Школьные учителя опубликовали открытое письмо в защиту заключенных по «московскому делу»
18 сентября. ПРАВМИР. Учителя российских школ опубликовали открытое письмо в защиту заключенных по «московскому делу». Они потребовали освободить несправедливо осужденных, прекратить сфабрикованные дела и дать справедливую оценку действиям властей.
«Люди, арестованные за свое гарантированное Конституцией право свободно высказывать свое мнение и свободно собираться для его выражения, были арестованы без причины, избиты, осуждены и приговорены к лишению свободы или крупным денежным штрафам без доказанной вины, с грубыми нарушениями судебного права на состязательность сторон», — говорится в письме учителей.
Подписавшие письмо указывают на то, что большинство из арестованных – молодые люди, «по возрасту — наши вчерашние ученики».
«Мы нередко узнаем об участии в общественно-политических акциях наших нынешних учеников и не можем не тревожиться об их судьбе: наши школьники растут неравнодушными к судьбе страны, и мы не считаем, что образцово-показательное запугивание – это приемлемый метод взаимодействия власти с молодежью. Более того, история страны, которую некоторые из нас преподают, показывает, что это верный способ дальнейшего роста недовольства и радикализации протеста», — отмечается в письме.
В послании отмечается, что те из учителей, которые преподают литературу, «о необходимости изучения которой так много говорится с самых высоких трибун», не могут не разговаривать со своими учениками о сочувствии, сопереживании, о человечности, которая выше закона. А русские классики, на которых дети обязаны ссылаться в своих итоговых сочинениях и экзаменационных работах, испокон веков ценили человеческую свободу.
«Традиционную систему наказаний в России они обычно считали чрезмерно жестокой, основанной на устрашении, неадекватной тяжести преступлений, не способствующей исправлению», — уточняется в письме.
Учителя заявили о том, что не хотят учить детей лицемерию, так как «невозможно одновременно разговаривать со школьниками честно и откровенно о декабристах, о каторге, о ГУЛАГе, о «Двенадцати» Блока, «Реквиеме» Ахматовой, «Одном дне Ивана Денисовича» Солженицына и множестве других классических произведений русской литературы, учить их рассуждать о свободе выбора, морали, ответственности человека за общество, в котором он живет, <…>, и при этом делать вид, что ничего не происходит вне классной комнаты, что в стране, где мы все живем, не творится на наших глазах вопиющее беззаконие».
Учителя, которые преподают обществознание и право, учат детей, что они живут в правовом государстве и основной закон его – Конституция.
«Но когда дети вырастают и заканчивают школу, они обнаруживают, что за плакат, где процитирована статья из Конституции, могут задержать, арестовать и судить, что российский флаг сотрудник правоохранительных органов может сломать и бросить в грязь – и это будет называться защитой конституционного строя», — заявляют авторы послания.
«Мы не обольщаемся: те, кто бьет, арестовывает, судит неправосудно – это тоже наши выпускники. Именно поэтому мы глубоко обеспокоены тем, что невозможность пользоваться своими конституционными правами для одних и возможность грубо нарушать эти права для других – это две стороны одной медали, два направления внутренней политики, которая одновременно маргинализует мирный протест и ужесточает его подавление», — говорится далее.
Учителя убеждены, что единство и сплочение общества возможны только на основании равенства всех перед законом, уважения к человеку и к закону, строгого соблюдения прав человека и Конституции страны.
Письмо подписали уже 267 учителей, среди них известные учителя московских школ, которые совмещают преподавание с публичной деятельностью, журналистикой, ведут блоги в социальных сетях. Сбор подписей продолжается в интернете.