны историй про то, как святитель Николай ходил под видом старичка-странника по всей Руси. Ходил он и при СССР. Одна пожилая женщина рассказывала мне, что однажды, во время войны она пошла из села Солотча в село Полково Рязанской области проведать больного младенца-крестника. А гостинца нет. Голодно было. Вот идет она по столетнему сосновому лесу, плачет и молится, как вдруг навстречу старичок. Она сразу узнала его. Он дал необыкновенной красоты нездешнее огромное яблочко:
— Предай крестнику. Только не пробуй.
И пропал. Только не пробуй.
Она несла-несла и перед самой деревней откусила. И сразу пропал аромат, и яблоко, до того, светившееся изнутри, как бы потухло.
Совсем недавно под Касимовым появилась маленькая часовня, поставленная шофером. Под Новый год в метель и мороз его угодило вместе с КАМазом съехать под откос. Высокий откос. КАМАЗ зарылся в снег. Скоро полночь, и на трассе никого. Опять подходит дедушка:
— Садись, мил человек, за руль. Ты газуй, а я толкать буду. Давай пробовать.
Шофер как во сне сел и поехал в гору ЗАДНИМ ХОДОМ. И выехал. А старика, как водится, нет.
Приезжает домой, а мать в слезах стоит на коленях перед иконой Угодника, чуть не обмерла на радостях. Ее сердце почуяло беду, и она не вставала с колен перед иконой Святителя. А шофер, до того безбожник, узнал в нем своего старика.
Шофер на свои кровные рабочие деньги и своим усердием поставил маленькую часовню. Все, кто едет в Касимов, могут видеть ее на повороте на Гусь-Железный.
И мне в лапландских горах чудом помог дивный Николай. Я думаю, что нет такого русского верующего человека, который хотя бы однажды не ощутил сердцем близость этого угодника.
Было принято называть таких угодниками и чудотворцами. Но сами угодники это строго запрещали. Так, например, преподобный Сергий Радонежский пенял братии, что она его хвалила при открытии источника воды: «Разве это возможно человеку?»
Точно так же огорчался Александр Свирский, когда по его молитвам остановился буйный поток воды, разрушавший плотину. Оба праведника относили чудеса на счет Бога.
Если Бог бы делегировал часть своих чудотворных полномочий кому-то еще, то мы имели бы уже не Единого Бога, а некий повтор греческого Олимпа. В эту ересь то и дело впадают люди, печатающие «Советы православным садоводам» и книжки типа «Исцели себя сам» с указанием, какому святому надо молиться при какой болезни. Это прямое кощунство и язычество.
Мы — монотеисты. То есть Бог един и один. Эта истина с таким трудом была добыта человечеством и с еще не меньшими трудами была сохранена вовсе не для того, чтобы так вот ее бездарно разменять ее на посадку огурцов и пломбы в зубах.
Так как же тогда срабатывают наши молитвы? Ведь Бог и без Его угодников отлично видит, кто в чем нуждается. А тут как бы выстраивается такая схема: нуждающийся теребит молитвами святого, святой — Бога, Бог, так и быть, дает по молитвам просимое. Как будто Бог глухой и не вполне добрый, раз Его надо упрашивать совершить чудо. Не Бог, а директор советского завода, принимающий и рассматривающий заявки трудящихся.
Чудо — вещь чрезмерная и в чем-то избыточная для земной жизни. Как писал преподобный Антоний Великий:
— Не имею чудес и не желаю.
Он так сказал, потому что в выпрошенном чуде происходит разбалансировка взаимной любви. Бог дает еще больше, а человеку увеличить свой вклад нечем. Чудо, даваемое Богом — это как выезд Скорой помощи. Для этого человек должен был так запороть свою жизнь или жизнь ближнего, что становится необходимым вмешательство Бога. Более того, плоды чуда даются для того, чтобы они дали возможность страждущему стать счастливым и приблизили к Богу — и ни для чего иного.
Зачем Богу творить чудо и отменять законы природы, если человек и не собирается двигаться к Богу? При наших храмах можно часто видеть людей, больных алкоголизмом. Никакие деньги им не помогут. Дай миллион или десять миллионов, они все равно их промотают или даже, хуже того, это будет причиной их быстрой смерти. Так сказать, милостыня, несовместимая с жизнью.
То место в жизни, в котором мы сегодня оказались — наилучшее для нас. Мы, по большому счету, его выбрали сами. Сами себя закопали или сами себя подняли на гору. По Сеньке шапка. Мы можем просить Бога дать нам шанс исправить наши собственные ошибки, послужить Ему на другом месте. Мы можем просить Бога дать нам шанс изменить нашу жизнь.
Наши слезы и молитвы в горе надрывают сердце и святому, которому мы молимся, и Божией Матери, и Самому Богу. И вот святой как бы говорит Христу:
— Я прекрасно знаю о Твоем неисследимом милосердии и бесконечно доверяю Твоему промыслу. Моя забота об этом плачущем ничто по сравнению с Твоим милосердием. Но не могу слышать плач матери этого шофера на КАМАзе. Да, он безбожник, а Твоя рука держит его жизнь разумной милостью. Но мы ведь собраны здесь любовью. Давай рискнем и дадим им чудо ради любви. Ты ведь Сам поставил некогда Адама хозяином Рая. Дай и мне по любви, по мере моего разума Твое доверие. Разреши и мне, может быть, не правому, быть подобным Тебе и в сверхмилости, Любимый!
Апостол Павел написал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…» В этой фразе для нас важно то, что Бог и преподобный чудотворец все покрывают, всему верят и всего надеются о молящемся с чистым сердцем и с этой надеждой подают.
Чудо — это аванс Божественной любви. А чудотворцы — почтальоны Бога.
И Бог дает угоднику. Как дает Отец сыну немного порулить автомобилем или починить часы. Часы могут окончательно сломаться, но любовь и доверие дороже часов.
Пред Богом нет ни чудотворцев, ни чудотворных икон или чего-то чудотворного или волшебного из мира материи. Любое приписывание чуда кому-то или чему-то кроме Бога — язычество. Господь — один источник чудес. Как поется на Великом повечерии:
— Ты еси Бог, творяй чудеса.
Он может ПО МОЛИТВАМ угодников сотворить чудо. Он может дать чудо молящимся перед иконой или мощами. Он и только Он. Как говорит священник на исповеди:
…властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святого Духа… и далее: «Аз же точию свидетель есмь…» при таинстве. То есть сила Божия и чудеса не являются свойством природы человека. Он может лишь только быть проводником чуда и просителем во имя любви. Как это?
Весь секрет в том, что никто не выходит из храма таким, каким зашел. Изменяется и тот, кто молится. Молитва тихо и неприметно меняет существо человека. В чистой молитве, полной любви и сострадания к ближнему, очищается сердце, и оно становится готово принять больше любви Бога, больше Его жизни. Постепенно очищающееся сердце вводит человека в права наследника Рая. А с этим приходит и право на самостоятельность.
Самостоятельность Адама заключается в его труде беречь и ухаживать за Раем. Последнее — очень важная вещь. Беречь — это просто сохранять. А ухаживать — это уже приобщение к Божиему творчеству и промыслу. Люди, наиболее уподобившиеся Богу — это не олимпионики, а дети в доме Отца Своего. Им Отец дает все ключи от всех дверей.
Одним из таких самых совершенных людей и райских жителей стал Николай, епископ Мир Ликийских, восхитвший сердца людей от Бразилии до России. Сегодня мы радуемся, что мощи святителя были спасены от магометан и остались в лоне христианского мира. И мы чтим их.
Жаль, что в Турции, в Мирах Ликийских ему поставили карикатурный памятник наподобие надувных дед-морозов при супермаркетах. Там два приметных памятника. Один Санта-Клаусу, а другой… помидору!
Отличились и мы. Недавно в России был затеян «надувной» конкурс проектов переоформления надгробия святители в Италии. И как-то опять… Объявление о конкурсе я прочел в газете «Комсомольская правда», что само по себе примечательно. Очевидно, спонсоры не знали или как-то с пренебрежением отнеслись к тому, что это надгробие-престол сооружено из могильных плит моряков того знаменитого десанта.
Итальянцы, конечно, разрешили на некоторое время поставить на гроб святителя крест из уральского камня такого вида, что покраснеть за Россию будет мало. Про такой дизайн говорят: «тюрьма-работа». А конкурс как-то сам собой заглох.
Мне часовня шофера милее конкурсных работ от уральских олигархов, а жертва этого простого работяги дорога. И часовня вышла красивая. Наверное, потому что ее дизайн родился в чистом сердце.
Зато до революции Россия была украшена огромным числом Никольских церквей. Были написаны прекраснейшие иконы и сооружены даже деревянные фигуры святого. Этим самым наши предки как бы приглашали к себе в гости любимого святого. И он приходил в самом деле.
История перенесения мощей не кончается. Частицы мощей святителя Николая разошлись по всей Руси. Всего в ста метрах от меня в храме есть такая. Так что праздновать можно круглый год. Спасибо смелому Матфею. Спасибо сэру Роджеру, владетелю города Бари, устроившему крипту и собор над мощами Угодника. Спасибо всем тем, кто неведомым образом принес святые мощи к нам на Русь.
Перенесение мощей не закончилось. Оно продолжается. Бог и его угодники приходят к нам по зову чистого сердца, очищенного молитвой.