Школа золотного шитья
Покровцы «Троица»
Весной 2008 г . группа учащихся золотного и лицевого шитья при храме Всемилостивого Спаса завершила многолетнюю работу по шитью и сборке комплекта покровцов «Троица».
Традиционно при 2,5-годичном сроке обучения группа выполняет общую работу только после годичного освоения основ золотного и лицевого шитья. Однако не всегда оставшихся полутора лет достаточно для выполнения большой и сложной работы, тем более что продолжается процесс обучения. При этом учащиеся выполняют индивидуальные работы, как-то: ленты-закладки для Евангелия (они могут быть большей или меньшей сложности в зависимости от того, что на ней изображается — от креста, Серафима — до образа святого, Богородицы или Спасителя); дароносицы; Богородичной иконы или любимого святого.
Таким образом, после последней большой работы, находящейся теперь в этом храме, — Господней плащаницы, которая выполнялась предыдущей группой более двух лет, — был завершен комплект покровцов «Троица» с преподобными. Работа над комплектом была начата и почти целиком выполнялась опытными мастерицами, а учебной группе была поручена ответственная часть по сборке, перенесению на бархат всех составляющих и поименованию образов, что заняло весь четвертый семестр. Кроме того, в целях общей гармонии был заново вышит «Се Агнец» на крышечку покровца.
Как правило, на покровцах 17 в. изображаются сюжеты «Божия Матерь. Воплощение» и «Се Агнец», что и было принято за основу для работы над нашими покровцами.
Воздух, как известно, — малая плащаница и обычно носит на себе (17в.) изображение «Положение во гроб» с предстоящими (историческое) или без них (литургическое). В данном случае, поскольку, во-первых, плащаница была уже выполнена ранее, а во-вторых, не возбраняется другой канонический сюжет, то за основу изображения была взята Святая Троица по прориси, близкой к списку с иконы А.Рублева (в центре воздуха). По периметру – медальоны с изображением наиболее известных и любимых святых:
— Сергий Радонежский;
— Серафим Саровский;
— Иоанн Кронштадтский;
— Александр Невский
— Даниил Московский;
— Феодосий Печерский;
— Антоний Печерский;
— Амвросий Оптинский.
Медальоны диаметром 9 см представляют собой определенную сложность выполнения, т.к. это – миниатюра, в которой нужно вышить образ святого с ликом небольшого размера, что значительно сложнее шитья крупного лика: здесь нужно суметь не потерять индивидуальность и особенность каждого святого.
Решение работы в цвете – это особая задача, которая выполняется вначале. Большую трудность представляет подбор нитей как золотных (на Троице их пять цветов), так и цветовой гаммы шелковых нитей и их сочетаний. Золотное и лицевое шитье хоть и следует канонам иконописи, но имеет и отличия от нее. И если в древности при златошвейных мастерских работали иконописцы, специализировавшиеся на выполнении ликов (знаменщики), ландшафта (травщики), шрифтов (словописцы), то теперь нет этой неразрывной связи, и решение иногда приходится принимать самим, придерживаясь, тем не менее, соответствующих канонов. Большую помощь и информацию несет взаимный обмен опытом с другими мастерскими посредством традиционных выставок, конференций и выпускаемой литературы. И, конечно же, главными «маяками» являются древние памятники золотного и лицевого шитья, бережно хранимые в Троице-Сергиевой Лавре, Кирилло-Белозерском монастыре, Ярославском Кремле, Н. Новороде, Ростове Великом, Казани и других городах.
Особо хочется подчеркнуть, что так же, как и в древности, все швы — от нанесения контуров прориси на ткань, самого шитья и, кончая пришиванием бахромы и подкладки, — выполнены вручную.
Еще одной особенностью современного шитья является то, что если в древности в мастерской, скажем, Евфросинии Старицкой — тетки Ивана Грозного — каждая мастерица осваивала в совершенстве один-два шва и всегда шила только ими, то выпускницы курсов золотного и лицевого шитья при храме Всемилостивого Спаса могут достаточно хорошо выполнить любой участок работы, на котором они должны по тем или иным причинам заменить подругу по шитью.
Кроме того, нынешние золотошвейки усваивают не только технику золотного и лицевого шитья, но и технологии, непосредственно связанные с завершением всего изделия в целом, что позволяет им после окончания учебного курса выполнять самостоятельно задуманную работу от начала и до конца.
Обращаться по вопросу записи в учебную группу можно по тел. 8-903-784-52-28 или по почте в Интернете: mbies24 @ yandex . ru .