Содержание статьи
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Детство и юность
- «Творческий ответ художника на справедливую критику»
- «Шостаковичу, в чью эпоху я живу на Земле»
- Произведения Дмитрия Шостаковича
- Оперы
- Балеты
- Музыкальная комедия
- Для солистов, хора и оркестра
- Поэмы
- Для хора и оркестра
- Для оркестра
- Сюиты
- Концерты для инструмента с оркестром
- Для духового оркестра
- Для джаз-оркестра
- Камерно-инструментальные ансамбли
- Для скрипки и фортепиано
- Для альта и фортепиано
- Для виолончели и фортепиано
- Для фортепиано
- Для 2 фортепиано
- Для голоса с оркестром
- Для хора с фортепиано
- Для хора a cappella
- Для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано
- Для голоса с фортепиано
- Для солистов, хора и фортепиано
- Музыка к спектаклям драматических театров
- Музыка к кинофильмам
- Инструментовка сочинений других авторов
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Детство и юность
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года. Автор величайших симфонических произведений рано стал известным. Уже в 20 лет Шостакович написал свою Первую симфонию, которая звучала в концертных залах всего мира.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге, его отец был простым инженером, но, хоть и не занимался музыкой профессионально, ценил искусство. Зато мать Дмитрия Шостаковича была настоящей пианисткой, именно она дала сыну первые уроки игры на музыкальном инструменте, которым стало фортепиано. Юношество Дмитрий Шостакович провел за занятиями в частной музыкальной школе. Уже там преподаватели заметили его Великолепный талант и абсолютный слух. Потом молодой музыкант поступил в Петроградскую консерваторию, окончил факультет композиции.
«Творческий ответ художника на справедливую критику»
Шостакович работал в кинотеатре тапером. Даже там во время показа фильмов он всегда экспериментировал с музыкой. Первая симфония Шостаковича была его дипломной работой. Слушатели в Ленинграде встретили ее бурными овациями, Дмитрию Шостаковичу пришлось пять раз выходить на поклон. Это произведение получило мировую известность. В 1932 году Дмитрий Шостакович создал оперу «Катерина Измайлова» по сюжету «Леди Макбет Мценского уезда». Опера была популярной в Москве и Петербурге, её тепло встречали также в Европе и Северной Америке. После того, как в зрительном зале оказался Иосиф Сталин, произведение признали антинародным, но Шостакович не сдался и продолжал писать музыку.
Его симфония №5 была встречена критиками уже тепло. Сталин назвал её «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику».
Первые месяцы Великой Отечественной войны Шостакович провел в Ленинграде. Кроме работы в Консерватории, он служил в добровольной пожарной дружине. Под впечатлением от одного из ночных дежурств он написал знаменитую Ленинградскую симфонию. В 1942 году ее исполнил оркестр Большого театра. Произведения Шостаковича звучали в блокадном Ленинграде и поддерживали людей в самые трудные времена.
В 1948 году Дмитрия Шостаковича обвинили в пресмыкании перед Западом, а его музыку запретили к прослушиванию. Правда уже через год запрет сняли, а композитор уехал в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза
«Шостаковичу, в чью эпоху я живу на Земле»
Дмитрия Шостаковича ценили в творческой среде. Анна Ахматова подарила ему свою книгу с посвящением «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на Земле».
Шостакович писал балеты и оперы, создавал симфонии и музыку к фильмам.
Последние годы жизни композитора были омрачены тяжелой болезнью. Дмитрий Шостакович скончался в Москве в 1975 году и покоится на Новодевичьем кладбище.
Произведения Дмитрия Шостаковича
Оперы
- Нос (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена в 1930, Ленинградский Малый оперный театр)
- Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена в 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко; новая редакция в 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена в 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
- Игроки (по Гоголю, не окончена, концертное исполнение в 1978, Ленинградская филармония)
Балеты
- Золотой век (1930, Ленинградский театр оперы и балета)
- Болт (1931, там же)
- Светлый ручей (1935, Ленинградский Малый оперный театр)
Музыкальная комедия
- Москва, Черемушки (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты)
Для солистов, хора и оркестра
- оратория Песнь о лесах (слова Е. Я. Долматовского, 1949)
- кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952)
Поэмы
- Поэма о Родине (1947)
- Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964)
Для хора и оркестра
- Гимн Москве (1947)
- Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945)
Для оркестра
- 15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925; № 2 — Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; .№ 4, c-moll op. 43, 1936; № 5, d-moll op. 47, 1937; № 6, h-moll op. 54, 1939; № 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945; № 10, e-moll op. 93, 1953; № 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; № 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971)
- симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967)
- увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963)
- Праздничная увертюра (1954)
- 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924)
- увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927)
- 5 фрагментов (ор. 42, 1935)
- Новороссийские куранты (1960)
- Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967)
Сюиты
- из оперы Нос (ор. 15-а, 1928)
- из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932)
- 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931)
- из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931)
- Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949)
- Первый эшелон (ор. 99-а, 1956)
- из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932)
Концерты для инструмента с оркестром
- 2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957)
- 2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же)
- 2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966)
Для духового оркестра
- Марш советской милиции (1970)
Для джаз-оркестра
- сюита (1934)
Камерно-инструментальные ансамбли
Для скрипки и фортепиано
- соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху)
Для альта и фортепиано
- соната (ор. 147, 1975)
Для виолончели и фортепиано
- соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому)
- 3 пьесы (ор. 9, 1923-24)
- 2 фортепианных трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского)
- 15 струн. квартетов (№ l, C-dur op. 49, 1938: № 2, A-dur op. 68, 1944, посвящён В. Я. Шебалину; № 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящён квартету им. Бетховена; № 4, D-dur op. 83, 1949; № 5, B-dur op. 92, 1952, посвящён квартету им. Бетховена; № 6, G-dur ор. 101, 1956; № 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти Н. В. Шостакович; № 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; № 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; № 10, As-dur op. 118, 1964, посвящён М. С. Вайнбергу; № 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского; № 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящён Д. M. Цыганову; № 13, b-moll, 1970, поcвящён В. В. Борисовскому; № 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящён С. П. Ширинскому; №15, es-moll ор. 144, 1974)
- фортепианный квинтет (g-moll op. 57, 1940)
- 2 пьесы для струнного октета (ор. 11, 1924-25)
Для фортепиано
- 2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву)
- 24 прелюдии (ор. 32, 1933)
- 24 прелюдии и фуги (op. 87, 1951)
- 8 прелюдий (op. 2, 1920)
- Афоризмы (10 пьес, op. 13, 1927)
- 3 фантастических танца (op. 5, 1922)
- Детская тетрадь (6 пьес, op. 69, 1945)
- Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952)
Для 2 фортепиано
- концертино (ор. 94, 1953)
- сюита (ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича)
Для голоса с оркестром
- 2 басни Крылова (ор. 4, 1922)
- 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-32, поcвящён Н. В. Варзар)
- 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944)
Для хора с фортепиано
- Клятва наркому (cлова В. М. Саянова, 1942)
Для хора a cappella
- Десять поэм на слова русских революционных поэтов (ор. 88, 1951)
- 2 обработки русских народных песен (ор. 104, 1957)
- Верность (8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970)
Для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано
- 7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967)
- вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948)
Для голоса с фортепиано
- 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936)
- 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра)
- 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945)
- 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950)
- 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951)
- 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952)
- 5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954)
- Испанские песни (ор. 100, 1956)
- 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960)
- 5 романсов на слова из журнала «Крокодил» (ор. 121, 1965)
- Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967)
- 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром)
- сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром)
- 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975)
Для солистов, хора и фортепиано
- обработки русских народных песен (1951)
Музыка к спектаклям драматических театров
- «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда)
- «Выстрел» Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ)
- «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же)
- «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же)
- «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова)
- «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же)
- «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина)
- «Король Лир» Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького)
Музыка к кинофильмам
- «Новый Вавилон» (1929)
- «Одна» (1931)
- «Златые горы» (1931)
- «Встречный» (1932)
- «Любовь и ненависть» (1935)
- «Подруги» (1936)
- «Юность Максима» (1935)
- «Возвращение Максима» (1937)
- «Выборгская сторона» (1939)
- «Волочаевские дни» (1937)
- «Друзья» (1938)
- «Человек с ружьем» (1938)
- «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39)
- «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939)
- «Приключения Корзинкиной» (1941)
- «Зоя» (1944)
- «Простые люди» (1945)
- «Пирогов» (1947)
- «Молодая гвардия» (1948)
- «Мичурин» (1949)
- «Встреча на Эльбе» (1949)
- «Незабываемый 1919-й год» (1952)
- «Белинский» (1953)
- «Единство» (1954)
- «Овод» (1955)
- «Первый эшелон» (1956)
- «Гамлет» (1964)
- «Год, как жизнь» (1966)
- «Король Лир» (1971) и др.
Инструментовка сочинений других авторов
- М. П. Мусоргского — опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962)
- оперы «Скрипка Ротшильда» В. И. Флейшмана (1943)
- хоров А. А. Давиденко -«На десятой версте» и «Улица волнуется» (для хора с оркестра, 1962
Читайте также:
- Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
- Мишель Петруччиани. Музыка вопреки