Исследование шло в феврале 2019 года в Америке, Германии, Китае, России и Японии, а недавно были подведены итоги. На втором месте Китай – 64 процента, на третьем Германия – 61. Опрашивали детей от 5 до 18 лет, а также родителей и учителей. Интересно, что 68 процентов российских учителей убеждены, что учеба в школе вызывает у детей тревогу и неуверенность в себе, однако преодолеть их не помогают. Скорее наоборот. 55 процентов российских школьников признаются, что испытывают дискомфорт, когда их успехи сравнивают с успехами других учеников. Экзамены и тестирование тоже напрямую связаны со стрессом, впрочем тут лидер – Китай.
Сильнее всего детей беспокоят отношения
Сегодня в российских школах регулярно проводятся тесты на тревожность. Школьный психолог Светлана Рунова из Москвы организовывала такой тест в 5-х классах, при переходе из младшей школы в среднюю. Меняется обстановка – и тревожность возрастает.
– В тесте 8-10 разных показателей. Есть закономерность: если у ребенка плохая сопротивляемость стрессу, то у него и другие показатели говорят о большой неуверенности в себе. И хотя многое зависит от специфики класса и школы, все же прослеживаются общие черты. Есть показатель, связанный с самопрезентацией в коллективе. Подростки 5-6-х классов, пытающиеся занять свое место в социальной жизни, очень обеспокоены тем, как их воспринимают окружающие. А еще тревожность связана с отношениями с учителем. Как правило, в случае плохой стрессоустойчивости ученик боится преподавателя.
Показательно, что по своей инициативе дети приходят к школьному психологу лишь для разговора на личные темы, например, об отношениях с друзьями, говорит психолог.
– Но если у подростка возникают проблемы, связанные с учебой и учителем, то сначала такой вопрос выходит на уровень классного руководителя. И только он решает, нужна ли консультация психолога, а это все равно, как если бы человек писал жалобу, а ее отправили начальнику, который в ней повинен.
Рунова проводила тест в двух школах. В параллели было 5-7 пятых классов, по 30 человек в каждом.
Примерно 20 процентов ребят испытывают острый стресс.
У остальных – тревожность в пределах нормы. И обязательно есть один-два человека, у которых вообще никакой тревожности не наблюдается. В феврале-марте будут проводиться повторные тесты для пятиклассников, чтобы увидеть динамику этого процесса.
– Школы разные. Есть обычные, там большой тревожности нет, а есть те, которые борются за высокие показатели, и там давление на ученика существенно больше. Ведь финансовое благополучие школы зависит от места в рейтинге. А рейтинг – от успехов в олимпиадах, от результатов ЕГЭ. Там на детей давят, они нервничают.
Рунова уверена, что тревожность по поводу успеваемости нагнетается учителями, самой школой. Но в 5-х классах, когда олимпиад еще нет, наибольший стресс, по словам Руновой, вызывает давление родителей. От ребенка требуют хорошей успеваемости.
– В итоге мы имеем сильное давление в семье – там, где от него, наоборот, должны защищать, – заключает психолог.
Клеймо троечника с первого класса
Любовь Быкова, исполнительный директор Центра научной психологии «Технологии идеала», объясняет, почему мы проигрываем в международном исследовании по показателю тревожности. В европейских школах, как правило, по-другому выстраивается коммуникация с ребенком, нет сравнения сильных со слабыми.
– У нас школа вешает на детей ярлыки с первого класса, – говорит Быкова. – Если у ребенка с самого начала что-то не задалось, за ним закрепляется статус троечника. И неважно, есть ли у него другие способности. Детей сразу же начинают фильтровать: этот справляется с программой, а тот – нет. К пятому классу учеников, получивших несмываемое клеймо, отсеивают. Оставляют костяк, который без усилий со стороны учителей с программой справляется. И в 11-м классе они, конечно же, одолеют и ЕГЭ. А тех, кто послабее, из этой школы уберут, пусть они сами решают свои проблемы. Это сейчас не скрывается ни учителями, ни директорами.
Дети, только войдя в систему, уже испытывают стресс. С начальной школы начинаются разговоры: этих возьмут в специализированный класс, а этих – нет. И чем ближе к 9-му классу, тем сильнее напряжение, поясняет психолог.
– Давление учителей в нашей школе выражается и в том, что не приветствуется высказывание своего мнения. Есть учитель, есть его мнение, его право голоса, и есть ученик, который имеет право либо промолчать, либо что-то сказать, не особо настаивая на своем. Например, в финской школе другие подходы. Несмотря на то, что у них немаленькие классы, они успевают уделить время большому количеству учеников. Учителя не кричат на детей, нет никакого давления, нет дрессировки. Там происходит воспитание личности; цель – чтобы она раскрылась и проявилась. И для этого создается благоприятная среда.
Психолог уверена, что в российской школе работа нацелена на показатели успеваемости, личность ребенка никто не замечает.
– Все заточено на хорошее место в рейтинге. А от места в рейтинге зависит благополучие. Понятно, что виноваты не учителя, а система, – говорит Любовь Быкова.
Безусловно, школьная тревожность влияет на всю дальнейшую жизнь человека, будучи взрослым, трудно избавляться от комплексов, полученных в семь-десять лет.
Какие-то из них могут мешать и взрослому.
А как же школьные психологи? По словам Любови Быковой, их функция условна.
– Нужно, работая с детьми, смотреть на их индивидуальные черты и в дальнейшем отталкиваться от этого, чтобы ребенка развивать. Школьные психологи проводят тесты, но будет ли обратная связь, даст ли психолог рекомендации, как ребенку справляться с тревожностью, даст ли инструменты учителю и родителям? Едва ли, – уверена она.
Фото: 123rf