Школьный вопрос: Неленивые каникулы
Дорогие читатели! В журнале «Нескучный сад» существует рубрика «Школьный вопрос». На вопросы родителей отвечают преподаватели московской общеобразовательной школы «Знак».
Сегодня перед родителями, думающими, как организовать летний отдых для своих детей, расстилается целое море возможностей, на разные кошельки и желания. Но как целых три месяца провести с пользой, чтобы не только не «деградировать за лето», как выражаются некоторые учителя в сентябре, но и отдохнуть, и что-то новое узнать? Стоит ли отправлять ребенка в детский лагерь? И как быть, если ни лагерь, ни любая другая поездка не по карману?
За лето — на год назад?
Существует версия, что трехмесячные летние каникулы в нашей стране были введены для того, чтобы в период летней страды дети, живущие в сельских краях, могли помогать родителям на полях. Нам не удалось выяснить, насколько эта версия верна, однако и сейчас, когда исторический контекст поменялся, каникулы в России по-прежнему чуть ли не самые большие в Европе. Учителей такой подход не может не огорчать. Три летних месяца для ребенка — огромный срок. Каждый год все школы в сентябре-октябре занимаются повторением, теряя по сути 10-20% всего учебного года на то, чтобы восстановить материал прошлого. Но даже подобное расточительство не было бы таким тревожным, если бы дети утрачивали только знания: в иных головах знания выветриваются за полторы минуты, однако учителя научились с этим справляться. Самое неприятное для учителей, что подавляющее большинство детей в течение всего лета просто бездельничает, утрачивая такой необходимый навык, как способность работать. Ребенок, зачастую предоставленный сам себе, пусть даже под недремлющим оком бабушки, начинает попросту лениться. Теряется сила воли, слабеет решимость, а ум ищет себе других занятий и развлечений, как правило, далеко не самых невинных. Наблюдения показывают, что вот так «хорошо отдохнувший» ребенок может буквально откатиться в своем личностном развитии за лето на год назад.
Но это не значит, что каникулы ребенок должен провести за партой, наоборот, чем дальше от парты, тем лучше. Пусть бегает, прыгает, ходит под рюкзаком или под парусом. Пусть строит дом, подрабатывает в кафе или помогает в храме. Главное одно — ребенок должен трудиться. Его ум, руки и душа должны быть загружены, приобретенный в школе навык ежедневной самостоятельной работы очень важен, и его нельзя потерять.
Сегодня свои услуги по организации летних каникул предлагают школы, турфирмы, воскресные школы, музеи, дома творчества и, наконец, просто частные лица. Конечно, каждый руководствуется собственными соображениями, временем, финансами и интересами ребенка. Но нередко самому ребенку трудно представить то, что никак не охвачено его опытом. На наш взгляд, советоваться с ребенком имеет смысл вот в каком ключе: пусть он опишет вам то, чего бы он хотел от летнего отдыха. Не требуйте от него конкретики, пусть это будут размытые образы или просто пересказ того, как будет отдыхать сосед по парте, не обещайте, что вы это обязательно воплотите. Но если вы сочтете нужным воплощать эти мечты и у вас это получится — вы подарите ребенку незабываемое лето и заслужите искреннюю благодарность.
Персонал важнее быта
На сегодняшний день существует огромное количество детских лагерей. Есть лагеря православные, спортивные и языковые, интеллектуальные и творческие, где дети работают над какими-нибудь проектами или плавают с аквалангом, изучая морских обитателей — в интернете можно найти огромное количество информации на любой вкус.
То, с кем ребенок проведет время каникул, на наш взгляд значительно важнее того, в каком году отремонтирован лагерь или сколько звезд в отеле. Даже в пустом холле или на полянке в лесу опытный педагог придумает сотни интересных увлекательных занятий. Мне доводилось наблюдать, как впечатления у разных детей от одного и того же лагеря были диаметрально противоположны просто потому, что в разных сменах работали разные педагоги. Выбирая лагерь, познакомьтесь с людьми, которые будут работать с вашими детьми. Лучше всего, если вы отправите ребенка с тем педагогом, которого хорошо знаете.
Внимательно изучите программу лагеря. Не просто оцените сам факт наличия, а представьте: сами вы хотели бы так провести лето?
Узнайте точный возраст детей, едущих вместе с вашим ребенком: часто в поездку с заявленным возрастом 8-12 лет собирается группа двенадцатилетних подростков, и вашему малышу там может быть просто не по себе. Или наоборот.
Если у вашего ребенка проблемы со здоровьем, не стоит отправлять его в спортивный лагерь. Туда едут дети, которые давно и всерьез занимаются спортом. Та же история с интеллектуальными лагерями. Узнать что-то новое ему будет трудно, а вот окончательно укрепиться в мысли, что ему «не дано», он сможет. Для ребенка с низкой мотивацией и низким познавательным интересом (а это зачастую причина плохой успеваемости) лучше выбрать поездку с развивающим, повышающим общекультурный навык уклоном — с экскурсиями и викторинами.
Практически каждая православная и многие воскресные школы организуют летние лагеря. Лагеря эти совершенно разные по направленности, цене и качеству. Можно посоветовать выбирать лагерь, который существует не первый год и связан с крупным приходом. В любом случае, вы получите лагерь, базирующийся на близких вам ценностях. И педагогов, искренне заинтересованных в ваших детях.
Здоровая альтернатива
А как быть, если ни лагерь, ни какая-то другая поездка не по карману? Если единственный вариант отдыха — в деревню к бабушке или на дачу? Или даже этих вариантов нет? Ничего страшного! Как мы говорили, намного важнее места должен быть грамотный педагог. И этим грамотным педагогом, придумывающим для ребенка занятия и развлечения, должны стать вы. Только придумать занятие — это не значит выдать стопку книг по списку, который задали прочитать на лето, и сказать: потом проверю! Даже если вы досконально знаете классику, где гарантия, что ребенок каждый день с удовольствием будет открывать книгу и проводить за ней большую часть времени?
Что можно придумать, если вы проводите время не с ребенком? Например, можно выдать ему пачку конвертов (по одному на каждый день) с заданиями, которые он будет открывать каждое утро. Постарайтесь, чтобы задания были увлекательными и разнообразными, чтобы ребенок двигался, бегал, читал, писал, мастерил, а каждый день приносил ему новые сюрпризы. Все это можно оформить как игру.
Или наоборот — поручите ему действительно важное дело, которое игрой быть не может. Например, починить забор. Или разобрать чердак. И все время давайте ему понять, что он действительно занят важным делом, помогает семье. В конце концов, можно найти для него работу. Это крайне важный и полезный (особенно для мальчиков) опыт. Правда, в нем есть и оборотная сторона: зарабатывать легкие деньги проще, чем учиться, и ребенок может просто не захотеть возвращаться в школу. Чтобы такого не случилось, будьте с ним на всем процессе трудоустройства, помогайте не терять ориентиры. Чтение литературы на лето тоже важно, но если ваш ребенок разучится работать — вы не за одну книжку его не усадите. И если ребенок будет действительно увлечен тем, что вы для него придумаете, то осенью товарищи, вернувшиеся с морских берегов, ему еще позавидуют.
Правильный конец важнее хорошего начала
30 и 31 августа все поезда и самолеты из южных краев переполнены. В суматохе мечутся с чемоданами родители и за ними — дети с вытаращенными глазами. А ведь детям завтра-послезавтра в школу. Ребенок, так закончивший летние каникулы, фактически может выключить из своего расписания первые недели учебы. А ведь это то время, когда происходит настройка на учебу, выясняются организационные моменты.
Выйти из состояния отпуска наука не меньшая, чем отпуск правильно провести. Последние неделю или две хорошо бы провести дома. Успеть соскучиться по школе. Нагрузить ребенка несложными учебными заданиями (той же литературой на лето), чтобы его ритм жизни приходил в соответствии со школьным. Надо снова учиться рано вставать. Соответственно — вовремя ложиться. Встретиться со школьными товарищами и пообщаться, чтобы потом не делать это на уроках. Если спокойно, без стрессов войти в состояние учебы, то ребенок уверенно начнет новый год, а поводов не любить школу станет меньше.
Стоит ли отправлять ребенка в лагерь? Многие родители опасаются отправлять детей в детские лагеря, боясь, что ребенок научится там «непотребным» словам и привычкам или, не дай Бог, столкнется с развратом. Эти опасения, к сожалению, в наше время небезосновательны. Иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», отец девятерых детей, дал НС несколько советов: — В подростковом возрасте некоторым детям очень полезно ездить в лагерь, но, конечно, отправлять своего ребенка надо в проверенную среду и не забывать, что дети все разные, и то, что один ребенок нормально переварит, для другого может стать катастрофой. В вопросах воспитания один из главных принципов — что русскому здорово, то немцу смерть. Здесь очень важно, насколько ребенок подвержен внешнему влиянию. Это видно, например, по тому, насколько эмоционально он зависим от других людей или от компьютера. Если он достаточно крепок, то опасность «подхватить заразу» в лагере меньше. Если ребенок поддается влиянию, здесь надо утроить предосторожность, потому что такого впечатлительного и увлекающего ребенка нередко «лепит» именно среда. Если нет возможности отправить детей в проверенный православный лагерь, можно посоветовать какие-то патриотические или специализированные лагеря — спортивные, научные. Важно, чтобы было понятно, что здесь не просто собрали детей, которым некуда деваться, и каких-то взрослых, которые неизвестно почему оказались там вожатыми, а что у этого детско-взрослого сообщества есть определенная цель — они что-то восстанавливают, копают, изучают, куда-то лезут, учатся выживать в трудных условиях. Когда дети, а особенно подростки, заняты делом, у них гораздо меньше возможностей для «глупостей». У одного моего знакомого дети каждый год ездят в лагерь в Карелию, где они ходят в походы и сплавляются по рекам. Родители говорят — каждый раз, когда дети возвращаются из лагеря, мы их не узнаем, они реально взрослеют и укрепляются духовно, хотя это и не православный лагерь, но это настоящая школа мужества. Как выбрать лагерь? Один из эффективных способов — сарафанное радио. И еще, сейчас, в эпоху мобильных телефонов, нужно обязательно с ребенком перезваниваться и держать «руку на пульсе». Я знаю несколько случаев, когда ребенок получал в лагере серьезную душевную травму, оказавшись один в неблагоприятной среде, а сказать об этом было некому. Ни в коем случае не должно быть так, что, отправив ребенка в лагерь, его просто «сбагрили с рук». |
Архив «Школьного вопроса»
Средняя общеобразовательная частная школа «Знак» основана в 1990 году. Это учебный комплекс, состоящий из школы, детского сада и групп раннего развития. Концепция образования школы «Знак» основана на Православии, кроме основных предметов здесь преподаются основы православной культуры. Школа декларирует себя как «школа для тех родителей и детей, кто с доверием относится к Православию». Духовник школы — иеромонах Тихон (Батурин), клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. |