Школьники будут учить русский и литературу по-новому
Итоговый документ станет основой для нескольких линеек учебных пособий и методических материалов, пишет в среду газета «Известия».
Нарышкин отметил, что новое поколение учебников станет не «шпаргалкой для учителей», а долгосрочным ориентиром для продвижения русского языка и литературы в мире.
Заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Кронгауз заметил, что в результате единого учебника не будет. «Будут запущены разные линейки учебников, по-видимому, с 5-го по 9-й класс. Сохранится возможность выбора», — подчеркнул он, отметив, что нынешние учебные пособия во многом устарели.
«Нужно какое-то обновление, связанное с реформами в школе и, собственно, с изменениями русского языка, который стал более многофункциональным. Появились новые сферы его употребления. Прежде всего интернет, конечно. Для школьников — это социальные сети, в которых они общаются. То есть возникло использование письменной формы языка для общения», — пояснил лингвист. По его мнению нельзя презирать новую реальность и делать вид, что ее не существует.
В сегодняшних условиях, считает Кронгауз, во всех учебниках необходим раздел «Развитие речи», причем это развитие должно проходить не только на классике, но и на основе реальной коммуникации. «Это все подразумевает обращение к современному материалу, которого в школьных учебниках очень мало. Поэтому ученики воспринимают школьный русский язык как нечто, не имеющее отношения к действительности», — считает лингвист.
Учебное пособие, разработанное коллективом Кронгауза, должно выйти уже к 1 сентября 2016 года.
Добавим, что в начале нынешнего учебного года глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин выразил мнение, что единые учебники по Истории России и другим предметам не способствуют развитию критического мышления у российской молодежи.