Школа злословия, или об одном незаметном грехе.
Знай точно, что, если обиду будешь отражать обидой, а злословие — злословием, то есть злом за зло воздавать, то будешь дьяволу место уступать, ибо он хочет, чтобы мы злом за зло воздавали… А если будем обижающим нас людям уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за их зло воздавать, то дьяволу не будет места
Свт. Тихон Задонский
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Давайте подумаем над этим обещанием Спасителя — может быть, блаженство усыновления Богу доступно и нам? Кто же такие миротворцы, и как нам, простым людям, послужить так называемому делу мира? Для всех ли это возможно? Или это дело политиков и всяких выдающихся людей? Мир… Мир между племенами и странами. Мир между соседями. Мир и единение в общем труде. Мир семейный. И как основа всяческого мира — мир в душе каждого из нас. Вот с этого личного мира, нашего мирного духа и начинается любой мир.
Не дать страстям возмутить или помутить наш разум, стараться даже в самых крайних ситуациях положить границу своему раздражению и гневу. Не потворствовать духам злобы, влекущим нас к несогласию и ссорам, — такова обязанность каждого из нас. И от того, насколько мы ее выполним, зависит и общий мир. С тем, что мир — это величайшее благо, вряд ли кто не согласится. «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты ни назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни, — богатство, жена, дети, дом, родные, друзья,— пусть будут прекрасные сады, места для веселых пиршеств и все изобретения удовольствий… — пусть все сие будет, но не будет мира, что пользы в том? .. Итак, мир не только сам по себе приятен для наслаждающихся миром, но и услаждает все блага жизни», — пишет святитель Григорий Нисский.
«Совет да любовь», — желаем мы новобрачным, подразумевая под этим семейный мир. «Не купи имение, а купи соседа», — советует народная поговорка, потому что мирные добрососедские отношения больше всяческих удобств и выгод. Народный опыт говорит нам, что даже крупицы мира необыкновенно ценны, и этот опыт отразился в пословице: «Худой мир лучше доброй ссоры».
«Миром Господу помолимся…» — так начинается великая или, как ее еще называют, мирная ектенья в церковной службе. В мирном духе помолимся Господу. Любая молитва, любое обращение к Господу, должны произноситься в мирном состоянии. «О свышнем мире… Господу помолимся…» — призывает верующих диакон или священник помолиться о мире, преходящем на нас свыше, о даровании умиротворяющего духа. «О мире всего мира…» — слышим и молимся мы. Итак, мир — это благо, мы ценим его, любим, желаем и молимся о нем. Так что же конкретно мы можем сделать для мира всего мира? На что нам направить свою волю, чтобы стяжать мир духовный?
Все мы разные. Различны наши природные свойства и приобретенные навыки. Один гневлив, а другой безгневен. Кто-то злопамятен, а иной не помнит обиды. Кого-то смущает зависть, а иному безразлична не только чужая, но и собственная жизнь. Все мы разные. Но если мы внимательны к себе, сознаем, видим свои недостатки, свои грехи, пытаемся избавиться от них с помощью Господа, которую Он дает нам в Таинствах исповеди и причащения, то страсти станут менее смущать, возмущать наш дух, и мы сможем обрести дух мирен. «Стяжи дух мирен и возле тебя спасутся тысячи»,— говорит преподобный Серафим Саровский. Не только свой дух умирим мы, борясь с грехами, но и окажем спасительное умиротворяющее влияние на окружающий нас мир.
«Но я не гневлива, не драчлива, не мстительна, — скажет иная раба Божия, — в чем же может проявиться мое миротворчество?» Да, слабые, мирные женщины. Безоружные. Есть даже старинная поговорка: «На что Марфе меч, кого ей сечь?». Безоружные. Правда, не совсем. Простые, привычные, бытовые ситуации. Свекровь и невестка, две соседки, сотрудницы. Как часто мы слышим, бываем свидетелями домашних, соседских или служебных склок, даже не ссор, а привычных сплетен, пересудов, взаимных злословий, уязвлений? «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие», — учит Апостол (Иак. 1, 26). И он же милостиво назидает: «Не злословьте друг друга, братия» (Иак. 4, 11).
Злословие… Многие подчас и не замечают за собой этого греха. Сказали и забыли, не заметив и не придав значения тому, что кого-то обидели, огорчили, унизили, нанесли душевную рану. «Ах, злые языки страшнее пистолета» — эти слова Александра Сергеевича Грибоедова стали пословицей. Вот и «безоружные».
Я не хочу сказать, что сплетни, злословие, пересуды свойственны только слабому полу. Нет, подчас и мужественные и сильные не прочь приклонить ухо на худые вести, а то и по- участвовать в злословии. «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию»,— говорит Апостол (Иак. 3, 7 — 9). Смертоносным ядом называет он злословие. И оно поистине смертоносно. Сколько судеб, сколько авторитетов и даже жизней погубила сплетня, злоречие. Сплетня — причина гибели Александра Сергеевича Пушкина. Злоречие привело к безвременной смерти и другого русского поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Сплетня была основой общественного приговора французской королеве Марии-Антуанетте и привела ее на гильотину. Сплетни и злословие способствовали падению авторитета Царской власти и у нас в России. Направленные сплетни отравляли постоянно жизнь последней императорской четы и особенно императрицы Александры Федоровны, благочестивейшей христианки, жены и матери пятерых детей, искренней патриотки. Можно сказать, что именно создавшие общественное мнение сплетни явились начальным орудием революции, горькие плоды которой мы пожинаем и по сей день. В годы массовых репрессий сплетня получила статус доноса. Сплетня убивала, сажала в тюрьму, отправляла в лагеря. Она реально стала «страшнее пистолета».
Но все эти великие люди и трагические события истории не имеют, кажется, отношения к нам. Мы ведь не собираемся никого убивать. Так ли это? Иногда несколько слов могут расстроить свадьбу, разрушить семейный покой, лишить кого-то доверия начальника, сорвать торговую сделку или какое-то дело. А сколько огорчений приносим мы своим злоречием!
Этот «смертоносный яд» может привести к болезни, а потом и к смерти человека. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Только ненависть, зависть, желание возвыситься над кем-то заставляют нас передавать чужие вести, клеветать, обесславливать ближнего. Но разве, сказав нечто порочащее о другом человеке, сможем мы сами стать или хотя бы выглядеть от этого лучшее. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего вы- носит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6, 45), — эти слова Спасителя обличают злословящего. Злые слова оскверняют нас, лишают славы, чести: «…а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15, 18 — 20), — читаем в Евангелии. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36 — 37),— предупреждает нас Спаситель. А преподобный Ефрем Сирин объясняет: «Плохой отзыв о другом — праздное слово».
Эти словесные, почти бесплотные грехи, считаются у нас легкими, неважными, на самом деле не так безобидны и не хуже «больших злодейств» смогут привести нас к гибели. «Злословие есть смерть души», — учат отцы Церкви. Под бесчисленными песчинками этих мелких ежедневных сплетен, укоров, злоречий душа мертвеет. Совесть, оглушенная нашими клеветами и сплетнями, становится неспособной слышать глас Божий. Кроме того, «за какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает» (преподобный Иоанн Лествичник). Поэтому так важно хранить свой слух и уста от худых речей. «Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой,— учит преподобный Антоний Великий и продолжает: — Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем, будь другом человеков и стяжаешь жизнь».
Конечно, нелегко обуздать язык свой. Здесь и привычность греха, так сказать, навык и общепринятость обсуждения чужих дел, и невозможность избежать общества злословящих. Не случайно Апостол сказал: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). Но если грех злоречия будет ненавистен нам, если мы будем вслед за пророком Давидом молить Господа: «Положи, Господи, охрану устам моим» (Пс. 140. 3), то Всемилостивейший Господь обязательно подаст нам свою помощь. Да, мир в немалой степени зависит от нашего языка. В жизни Макария Великого был такой случай. Однажды преподобный Макарий шел со своим учеником. Ученик, несколько опередив учителя, увидел идущего навстречу языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик воскликнул: «Куда несешь полено, демону». Жрец, рассердившись, сильно побил монаха и продолжал свой путь. Прошедши немного, он встретил Макария. Угодник Божий приветствовал жреца: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!». Жрец удивился: «Что нашел ты во мне доброго, что приветствуешь меня?». На что Макарий ответил: «Я приветствую тебя потому, что вижу тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец от этих слов пришел в умиление и попросил Макария взять его к себе в монастырь и крестить. Позже бывший жрец постригся в монахи. По этому случаю блаженный Макарий сказал: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей».
И как иллюстрацию к этим словам великого египетского подвижника позвольте напомнить вам случай из истории нашего Отечества. В 1385 году Преподобный Сергий Радонежский ходил в Рязань, дабы примирить «свирепого» рязанца князя Олега с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским. Вот что пишет об этом летописец: «Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы, благодатью, данной ему от Святаго Духа беседовал с ним (с Рязанским князем Олегом) о пользе душевной, и о мире, и о любви, князь же великий Олег переложи свирепство свое на кротость и утешись и укротись, и умились вельми (очень) душею, устыдебось столь свята мужа и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род».
Вот так и нам надлежит «тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы» говорить с ближним и дальним. К этому зовет и Священное Писание: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякоюзлобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31). Надлежит нам не плести словесной засады ближнему сплетней, дабы не стала она засадой от нашего спасения. Не надлежит нам и осуждать других, чтобы не принять на себя бремя чужих грехов. Не к лицу нам и гневные обличения и укоры. Не станем мы обижать, унижать и всячески огорчать ближних. И тогда легко нам исполнить апостольскую заповедь: «…будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Аминь.