Наверное, это отчасти правильно — помогать ребенку с уроками, но вот вопрос — в какой степени? Приходя домой после работы и раскрывая тетрадки своего сына-первоклассника, я обнаруживаю там такое количество ошибок, что мы с ним вынуждены снова все переделывать. Учительница на собраниях не устает напоминать нам, родителям, о том, чем и как мы должны заниматься дома с детьми.
Я допускаю, что мой ребенок из медленно адаптирующихся. Но если программа рассчитана на среднестатистического ребенка, разве не должно большинство первоклассников самостоятельно справляться с домашним заданием? Почему же практически все родители вынуждены «вытягивать» своих детей? И откуда такая уверенность учителей в том, что они имеют право требовать это от родителей? Евгения
Отвечает Леонид КЛЕЙН, педагог:
— Мы действительно живем в очень странное время. Во многих школах от наших детей-первоклашек требуют мгновенного результата, вместо того чтобы терпеливо и вдумчиво их учить. Да и не только от первоклашек ждут знаний, умений и навыков! В иную престижную школу не поступить, не сдав экзамен. Не секрет, что конкурс в первый класс бывает иногда до пяти человек на место, а это значит, что наши дети, не проучившись ни дня в школе, уже должны что-то знать и уметь эти знания демонстрировать. Получается, что школа не столько учит, сколько отбирает себе подготовленных учеников, или лучше сказать — подготовленный и удобный материал, с которым будет потом комфортно работать. Мы не возмущаемся, когда высшее учебное заведение устраивает конкурс, чтобы набрать лучших студентов, но у вуза и школы совершенно разные педагогические, социальные и интеллектуальные задачи.
Для того чтобы понять, что делать в этой ситуации, давайте сначала разберемся в причинах. Сегодня мы живем в ситуации фактического социального расслоения, и школа не может не реагировать на изменения, произошедшие в обществе. Разрыв между обычной, «дворовой» школой и школой «престижной», или, как сейчас принято говорить, «элитной», — огромный. В обычной школе у родителей зачастую нет ни сил, ни денег, ни желания вкладываться в своего ребенка, тогда как родители, отдавшие своих детей в престижное учебное заведение, готовы дневать и ночевать в школе, готовы опекать своего ребенка, помогать ему, готовы подчиняться требованиям администрации, чтобы соответствовать той социальной и образовательной планке, которую они сами себе поставили. Но дело не только в родительских запросах, но еще и в педагогическом предложении. Многие «хорошие» школы работают, заключая с родителями некий негласный социальный договор. Со стороны педагогического коллектива он формулируется примерно так: «Вы хотите хороших учителей, а мы — хороших учеников; учительский труд — тяжелый и плохо оплачиваемый, так сделайте так, чтобы нам не приходилось излишне возиться с вашими детьми». Одним словом, компетентные преподаватели в обмен на компетентных детей. И вдобавок в обмен на компетентных родителей, готовых садиться за парту вместе со своим ребенком. Вот в какой ситуации мы находимся.
В какой школе учится ваш ребенок? Видимо, не в совсем обычной, если на родительских собраниях вам постоянно говорят, что ребенок не соответствует «высоким» требованиям учебного заведения. Но в этой ситуации можно и нужно противостоять учительскому произволу, который с легкостью переваливает ответственность за процесс и результат учебы на родителей. Дело в том, что домашние задания рассчитаны на ребенка, а не на родителей. Ученик в начальной школе еще не может самостоятельно скачать информацию в интернете, сделать доклад о биографии писателя, оформить рисунок так, чтобы это понравилось преподавателю. Есть масса заданий, которые заведомо даются родителям, а не детям. И такие задания можно спокойно не выполнять, а в случае претензий — идти к директору и требовать методической инспекции подобных заданий. Есть еще одно обстоятельство. Существуют жесткие нормы, касающиеся времени на выполнение домашней работы. В каждом классе эти нормы разные, но в младшей школе — это не больше часа. Ребенок ни психологически, ни физически не может проводить за столом несколько часов только для того, чтобы компенсировать непрофессионализм школьного педагога. Одним словом, у вас есть реальные рычаги, чтобы оградить вашего ребенка от ненужной и даже порой вредной нагрузки.
Другое дело, что наши дети учатся не для школы, не для оценок, а для себя. И главный навык, которым они должны овладеть, — это способность самостоятельно добывать знания. Вот здесь родительская помощь необходима. Нужно, чтобы маленький ученик научился быстро и сосредоточенно выполнять домашнюю работу, чтобы он умел отличать важное от второстепенного, чтобы точно понимал задание или параграф учебника. Если таким базовым вещам в школе не учат, то придется этот пробел восполнить вам. Но поверьте — это то, что действительно необходимо ученику и на что родительского времени не жалко.
Вопросы можно задать в рубрике «Нескучного сада»