Моему сыну три года. Моя мама постоянно говорит, что его срочно нужно отдать в «продвинутый» садик, где он будет «как следует» развиваться, и уже искать ему хорошую школу, потому что «он очень способный мальчик»; а мне кажется, что у него прекрасные музыкальные способности, поэтому уже пора серьезно заняться музыкой, а также спортом и рисованием… Все мои приятельницы с детьми постоянно говорят об интеллектуальных достижениях своих малышей и обсуждают, в какую школу «для одаренных» пойти. Я, естественно, заражаюсь этим, тоже думаю про школу для одаренных детей… Но, может, все это только родительские амбиции? А с другой стороны, если таланты есть, надо же их начать развивать как можно раньше? Екатерина
Разные снежинки
«Я, конечно, понимаю, что все родители считают своих детей особенными, но мой-то — действительно особенный! Посмотрите, как он считает до десяти (читает, решает примеры, поет, ставит кубики, улыбается — нужное подчеркнуть). Наверное, мне его надо отдать на курсы, чтобы потом отдать в хорошую школу, чтобы потом…» Именно такие монологи от заботливых родителей приходилось выслушивать каждому педагогу дошкольного учреждения или начальной школы. Те же из родителей, кто таких монологов не произносит, — все равно так думают. Да что там — я сам так думаю про своих детей.
И я прав. Как правы и остальные родители. Ученые утверждают, что за все время существования Земли на ее поверхность не упало двух одинаковых снежинок. Что уж говорить про людей, таких сложноустроенных. Наши дети действительно уникальны и неповторимы. Каждый. Все.
Но почему-то, признавая, что их ребенок уникален, родители тут же стремятся запихнуть его в рамки того или иного типажа: «Он у меня спортсмен» или «Он у меня маленький ученый». Подождите! Ребенок еще не вырос. Давайте сначала разберемся, в чем его талант и что с ним делать, а потом уже будем вешать ярлыки и загонять в прокрустово ложе той или иной школы.
Где прячется талант?
Ребенок наследует вашу внешность, особенности и свойства личности, но все это только основа, из которой Господь создает совершенно уникальную личность. Создание души, думается мне, процесс творческий, а значит, непредсказуемый и неочевидный. Так в далекой деревне Холмогоры рождаются будущие светила науки, а в семье пианистов — экономические гении. Из этого следует, что талант ребенка — дар Божий. И дело родителей — его найти и помочь развить и применить. А не «переформатировать» под собственные мечтания или представления о том, что «сейчас такое время». Все ваши сведения о том, какое сейчас время и какие профессии будут востребованы в будущем, весьма субъективны и неочевидны. Талант же объективен, надо только его разглядеть. Так как же это сделать?
Итак, если вы готовы хотя бы на время отложить амбиции вырастить суперэкономиста или покорителя космоса, — приступим.
На вопрос о талантах вам сможет ответить психолог, проведя специализированное исследование. Но и ваши собственные наблюдения не менее важны. Прежде всего необходимо понимать, что не все таланты лежат в области усвоения знаний или памяти. Это могут быть социальные таланты: насколько ребенок легко находит язык с окружающими, сверстниками. Или наоборот: насколько долго он способен оставаться один? Как чаще выходит: он командует или им командуют? Проверьте и иные особенности характера: силу воли, усидчивость, послушание, внимание и прочие. Немалое значение имеют и физические характеристики. Причем это касается не только количества отжиманий или времени забега на стометровку. Имеют значения даже такие показатели, как восприимчивость к оттенкам цвета или вкуса. Внимательно наблюдайте за ребенком: как он проводит время, что ему нравится. И не нужно отделываться фразой «ему на диване лежать нравится». Такая формулировка говорит о том, что вы недостаточно внимательны, ведь даже лежа на диване можно делать многое.
Мой сын никогда не будет дворником!
Важно учесть еще вот какой фактор: сравнивая ребенка с кем-то в его овладении тем или иным умением — не обманывайтесь. Вполне возможно, что группа, с которой вы сравниваете, нерепрезентативна. Например, ваш пятилетний малыш гораздо лучше читает, чем его троюродный брат первоклассник Никита. Но из этого не следует, что у вашего ребенка талант к чтению. Вполне возможно, это просто у Никиты проблемы. Не обманывайтесь, а лучше отведите ребенка в кружок любителей книги в центральной библиотеке. Там вы поймете, хорошо ли читает ваш ребенок.
А что делать, если талант ребенка открылся в той области, к которой вы совсем не готовы? У вас семейная династия, скажем, врачей или военных, а у ребенка проснулся талант повара? На мой взгляд, есть два соображения, позволяющие примирить реальность и амбиции. Первое таково: реализация таланта не обязательно должна быть связана с профессией. Так, например, ребенок может вырасти доктором, а «отрываться» дома на кухне. Да, при этом он, скорее всего, будет весьма посредственным доктором и вряд ли счастливым человеком. Но сколько у нас таких людей: несчастливых на работе, но довольных вне ее. Нормальная ли это плата за продолжение династии?
Впрочем, есть и еще одно соображение: можно попробовать найти компромисс. Например, посвятить себя здоровому питанию, совмещая обязанности повара и врача.
Детские радости
Впрочем, до этого еще далеко, ребенок еще маленький, и очень хочется, чтобы он не только нашел свое призвание, свой талант, но и попросту был счастлив. И тут, как ни странно, нет никаких противоречий. Ведь если ребенок занимается тем, для чего он был создан, он счастлив и развивается гармонично. У ребенка, нашедшего свое призвание, нет проблем с мотивацией в учебе, нет проблем с ленью и прочим. Понять, насколько точно вы определились с выбранным поприщем (ну или хотя бы направлением) легко — если вам не надо подталкивать ребенка на этом пути, а лишь приходится сопровождать и поддерживать, значит, вы все сделали правильно. Но тем не менее, даже если задалось все хорошо, не стоит расслабляться и забывать про ребенка. Не случайно в начале статьи мы говорили, что тот самый монолог про уникального ребенка обычно слышат воспитатели детского сада и начальной школы. Но стоит детям чуть подрасти — и родителей, к сожалению, уже не мучает проблема уникальности детей. Они чаще называют детей «мой оболтус» или «лентяйка», словно бы разочаровавшись. Хотя ведь именно они не разглядели в ребенке талант.
Дмитрий ТЮТТЕРИН