Щит Святого Патрика: почему друиды вместо людей увидели оленей
Парадоксально, но широкое почитание святого Патрика никоим образом не свидетельствует о высокой религиозности. И дело даже не в обильных возлияниях в день его памяти, не очень уместных при воспоминании святого. Просто изначально День святого Патрика в том виде, который нам знаком по веселым фотографиям со всего мира, начинал отмечаться как праздник ирландских эмигрантов в Америке в XVIII веке. А жаль: святитель Патрик Ирландский достоин того, чтобы вспоминать о его христианском подвиге, а не о разных сортах ирландского пива.
Впрочем, верующие о просветителе Ирландии и так знают не из поп-культуры. Например, в Русской Церкви официально этого древнего, V века, святого стали почитать всего пять лет назад, но житие его уже стало популярным. Хочу напомнить об одном эпизоде из биографии святителя.
Однажды Патрик и несколько его сподвижников отправились в Тару, столицу тогдашней Ирландии, чтобы проповедовать Евангелие королю Лоэгайре. По преданию, в детстве будущий святитель был похищен и взят в рабство отцом Лоэгайре Ниаллом, но смог бежать.
Лоэгайре никакой симпатии к христианству не испытывал. «Верховный король Ирландии» — это был не просто монарший титул, а сакральная роль: считалось, что верховный король состоит в браке со своей землей, причем для вступления в этот брак он должен пройти множество загадочных магических испытаний.
Власть в ирландской мифологии представлялась прекрасной привлекательной женщиной, однако иногда принимавшей уродливый вид (тоже в качестве испытания).
Итак, Лоэгайре не хотел встречи с Патриком. И дело было не в верности его религии предков — просто королю было предсказано приближенным ему друидом Матой, что Патрик (ирландцы звали его Тайллкинн) отберет у него власть над живыми и мертвыми. Так впоследствии и случилось. Но сейчас король был намерен сопротивляться и направил навстречу Патрику убийц из числа друидов.
Здесь необходимо немного отвлечься от основной темы, чтобы понять особенности друидской религии. Широко распространенный привлекательный образ невинных собирателей омелы не дает полноты картины. Римские историки оставили указание на принесение человеческих жертвоприношений друидскими жрецами, и новейшие археологические исследования это подтверждают. Само по себе это не должно шокировать (как бы страшно ни звучало) — языческие ритуалы допускали человеческие жертвоприношения не из мизантропии, а, напротив, полагая, что богам надо отдавать самое ценное — то есть человека. Так что очень может быть, что, планируя убийство Патрика, друиды исходили как раз из того, что этот чужеземец — персона значительная, величественная и представляет какое-то новое мощное учение. Может, даже в чем-то верное. Только чужое.
Итак, Патрика и его спутников настигали не просто головорезы, но люди, воевавшие за свои взгляды, пусть и изуверские. Но вместо предполагаемых жертв они встречают… стадо оленей. Под их видом Господь по молитве святого Патрика скрыл Своих слуг от взора преследователей.
Похожий сюжет есть и в восточной аскетической литературе: «Лавсаик» повествует о том, как к преподобному Макарию некий мужчина приводит лошадь и объясняет, что это его заколдованная злым чародеем жена. Преподобный же отвечает, что это не женщина превращена в лошадь (никакое волшебство не может сотворить такого с человеком), а глаза окружающих ослеплены темной магией — и они видят вместо женщины животное.
Эта история может смутить: что же, христианский святой прибег к такому же волшебству, чтобы ослепить противников?
Чтобы правильно оценивать эти события, надо понимать: ни одно действие и событие не происходит без попущения Божия. Ни злая воля колдуна, ни молитвенный подвиг архипастыря не существуют в безвоздушном пространстве. На тех, кто увидел лошадь вместо женщины, подействовали злые чары, чтобы напомнить о слабости человека, живущего без постоянного памятования о Боге (женщине преподобный Макарий посоветовал не отлучаться от храма и чаще приступать ко Причастию, чтобы подобное с ней не повторялось; надо полагать, что примерно та же рекомендация может быть обращена и к тем, чьи глаза были ослеплены колдовством, ибо только трезвенный и молитвенный ум самого Макария сохранил его зрение неповрежденным). А глаза друидов увидели оленей, не только чтобы были спасены от смерти слуги Божьи (в конце концов, мученичество — не худший итог жизни христианина), но и чтобы нам, живущим 17 веков спустя, стало ясно: тот, кто лишен истинного Богопочитания, лишен и возможности увидеть мир Божий таким, какой он есть.
Молитва, с которой святой Патрик обратился к Господу с просьбой защитить от убийц, дошла до наших дней под названием «Щит (Lorica) святого Патрика» или «Плач оленя». Язык оригинала — ирландский с латинскими вставками. Существует несколько переводов на русский язык; есть и церковнославянский текст. Мне кажется, эта молитва может занять достойное место в нашем молитвенном правиле:
Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Я восстаю ныне
силою Христа и Его Крещения,
силою Его Распятия и Погребения,
силою Его Воскресения и Вознесения,
силою Его пришествия на последний суд.
Я восстаю ныне
силою любви Херувимов,
силою послушания Ангелов,
силою служения Архангелов,
силою надежды воскресения и благовоздаяния,
силою молитв Патриархов,
силою провозвестия Пророков,
силою проповеди Апостолов,
силою веры Исповедников,
силою непорочности Девственниц,
силою деяний Праведников.
Я восстаю ныне
силою Небес,
светом Солнца,
сиянием Луны,
славой Огня,
быстротой Молнии,
порывом Ветра,
глубиной Моря,
постоянством Земли,
крепостью Камня.
Я восстаю ныне
Божьей силою, меня ведущей,
Божьим могуществом, меня укрепляющим,
Божьей мудростью, меня направляющей,
Божьим оком, меня соблюдающим,
Божьим слухом, мне внемлющим,
Божьим словом, мне глаголющим,
Божьей дланью, меня хранящей,
Божьим путем, мне предлежащим,
Божьим щитом, меня ограждающим,
Божьим воинством, меня сберегающим
от демонских уловлений,
от скверных искушений,
от природных похотей,
от всех, кто желает мне зла,
дальних и ближних,
единых и разделенных.
Я призываю ныне
все силы эти оградить меня
от всего, без милости восстающего
на мои тело и душу,
от заклятий лжепророков,
от злоучений язычников,
от лжеверия еретиков,
от обмана идолослужения,
от злого колдовства,
от тех знаний, что губят тело и душу.
Христос ныне обороняет меня
от яда и огня,
от потопления и ран,
дабы даровать благо в изобилии.
Христос со мною,
Христос предо мною, Христос за мною,
Христос во мне, Христос подо мною, Христос надо мною,
Христос справа меня, Христос слева меня,
Христос где я лежу, Христос где я сижу, Христос где я стою,
Христос в сердцах, помышляющих о мне,
Христос в устах, говорящих о мне,
Христос в очах, видящих меня,
Христос в ушах, внимающих мне.
Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Спасение от Господа.
Спасение от Господа.
Спасение от Христа.
Спасение Твое, Господи,
да присно пребудет с нами.
Аминь.