Школьный вопрос: Про грызунов, страусов и ленивцев
Дорогие читатели! В журнале «Нескучный сад» существует рубрика «Школьный вопрос». Здесь обсуждаются вопросы и проблемы, связанные с очень важной частью жизни детей — школой. Ваш ребенок не хочет учиться, не понимает, зачем это нужно? Никак не может вылезти из троек? У него проблемы с одноклассниками или учителями? Пишите нам, задавайте вопросы, которые волнуют вас и ваших детей. А экспертами, которые постараются ответить на ваши вопросы, будут преподаватели московской общеобразовательной школы «Знак».
Что делать, если ребенок получает тройки? Отвечает заместитель директора по воспитательной работе школы «Знак» Дмитрий ТЮТТЕРИН:
— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо указать, что существуют самые разные троечники. Путем наблюдения за троечниками в их естественной среде обитания удалось выявить несколько наиболее распространенных видов. Вот всего лишь три из них.
Первый — троечник-грызун. Описание: ребенок отчаянно грызет гранит науки, сидит часами над учебниками, преданно смотрит в глаза вам и учителям. И все равно даже четверка — редкий гость в его дневнике. По интеллектуальным показателям ваш ребенок не блещет. Причин для этого миллион: детские болезни, физические и психические травмы (в первую очередь родовые), наследственность — да мало ли что еще!
Что делать? Прежде всего — расстаться с иллюзией и не требовать от ребенка невозможного. Ежедневно тяжело трудиться, получая то, что дается легко другим, — это работа, с которой не каждый взрослый справится. Это смирение, за которое ребенка можно только уважать. Поддержите его в этом смирении словами и делом.
Найдите ему дело по душе, в котором он будет успешен. Если это старшеклассник, устройте его на работу в каникулы. Это не только даст ему реализацию, но и будет способствовать выработке таких качеств, как ответственность и организованность. И главное: в младшем школьном возрасте такие проблемы еще поддаются коррекции со стороны нейропсихолога и логопеда. Чем раньше вы выявите проблему и начнете действовать, тем больше шансов на успех. Если же бездействовать, то грызун непременно станет страусом.
Троечник-страус: ребенок заикается возле доски, никогда не тянет руку с места, готовит домашнее задание, но на уроке ответить не может, часто по утрам жалуется на головную боль, при малейшей возможности пропускает или прогуливает школу. При высокой старательности и серьезном отношении к учебе оценки не выше тройки. И то это учителя щадят, жалея.
С прискорбием сообщаем, что ваш ребенок стал жертвой школьного невроза. Что-то (а, скорее всего, кто-то) очень напугало его и с тех пор он школы и всей ее атрибутики боится. Поэтому и учится неэффективно. При малейшей опасности он как страус прячет голову в песок. У него отключаются зрение, слух, память. Снижается концентрация.
В этой ситуации ругать ребенка бессмысленно. Вы только рискуете, что его невроз еще и на вас перейдет. Самым лучшим выходом в этой ситуации представляется обратиться к специалисту-психологу. Разобраться, что же ребенка так напугало (продолжает пугать). По возможности устранить причину стресса. Возможно, для этого придется поменять школу. Установить щадящий режим, поддерживать ребенка и не корить за тройки. Если вы почувствовали, что ребенок выходит из кризиса, ситуация меняется, важно не упустить момент, когда ребенок начнет пользоваться послаблениями и превратится из страуса в ленивца.
Троечник-ленивец. Лень — самая опасная и распространенная болезнь нашего времени. Плохо поддается лечению главным образом потому, что лечиться тоже лень. Ленивый ребенок очень быстро понимает, где та грань, за которой уже стоит позорное отчисление или оставление на второй год. Ниже этой грани он никогда не проходит. Но и выше не поднимается. Незачем. Лень. В принципе это довольно здоровый подход к проблеме с точки зрения сохранения энергии ленивца. Но он совершенно не устраивает нас с вами. Ведь мы не хотим вырастить личность, живущую по пути наименьшего сопротивления.
Что здесь можно сделать? Заставлять трудиться, выбирая те формы работы, где усилия надо применять не только физические, но и душевные, где надо волю в кулак собирать. Придумайте регулярные домашние заботы для ленивца. Ни в коем случае не разрешать «срезать углы»: недоделывать, сваливать на других, использовать отговорки и все в этом духе. Если пишем упражнение по русскому языку — подчеркиваем и выделяем все, что требуется; если решаем задачу — полностью и развернуто пишем ответ; если моем посуду, то обязательно после вытираем и по порядку расставляем.
Долго, методично, упорно. Такая работа весьма затратная как для ребенка, так и для вас. Единственное, что утешает, — вы можете вести ее совершенно открыто. Честно объявляя ребенку, что тренируете его. Ленивцы, как правило, умны и сами не против бороться с ленью.
Ждем ваших «Школьных вопросов»
Архив «Школьного вопроса»
Средняя общеобразовательная частная школа «Знак» основана в 1990 году. Это учебный комплекс, состоящий из школы, детского сада и групп раннего развития. Концепция образования школы «Знак» основана на Православии, кроме основных предметов здесь преподаются основы православной культуры. Школа декларирует себя как «школа для тех родителей и детей, кто с доверием относится к Православию». Духовник школы — иеромонах Тихон (Батурин), клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. |