“Школа сделала русский язык абсолютно музейным”
18 апреля страна и мир писали Тотальный диктант. В этом году в этой акции приняли участие жители 549 городов. Итоги будут подведены 26 апреля, проверка работ идет до сих пор. Координатор Тотального диктанта в Москве Мария Ровинская в рамках проекта “Мнимый больной” рассказала о том, какие ошибки удивили ее в работах этого года, для чего нужен Тотальный диктант и как он превращает “музейный” язык в живой и настоящий.

— Судя по фотографиям в Фейсбуке, члены экспертной комиссии, проверяя диктант, не спят сутками. Как организована проверка?

— Она еще продолжается, у нас очень много работ, а мы стараемся тщательно проверять, соблюдать все правила, не нарушать их.

У нас примерно 9300, если округлять. И в воскресенье мы проверили около шести тысяч. Ну а самая первая проверка была вечером в субботу, экспертная. Члены московской экспертной комиссии собираются и проверяют работы, потом разрабатывают инструкцию с вариантами, пытаются учесть все случаи, даже почти невозможные, которые порой придумывают те, кто пишет диктант.

— Что они на этот раз придумали? Что особенно удивило?

— Мы пока еще не закончили конкурс на самый смешной случай. Но все претенденты почему-то вокруг одной фразы пока крутятся. Там был “скачок с трубой у рта”, если помните. Так вот, некоторые написали “скачок с трубой “Урта”. Как будто это такое название трубы, фирма. И еще один вариант нам понравился: “Впереди качок с другой у рта”. С какой “другой”, непонятно. Я приведу пример из другого диктанта с моих занятий. Там текст начинался такой фразой: «Мой отец всё свое детство провел у балаганов». И потом рассказывается, как он там провертел дырку в фанерной стенке, смотрел на выступления фокусников и так далее. Понятно, что имелся в виду балаган. Но очень многие люди из моей группы написали «балаган» с большой буквы, имея в виду семью с фамилией Балаган: “Всё свое детство он провел у Балаганов”. Как у Ивановых, понимаете? Вот это нарочно не придумаешь. И за эти вещи мы тоже любим диктант. Всякое бывает.

Фото: totaldict.ru

Фото: totaldict.ru

— А за эти неожиданности оценка снижается?

— Нет. За эти вещи оценка не снижается, у нас нет такого параметра, нет такого критерия. Есть только орфографические и пунктуационные ошибки. А такой случай никак классифицировать нельзя. Но пока опыт проверки тотального диктанта всего показывает, что если такие ошибки в тексте есть, то эта работа не претендует на оценку «отлично».

— Если люди пишут такие странные вещи, не вина ли это “диктатора”?

— Бывает, конечно. Диктаторы иногда оговариваются, и это сразу видно. Мы проверяем схожие ошибки по площадкам и сразу это видим. Если в нескольких работах повторяется одно и то же, то это точно из-за того, что при диктовке была какая-то погрешность.

Но мы за это не караем людей. И если есть описки, мы тоже это не учитываем. Мы учитываем только то, что регулируется правилами русского языка. Если человек не понял слово, то это просто говорит о том, что слово неизвестно или не освоено.

— А как справляются с ролью диктующих известные люди, звезды? Ведь многие из них не имеют никакого отношения к диктованию и никогда этим не занимались. Взять того же Диму Билана.

— Очень приятно, что наши диктаторы, известные люди, справляются с диктовкой хорошо.

Многие из них очень ответственно подходят к этому процессу и репетируют. У нас был человек, который начал репетировать за две недели! Просто читал вслух разные тексты и учился диктовать.

Они, конечно, очень волнуются, и некоторые ошибки возникают из-за волнения. Кстати, Дима Билан, говорят, диктовал хорошо, его очень хвалят.

Фото: totaldict.ru

Фото: totaldict.ru

— Были в диктанте моменты, которые вызвали споры у представителей экспертной комиссии? Варианты, на которые вы потратили много времени, перелопатили кучу литературы…

— Ну, конечно! Вы же видели текст – он пунктуационно очень непрост, особенно в некоторых местах. Есть предложения, которые вызывают много проблем при проверке, и  мы разрабатывали инструкцию к ним довольно долго. Это была большая и очень эмоциональная дискуссия.

Но приятно, что все члены экспертного совета в конце концов договорились. То есть никакого конфликта, никаких разногласий не осталось.

— Есть ошибки, которые повторяются многократно? С чем было больше всего сложностей? 

— Вечная проблема русского языка – это правописание производных наречий типа «врассыпную» или “вполоборота”. С этими словами многие не могли справиться. Вообще у нас в этом году будет, судя по всему, больше проблем с орфографией, чем в прошлом.

И традиционно много одинаковых пунктуационных ошибок. Например, не все распознают вставную конструкцию и вместо скобок ставят запятую, продолжая предложение, а это ошибка.

— Есть ошибки, которые вас особенно расстраивают? 

— Вы знаете, честно скажу, меня никакие ошибки не расстраивают, меня сложно расстроить ошибкой. Меня огорчает, когда это единственная орфографическая ошибка в работе, и у человека не получилось пятерки. Вот это очень обидно. А все остальное — это материал для изучения. Особенно интересно пишут дети.

Их работы – это, конечно, радость. Бывает, видно, что ребенку 7-8 лет, у него больше 60 ошибок, но это так мило! Он пришел, он старался, все улыбаются. Мы обязательно детей наградим, независимо от результата.

— А почему для диктанта — это обязательно искусственно созданный текст? Почему нельзя взять просто из какого-то литературного произведения? 

— Я бы не назвала этот текст искусственным: он все-таки такой, каким его захотел создать автор. Конечно, у автора есть некоторая задача: написать текст именно для диктанта. Но автор пишет произведение так, как он считает нужным. И если просьбы комиссии к автору что-то добавить, исправить противоречат его замыслу, он имеет абсолютное право отказать.

Обычно, конечно, авторы идут нам навстречу, это очень приятно. Но у них есть выбор и есть полная свобода художественной реализации.

А почему нельзя взять уже готовый фрагмент? Для нас важно, что текст пишет современный писатель. Он сам диктует свой текст на главной площадке страны – в сердце проекта, в Новосибирском государственном университете. Мы, таким образом, актуализируем идею, что современный русский язык и диктант – это связанные вещи. Потому что в школе с этим сейчас, с моей точки зрения, катастрофическая ситуация. Школа сделала предмет под названием «русский язык» абсолютно музейным.

Текстам, предложениям, которые отрабатывают на уроках школьники, 150-200 лет! Для современного школьника существует, таким образом, два разных русских языка. Первый — вот этот архаичный, музейный, безупречный, идеальный образец в школе, на котором нельзя говорить, на котором нельзя писать, потому что ты всё равно не напишешь как Толстой.

И второй язык — тот, на котором школьники говорят и пишут, который они считают современным русским языком. И им кажется, что эти два языка не пересекаются, что, например, запятые в текстах русских классиков и запятые в собственной письменной речи – разные знаки. Даже некоторые учителя, когда мы говорим: «Давайте дадим детям современные тексты», спрашивают: «А что такое современные тексты? Это что, вы из форумов и чатов хотите брать?!»

Но ведь есть же вполне достойная современная русская литература.

— И публицистика, например.

Да, и публицистика. Или переводная литература. У нас же действует какой-то абсурдный запрет на переводную литературу. А русский перевод – это ведь тоже русский текст.

Фото: totaldict.ru

Фото: totaldict.ru

— Раз мы уже заговорили о том, что не так в школе, я бы хотела спросить: как вам кажется, всё ли понятно человеку, изучающему язык, носителю языка в тех правилах, которые существуют? И не надо ли этот свод правил как-то усовершенствовать, что-то убрать, что-то добавить, что-то лучше объяснить?

— Я могу много всего сказать о правилах. Конечно, их надо адаптировать, так сказать. Надо перечитать и посмотреть, всё ли там так, как должно быть. Потому что язык изменился, а правила не изменились.

Есть знаменитый пример – его уже многие приводили —  правописание корней «-раст-» / «-рос-», там в исключениях есть слово «Ростов», в котором нет корня «-рост-», но при этом нет слова «подростковый», которое за то время, пока существуют правило, поменяло ударение и, конечно, попадает в список исключений.

Дети ведь чувствуют логические несоответствия, и они перестают доверять правилам.

А потом, мне кажется, что наукообразие и какая-то специальная сложность этих правил – нам не помощники. Можно же всё проще объяснить! И многие учителя это делают. Но при этом они все равно заставляют заучивать правила, потому что от них этого требуют, а уже потом на пальцах объясняют, как всё просто. Но мне кажется, что всё сдвинется в конце концов. Я не пессимист в этом смысле.

— А для чего вообще нужна акция «Тотальный диктант»? Обычно об этом все спрашивают, и меня спрашивала местная пресса в Харькове, где я диктовала. Это дежурный вопрос, но в то же время сложный. Вы как-то для себя определяете особую миссию этой затеи?

— Да, это непростой вопрос. Общая идея популяризации русского языка и грамотности мне нравится. Мне нравится слоган: «Писать грамотно – это модно». И я школьникам говорю, что хорошее владение языком (а язык – это инструмент, который мы используем в разных сферах), хорошее владение – это волшебная палочка. Если волшебная палочка существует, то это наш язык, речь. С помощью языка можно делать всё, если уметь. Но чтобы уметь, надо учиться. Даже Гарри Поттер учился владеть волшебной палочкой.

Это непросто, но это дает огромное преимущество, дает невероятные возможности.

Тотальный диктант показывает много интересного. Он показывает, что русский язык сложный, что далеко не все, кто закончил школу на пять, могут утверждать, что они идеально знают орфографию и пунктуацию, что это требует еще каких-то дополнительных усилий.

А еще мне очень нравится эта акция, потому что она объединяющая. В наше время, мне кажется, это особенно хорошо. Она объединяет всех.

Все сейчас про национальную идею любят говорить. А  люди хотят обсуждать запятые в своем языке, как это ни удивительно. Есть огромнейший спрос в обществе на грамотный русский язык.

У нас просят курсов, у нас спрашивают, куда можно пойти, что можно почитать, просят книг. И очень хорошо, что в Тотальном диктанте участвуют разные люди: к нам приходят чиновники высочайшего государственного уровня, приходят люди, которые плохо учились в школе и теперь не знают, куда пойти работать; приходят дети и приходят старики: самому старшему участнику в прошлом году было 102 года.

Фото: totaldict.ru

Фото: totaldict.ru

— Какие изменения в языке вам нравятся, а какие не нравятся?

— Мне всё нравится. Мне даже «звОнит» нравится (хотя не будем об этом, иначе ко мне не придет никто писать диктант). Если серьезно, то за изменениями в языке мы наблюдаем, как за цветущим растением, развивающимся, растущим. Я не оцениваю слова с точки зрения «нравится – не нравится». Я наблюдаю.

— Но ведь есть слова, например, которые вы категорически не принимаете? Вот я, например, не люблю слово «смузи». Я, естественно, его периодически употребляю, когда покупаю смузи, но оно мне не симпатично.

— Вы тоже эстетически воспринимаете язык. Есть, конечно, ошибки, которые мне не нравятся . Для меня прямо как железом по стеклу, если говорят «рАкушка», «цЕпочка» и «красивЕе». И дети мои об этом знают и дразнят меня. Они подходят ко мне с чертиками в глазах, говорят: «Мамочка, а моя рАкушка на цЕпочке красивЕе, чем у Анечки».

— Граммар-наци удивились бы именно этому набору. Обычно-то всех бесит «одеть» и «надеть».

— Это уже всё, свершившийся факт. Уже надо расслабиться и понять, что это уже произошло. Что ж делать? Это необратимый процесс. Зачем переживать по поводу того, что неизбежно. Зато остается священная зона языка,  которой владеют только хранителей настоящего знания, которые правильно говорят и всегда узнают “своего” по склонению числительных и по «надеть-одеть».

— На нас сильно влияет компьютеризация? Многие мои коллеги жалуются на то, что не пишут от руки и из-за этого (возможно) по-другому стали воспринимать облик слов. Они даже могут написать, условно, «корова» через «а» и не заметить. Хотя это грамотные люди.

— Не думала об этом. Может быть, так и происходит. И мне бы хотелось поддержать школу в этом смысле. В школе обязательно надо учить писать от руки и только от руки. Это нужно, это важно, об этом говорят многие специалисты. А потом взрослый человек уже будет делать так, как ему удобно.

— И последний вопрос, традиционный для этой рубрики. Что бы вы сказали тем, кто считает, что язык умирает?

— Всё хорошо.

— Так коротко? Нужна успокоительная речь. Мы составляем терапевтический сборник.

Русский язык пережил столько всего, что говорить о том, что он сейчас умирает, значит в него не верить и очень сильно любить пессимистические прогнозы.

Русский язык разнообразен; русский язык заимствует слова с удовольствием, переваривает огромное количество иностранных слов и делает их своими; русский язык постоянно изобретает собственные слова. Нет никакого ощущения, что русскому языку что-то угрожает.

А Тотальный диктант показывает, что растет мода на грамотность. И писать грамотно становится всё более престижно. Так что с русским языком всё хорошо, на мой взгляд.

Фото: totaldict.ru

Фото: totaldict.ru

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.