1. Поставить цель
Родителям важно расставить приоритеты. Потому что они обычно хотят все и сразу: первое, о чем чаще всего забывают — определить, что же у нас главное.
Во время подготовки к ЕГЭ нужно учитывать текущий уровень амбиций, уровень подготовки и состояние учебных дел, то есть полученные ранее знания и умения. Это, к сожалению, параллельные треки: подготовка к ЕГЭ и текущая учеба.
Также нужно решить, насколько важен сам аттестат как таковой. Это две разные истории: когда аттестат не особо-то и нужен и важны только результаты ЕГЭ, и когда школьные оценки имеют значение.
Фокусируемся на ЕГЭ — тут тоже разные истории, достаточно ли баллов по 80 максимум в не самый топовый вуз, или мы боремся за что-то высокорейтинговое. Если аттестат не так уж и важен, ребенок учится на тройки и четверки уже давно, то можно поднажать именно на подготовку к ЕГЭ.
2. Составить план подготовки
17 лет — это уже не маленький ребенок, а человек на пороге взрослой жизни. У него уже большой бэкграунд, индивидуальность, привычки, расписание, состояние здоровья. Их тоже нужно учитывать при работе с планом подготовки к экзамену.
Если потом будет время выспаться, не надо в 8 где-то быть, а ночь у него продуктивная — можно сидеть допоздна. Если усидчивый — можно репетиторов на несколько учебных часов подряд, как в школе. Если быстро утомляется — заложить обязательные перерывы, треки по 20 минут, и предупредить об этом репетиторов.
О режиме надо договариваться, и лучше его не менять кардинально относительно привычного. Чтобы определиться, по какому предмету провалы, на что поднажать, есть профессионалы — учителя, репетиторы. Если родители в интересующих предметах по-настоящему компетентны, то и сами родители, но это редкость. Если не компетентны в актуальной программе, лучше не перепроверять и не стоять над душой, чтобы не растить напряженность и недоверие.
Иногда за полгода до ЕГЭ уже поздно начинать готовиться к блестящей сдаче. Зато никогда не поздно сохранить хорошие отношения в семье и психику своего ребенка.
Если оценки в аттестате не приоритет, а важно поступление в конкретный вуз, то подготовкой забивают все по максимуму, а не сдаваемые предметы уходят на второй план. Обычно в школах это понимают. В последние полгода, если мы не говорим про супергимназии, довольно лояльное отношение к ученикам.
3. Помнить — ЕГЭ можно пересдать
Важно не потерять за подготовкой ребенка, отношения с ним, смотреть, чтобы он не надорвался после этой гонки. Потому что я не один раз видел истории, как отличные, послушные дети блестяще сдают ЕГЭ, а потом лежат с симптомами эмоционального выгорания. И вуз им этот уже не сдался, потому что сил нет, остались только усталость и агрессия. С точки зрения психологии, нужен не безупречный результат, нужна крепкая психика.
Многие родители в приближении к ЕГЭ уже находятся «на рельсах» и мало чего видят вокруг, у них «туннельное зрение». Но смотреть стоит шире, ведь ЕГЭ — это не конечная точка путешествия, это всего лишь один из этапов.
Взрослым не стоит делать всю ставку на ЕГЭ. Потому что на школьника уже оказывается много давления, плюс столько непонятного и неизвестного впереди, плюс подростковое беспокойство за будущее. С этим всем подростки погружаются в состояние тревожности, где нет ни энергии, ни самоорганизации, ни мотивации — ничего нет. Понятно, что это не способствует успешной подготовке.
При этом ЕГЭ можно сдавать не один раз. Его можно сдать повторно на следующий год, и это не провал, хотя некоторые родители очень боятся пережить это. Но это не страшно. Можно пережить. Поддержать ребенка, составить план дальнейших действий. По большому счету, ЕГЭ определяет только вот что: чем следующий год будет заниматься подросток. Он может заниматься подготовкой к следующему ЕГЭ, работой или учиться в вузе на 1-м курсе. Вот и все. Больше ЕГЭ ничего не определяет: ни перспективы, ни счастье.
Если любые дополнительные занятия, не связанные со школой, приносят больше стресса, от них скорее стоит отказаться; но если дают энергию, положительно отвлекают и расслабляют, то, разумеется, стоит оставить и поддержать. Результаты ЕГЭ связаны с будущим гораздо меньше, чем любые танцы или, например, спорт. Если мы рассматриваем будущее в том числе как умение стать счастливым.
4. Снизить тревожность
Стоит перестать вибрировать, как натянутая струна. Потом прекратить нагнетать, мол, «это определит все, что будет с тобой дальше», с заламыванием рук и слезами мамы по ночам. А потом, если поддерживающие разговоры по душам — не ваш конек, можно и к психологу, хорошее, подходящее время для этого.
Нередко ЕГЭ становится такой точкой, в которой родители еще и свою успешность меряют. И вот получается, что все колебания успехов-неуспехов в подготовке сотрясают и жизнь родителя.
Но так не должно быть. Это жизнь ребенка, его задачи, его дело. Наша роль здесь такая: мы можем помочь организоваться и соблюдать разработанный вместе режим подготовки, если у нас хорошие отношения.
Можем поддержать в случае провала, запастись новопасситом и шоколадками на случай неудачи и помочь сыну или дочери этот опыт переработать.
Можем придумать план Б, и даже несколько планов на случай разных вариантов развития событий. Это может быть поступление в менее топовые вузы, поступление на другие специальности, поступление в колледж, пересдача на следующий год. Когда заведомо есть запасные пути, сразу гораздо спокойнее.
Бывают родители, которые считают, что ребенок должен доучиться отлично и сдать любой ценой, а потом хоть трава не расти. Но они вряд ли продолжат читать этот текст после слов о том, что ЕГЭ можно и пересдать, а на будущее он влияет меньше танцев.
Как быть, если ребенок не переживает, а наоборот — ему результат безразличен? Тут поможет беседа о планах на будущее: в случае равнодушия напоминаем, что ставка не так низка, если, конечно, выпускник действительно сам хочет в какой-то вуз.
А то обычно так накручивают, что ощущение, будто «либо ты сдаешь ЕГЭ, либо тебе конец». Так быть не должно. Миллион вариантов в жизни. Категоричность мышления, особенно если сам ребенок склонен к парадигме «все или ничего», тоже повышает тревожность. Наша взрослая задача — самим увидеть мир шире, чем эта парадигма, и ребенку показать.
Дети все разные: кто-то более тревожный, кто-то менее. Большинство на самом деле беспокоятся, но у одних это выглядит как активная паника, у других как отстранение и замирание, которые ошибочно принимаются за равнодушие.
5. Быть рядом
Нередко родители пытаются влиять не на то, что могут, например, на мотивацию сесть за учебники. А действительно повлиять можно, например, на уровень контакта. Разобраться, что происходит.
Заставить в 17 лет уже никак. Можно эскалировать конфликт, но сопротивление станет в разы больше. Оно и возникает потому, что задолбали, ни о чем больше не говорят, кроме учебы, никакого взаимодействия, только «а как ЕГЭ, а что с подготовкой, почему ерундой занимаешься, вместо того чтобы готовиться». Я бы посмотрел на баланс.
Вы не можете повлиять на то, чтобы он сел учиться? Повлияйте на вашу близость, и тогда появится шанс спросить, почему не готовится, чего бы хотелось в жизни, получить честный ответ. Если заверяет, что честно-честно все нормально и готовиться не надо, можно на спор, на мороженое или пиццу, предложить пробники написать — родителю и ребенку, у кого лучше будет. Но для игр должны быть хорошие, не напряженные отношения.
Можно отправить на профориентацию, это может повлиять на осознанность и мотивацию. Но чаще всего в таких случаях подросткам нужна поддержка. Им страшно, что не получится. Они придумали будущее, но не верят в него. Они могут быть не согласны с ним, потому что родители за 17 лет не дали им шанса на инициативу, то, что предлагают, он не хочет, поэтому ничего не делает.
Бывают ситуации, когда на учебу уже не повлиять. Тогда стоит посмотреть дальше — если с поступлением не сложится, останемся ли мы семьей, смогу ли я его поддержать достаточно, чтобы он шел дальше, сможем ли мы вырулить из этого без потерь.
Полгода до ЕГЭ — время, подходящее не только для того, чтобы подумать о расписании занятий. Время отделить роль родителя от роли «менеджера по образованию»: самочувствие в приоритете над учебой. Перед постановкой целей на будущее убедиться, что ребенок эти цели разделяет. И не пытаться контролировать все подряд, главная родительская задача — поддержать ребенка, чтобы он сам со своей жизнью справился. Все. Вам не надо за него справиться и вытрясти из него результаты.