Схимонаха Сергия (Романова) отлучили от Церкви. Что это значит?
Лишенного сана уральского схимонаха Сергия (Романова) отлучили от Церкви. Как сообщает официальный портал Екатеринбургской епархии, сегодня состоялось уже третье заседание епархиального Церковного суда по делу бывшего схиигумена, на которое он не явился, как и на предыдущие.

Ранее он был признан виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и извергнут из сана. Результатом последнего заседания суда стало отлучение схимонаха Сергия от Церкви. Что его ждет в дальнейшем и как относиться к последователям «духовного лидера» — разбираемся с игуменом Нектарием (Морозовым).

Что это означает?

Игумен Нектарий (Морозов)

Отлучение от Церкви – высшее церковное наказание для мирян. Оно не может быть применено к лицу в священном сане до тех пор, пока клирик не будет извержен (как был извергнут схимонах Сергий). Решение Церковного суда не вступает в силу, пока не будет утверждено правящим архиереем, а вслед за тем и Святейшим Патриархом. После этого уже не схиигумен и не схимонах Сергий, а Николай Васильевич Романов совершенно лишается церковного общения. Он не может совершать общие молитвы с верными, не может участвовать ни в каких церковных богослужениях, невозможным становится совершение над ним каких бы то ни было таинств или церковных обрядов, более того, после смерти он не может быть отпет или похоронен на православном кладбище.

Это так называемое полное или большое отлучение, в отличие от отлучения малого, предполагающего, что христианин лишается права причащаться в течение какого-то определенного времени. Никто из верных не должен вступать с подвергшимся полному отлучению в какое бы то ни было религиозное общение, а клирикам предписывается воздерживаться и от общения частного. Романов может подать апелляцию в Церковный суд, но для этого нужно, как минимум, явиться туда, от чего он категорически отказывается.

Что ждет запрещенного Сергия/Николая в дальнейшем?

Безусловно, у него есть два пути. Первый – покаяться и, приняв со смирением бремя епитимии, надеяться со временем быть возвращенным в церковное общение. Но это представляется маловероятным: такая возможность была и по запрете, и по извержении из сана, однако сначала схиигумен, а затем схимонах не только не проявил никаких признаков покаяния, но и продолжал делать заявления за заявлением, одно скандальнее другого, и при этом совершать богослужения, что после запрета, а тем паче извержения, носило уже откровенно противоправный и безблагодатный характер.

Подобные действия совершенно очевидным образом свидетельствовали о том, что Романов фактически противопоставил себя церковному священноначалию и Церкви как таковой. Скорее всего, этим путем пойдет он и в дальнейшем, эксплуатируя те финансовые и человеческие «активы», которые имеются у него в распоряжении в настоящий момент. А также – используя репутацию мученика, безвинно пострадавшего от «безбожников в церковной ограде» и «масонов», которая уже сложилась и после отлучения приобретет еще более основательный характер.

Где и каким образом Николай Романов может продолжить свою деятельность?

На настоящий момент он вместе с частью своих последователей находится в захваченном им в самом прямом смысле этого слова Среднеуральском женском монастыре и вряд ли покинет его по собственной воле. Скорее всего, если его не выдворят оттуда представители закона, он так и останется там в качестве того, кем он на самом деле и являлся на протяжении целого ряда лет — в качестве лидера деструктивной секты, мимикрирующей под Православие, но крайне мало общего с Православием имеющей. Выдворение же может обернуться множеством проблем: адепты Романова настроены достаточно решительно, среди них немало как бывших сидельцев, так и людей при погонах, и трудно сказать, как будет проходить подобная «спецоперация» и не приведет ли она, не дай Бог, к человеческим жертвам.

Бывший схиигумен Сергий призвал сторонников демонтировать 5G-вышки. Что о нем известно
Подробнее

Полагаю, что и в том случае, если монастырь удастся безболезненно освободить от Романова и его людей, он попытается обустроить что-либо наподобие «монастыря» или «скита» и продолжить свою деятельность с не меньшим, а может быть, даже и большим размахом, обрастая все новыми и новыми последователями, исповедующими до предела искаженный, маргинализированный вариант Православия, а также – запрещенными, отлученными, имеющими самые различные претензии как к церковному священноначалию, так и к светской власти.

Возможен и еще один вариант: известно, что в отношении Романова был начат целый ряд доследственных проверок, и трудно сказать, не перерастут ли они в уголовные дела и не вернется ли он туда, где находился до начала своей «духовной карьеры», то есть в места лишения свободы. Прогнозировать, как сложится его судьба в таком случае, сложно. Но не исключено, что и это не остановит рост сложившегося вокруг его личности культа, а возможно, что даже и поспособствует ему.

Что ожидает сторонников Романова?

Выше уже упоминалось о том, что для мирян невозможно какое-либо религиозное общение с отлученным от Церкви человеком, а для клириков предосудительно и общение частное. Восемь священнослужителей уже были лишены сана за сослужение с изверженным из сана схимонахом Сергием. Вполне очевидно, что в случае, если они продолжат, как и он, «служить» и после извержения, следующим шагом в отношении их станет отлучение. Также очевидно, что эта мера церковного наказания может быть принята и в отношении мирян, которые по-прежнему будут участвовать в подобных «богослужениях». Это лишь засвидетельствует о сделанном ими выборе: между Церковью Христовой и своим духовным лидером.

Вне всякого сомнения, ситуация со схиигуменом Сергием/схимонахом Сергием/Николаем Романовым явилась одним из сильнейших потрясений, с которыми столкнулась за последние годы Русская Православная Церковь. И также, вне всякого сомнения, отлучением его от Церкви, безусловно необходимым, она окончательно не разрешится.

«Романовщина» стала проявлением очень серьезного нездоровья нашей современной церковной жизни, обнаружила предельно наглядно, ярко проблемы, которые могут казаться нам частными, но на самом деле носят системный характер. Дай Бог, чтобы из этой трагедии (а это и правда трагедия: Церковь по сути лишилась множества своих чад – неразумных, не утвержденных в жизни христианской – но все же чад) удалось сделать правильные выводы, чтобы она не оказалась лишь одной из многих, о которых еще придется услышать.

А для этого, повторюсь, нужен глубокий и всесторонний анализ причин, обусловивших среднеуральский феномен, обстоятельств, сделавших его возможным, а также иных ситуаций и моделей, более локальных, но схожих с ним по своей природе. Анализ честный и во многом неприятный и болезненный для нас, людей Церкви. Но остро и безотлагательно нам необходимый.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.