Всемогущ ли Бог? Попадут ли африканцы в ад, потому что не знали о Христе? Объясните феномен Туринской плащаницы? Вот типичные вопросы, которыми заканчивается лекция владыки Илариона, митрополита Волоколамского, в рамках спецкурса кафедры теологии в МИФИ.

кафедра теологии в МИФИ

Позже он скажет: «Хорошо, что студенты любознательные. Жаль, что было мало времени пообщаться» — и сядет в машину. За стеклом автомобиля останется вывеска «МИФИ. Национальный исследовательский ядерный университет». Останется солдат на КПП — в отличие от других институтов, МИФИ по-прежнему охраняют солдаты-срочники. Останется кабинет № 222 на втором этаже главного корпуса, слева от лестницы. Летом это небольшое помещение из двух комнат стало эпицентром нешуточного накала страстей. Именно в нем руководство института разместило кафедру теологии. Против открытия этой кафедры в составе МИФИ выступили около ста академиков и членов-корреспондентов академии наук.

Сегодня вторая лекция владыки Илариона. Первая прошла при полной аудитории. Тогда, сообщали СМИ, слушать митрополита пришли все: студенты, преподаватели, журналисты — те, кто был «за» присутствие теологии в стенах института, и те, кто был «против». Всем было интересно: как поведет себя епископ, какие аргументы станет приводить? Споры по отношению к теологии в МИФИ не утихли в нем до сих пор, признают сотрудники института.

Проповеди не будет

Евангелие положили прямо напротив стенда с биографиями отцов советской ядерной физики. Стенд — гордость МИФИ, напоминание о его прошлом. На столиках с Евангелием — записка. Она гласит, что каждый слушатель лекции владыки Илариона может взять книгу себе, это его подарок.

Книгу берут студенты, не все. По книге взяли преподаватели института. За книгой спустилась с верхнего этажа группа женщин с кафедры, оставшейся неизвестной: взяли по экземпляру себе и еще несколько своим коллегам, оставшимся наверху. Позже владыка Иларион, стоя за кафедрой, подведет итог: «Всего раздали более трехсот экземпляров». И добавит: «К следующей лекции рекомендую прочесть хотя бы одну из евангельских книг. Тогда будет более понятно, о чем на лекциях идет речь».

В зале стоят две видеокамеры и вновь присутствуют журналисты. Лекцию записывают и для архива МИФИ.

Аншлага пока нет — в зале почти на пятьсот мест присутствует немногим меньше трехсот человек. Впрочем, на кафедре теологии считают это неплохим показателем посещаемости.

«Обычно студенты плохо собираются на общеуниверситетские мероприятия, — поясняет иеромонах Родион, заместитель заведующего кафедрой теологии. — Нередки ситуации, когда в институт приезжает человек с мировым именем, а на встречу с ним приходят не так много слушателей». Так было, например, во время прошлогодней встречи студентов с академиком Крохиным — крупнейшим российским физиком. Тогда в аудитории собралось всего несколько десятков студентов.

«Когда в университете проходят подобные мероприятия — приезжает человек, который бывает в университете не каждый день — администрация даже разрешает присутствовать тем, у кого параллельно идут занятия. Ведь своего лектора они успеют послушать всегда. Во всем мире это считается правилом хорошего тона», — говорит отец Родион.

Сейчас кроме студентов в зале много преподавателей. Они рассаживаются группами, негромко переговариваются, листают Евангелие. На стенах аудитории — герб МИФИ: голова лошади и человеческая рука, держащая узду. Вместо глаза лошади — изображение атома. Рука с уздой символизирует его укрощение.

Владыка Иларион читает для студентов спецкурс по истории христианской мысли. Невысокий, с мягким негромким голосом, он открывает лекцию вступительным словом: «Я пришел сюда не проповедовать — проповедую я в Церкви. Я пришел, чтобы рассказать вам еще об одной области человеческого знания».

Фото: mospat.ru

Фото: mospat.ru

Дверь в аудиторию неожиданно распахивается, и начинают идти студенты: десять, двадцать, тридцать — их количество сложно сосчитать. Когда все рассаживаются, зал оказывается полон. Одни сразу надевают наушники и глядят в экраны планшетов, абстрагируясь от происходящего. Другие приготовились слушать. «У нас должна была быть экономика. Но лекцию отменили, сказали, чтобы мы шли сюда», — шепотом объясняет мне студентка с соседнего места.

Бунт

Историю создания кафедры теологии можно проследить по новостным заголовкам.

Март 2010 года — в МИФИ открывают домовой храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Храм размещается на цокольном этаже главного корпуса института. Чин освящения проводит Святейший Патриарх Кирилл. Тогда же во внутреннем дворе ставят деревянный крест. Против установки креста выступает часть студентов.

Октябрь 2012 — владыка Иларион, митрополит Волоколамский, руководитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, принимает участие в заседании ученого совета МИФИ. Он формулирует принципы работы будущей кафедры: изучение теологических дисциплин будет добровольным, задача кафедры — повысить общий культурный уровень и компетенцию студентов в вопросах религиозной сферы, стать площадкой для диалога между религией и естественнонаучным знанием. Преподавание будут вести с учетом светского статуса вуза, подчеркивает владыка: оно будет отличаться от того, как преподают в духовной академии. Ученый совет единогласно утверждает открытие кафедры теологии и кандидатуру митрополита Илариона в качестве ее заведующего. Сообщение об этом появляется на сайте Патриархии.

Ноябрь, 2012 — газета Российской академии наук «Троицкий вариант» публикует открытое обращение членов РАН против открытия кафедры теологии в составе МИФИ. Под письмом стоят подписи 95 человек, среди них — более 40 академиков. «Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода», — таковы ключевые строки письма.

Июнь, 2012 — новая волна протестов. Обращение к главе Минобрнауки с просьбой закрыть кафедру появляется в информационной системе «Демократор». Эта интернет-площадка предоставляет возможность коллективно готовить обращения в госструктуры. Под письмом подписываются около 2000 человек, среди которых есть преподаватели и студенты МИФИ. С ответным заявлением выступает протоиерей Всеволод Чаплин, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

«В МИФИ есть студенты, интересующиеся теологией, и, значит, она имеет право на жизнь, — цитирует слова отца Всеволода РИА „Новости“. — Ничто не должно препятствовать присутствию в системе образования как религиозного, так и агностического или атеистического мировоззрения. Тем более, что среди ученых-ядерщиков есть немало верующих людей, что совершенно не мешает им эффективно служить науке». Из других светских вузов не поступало обращений с просьбами закрыть аналогичные кафедры теологии, подчеркивает священник.

Сентябрь, 2013 — митрополит Иларион начинает читать в МИФИ курс лекций по истории христианской мысли. Первая из них проходит при полном зале.

Радионуклиды

Речь в сегодняшней лекции идет об авторах Евангелия и первых христианских мучениках. Владыка Иларион рассказывает об особенностях каждой из Новозаветных книг. Затем все смотрят документальный фильм. Когда с экрана исчезают финальные титры, начинается, пожалуй, самая интересная часть — вопросы из зала.

«Вы говорите, Бог всемогущ, — поднимается с микрофоном студент. — Как тогда он допускает существование в мире зла?» Владыка Иларион объясняет аудитории концепции христианской свободы выбора и предопределенности: Бог создал человека свободным, дал ему возможность выбора между добром и злом. Человек, а не Бог, выбирает и в итоге множит зло. Бог все знает, но не все предопределяет: Он знает, что человек совершит зло, но оставляет ему возможность не делать этого, вместо зла совершить добрый поступок.

«Попадут ли в ад те люди, которые даже не слышали о Христе?», — новый вопрос из зала. Евангелие прямо не говорит об этом, объясняет владыка. В Писании сказано: в ад попадут те люди, кто слышал Благую весть, но не последовал за нею. Вторая важная вещь, подчеркивает лектор, это заповедь Христа апостолам: «Идите и проповедуйте». Задачей апостолов было разнести Благую весть как можно шире по миру, сделать так, чтобы о ней узнали все.

«Методы радионуклидного анализа могут многое поменять в наших представлениях о феномене Туринской плащаницы и о ее реальном историческом возрасте», — вопрос задает седоволосый преподаватель МИФИ. Он обращается к владыке вежливо, слушая ответ, остается на ногах. Суть ответа: радионуклидный анализ не безупречен, и это компетенция науки — усовершенствовать его.

По завершению лекции митрополита обступают слушатели. Несмотря на то, что его ждут дела, он не спешит уходить и готов беседовать со всеми желающими.

— Реплики, которые раздавались в зале, показывают живую заинтересованность студентов. И в то же время — разную степень их воцерковленности. Мы увидели, что в институте есть те, кто формулирует вопросы во вполне традиционных православных категориях. И есть те, кого можно условно назвать, сторонними наблюдателями. Нам надо уметь отвечать на все вопросы, с какой бы стороны они не исходили, — владыка Иларион останавливается, чтобы прокомментировать происходящее для нашего сайта.

Как он относится к той информации, что некоторые студенты посещают его лекции по принуждению?

— У меня противоположные сведения. У всех студентов есть возможность выбора: ходить на этот спецкурс или на другие, не связанные с кафедрой теологии. Студенты сделали свой выбор и пришли сюда. Другой вопрос, что любое занятие в институте предполагает некую «обязаловку». Если бы преподавание велось только в форме факультатива, боюсь, ни одно учебное заведение не сумело бы преодолеть естественную склонность молодых людей проводить время скорее на улице, чем в аудиториях.

Интерес

Андрей Турчанинов возглавляет в МИФИ управление молодежной политики. Сегодня ему пришлось уйти с середины лекции — вызвали дела. Но Турчанинов планирует, по возможности, дослушать курс митрополита Илариона до конца. Хотя, в отличие от студентов, зачет ему сдавать не придется.

— Если мы считаем себя людьми, которые пытаются познать природу, не надо ограничивать себя в инструментарии, — говорит он. — Кафедра теологии как раз дает возможность этот инструментарий расширить. Почему руководство института должно лишать своих студентов доступа к новому виду знаний? Культурный человек должен быть знаком с основами разных наук.

Турчанинов признает, протестные настроения все еще сильны в недрах института. Но, впрочем, не видит в них ничего критического и на будущее новой кафедры смотрит с оптимизмом:

— Просто нужно время, чтобы улеглась шумиха. Появятся новые предметы, будет шире круг преподавателей, дело встанет уже на твердые рельсы.

Георгий Колокольников — первокурсник факультета теоретической и экспериментальной физики. Он исповедует православие, и говорит, что не видит смысла в противопоставлении науки и религии. Лекции владыки Илариона, по его словам, пойдут на пользу даже тем, кто сейчас не видит в них интереса: «Даже если слушать в пол-уха, информация все равно отложится в голове. И впоследствии человек выберет свою точку зрения более объективно».

— Ряду преподавателей привыкать к кафедре теологии, конечно, тяжело, — Андрей Саломатов находится в аудитории по долгу службы. Он — видеооператор, сам МИФИ не заканчивал, но теперь снимает происходящее для институтских архивов. — Вуз узкотехнический, его сплав с религией многие по советской привычке воспринимают болезненно. Но вот какая ситуация: люди, которые зашли сюда случайно, вдруг с удивлением обнаруживают — да, это интересно! Верить здесь не заставляют и, по сути, речь, идет только об истории.

Выпускник

На часах около восьми вечера. Коридоры института заметно пустеют, появляются уборщицы со швабрами. Однако в кабинете № 222 горит свет. Иеромонах Родион, один из преподавателей кафедры теологии, готов отвечать на вопросы — сколько бы времени это ни заняло. «Тема важная», — констатирует он.

Он рассказывает про текущую работу. Сейчас кафедра теологии предлагает студентам четыре спецкурса. Это «История христианской мысли» владыки Илариона, «Язык как феномен культуры» — его ведет Александр Александрович Волков, профессор, зав кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филфака МГУ, «История искусства» — которую читает Степан Сергеевич Ваненян, священник, доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства истфака МГУ и «История научной мысли» — которую читает сам отец Родион.

Спецкурсы ориентированы, в основном, на второкурсников различных факультетов. Каждый спецкурс идет по два часа в неделю: сейчас преподаватели только читают лекции, но скоро начнутся и семинарские занятия. Сформированы четыре полноценные группы из студентов-слушателей, рассказывает отец Родион. Это, по его словам, примерно половина потока с каждого факультета, где предлагали спецкурсы на выбор.

По итогу, каждый из слушателей должен будет сдать зачет. «Спрашивать будем в обычном режиме, как всегда спрашивают со студентов преподаватели гуманитарных дисциплин, — говорит отец Родион и добавляет — На экзаменационных мероприятиях я всегда стараюсь найти, за что поставить зачет. Если человек сформулировал свою позицию, начал задавать себе вопросы, я буду считать свою миссию выполненной. Всех завалить, потом довести до комиссии, а потом еще и поотчислять — возможно, именно такого поведения ожидают от нас противники теологии в МИФИ. Тактика любопытная, но у нас все же не кафедра истории КПСС».

Отец Родион и сам когда-то выпускался из стен МИФИ. Многие преподаватели помнят его, отношения с ними сохранились, как говорит он сам, «дружеские». К священникам в стенах института понемногу привыкают и студенты: «Люди подходят под благословение, подходят с вопросами. И я уверен, со временем, все недоразумения мы разрешим».

Христианская традиция в МИФИ — как бы странно это ни звучало — ведет свою историю еще с советских времен. «Студенты собирались в кружки, читали Евангелие, организовывались для паломничеств, — рассказывает отец Родион. — Интерес к православию здесь был всегда».

Каким он видит будущее кафедры? «В ближайших планах — масштабная международная конференция. Кафедра теологии организует ее совместно с Институтом Всеобщей Истории РАН, Общецерковной Аспирантурой и докторантурой имени Кирилла и Мефодия, итальянским университетом Неаполя имени Фридриха Второго. Конференцию приурочили к 450-летию Галилео Галилея. Речь на ней пойдет о взаимоотношении науки и религии».

Междисциплинарные исследования — это вообще та сфера, в направлении которой хотелось бы двигаться, подчеркивает отец Родион: «На западе богословие в таких рамках активно участвует в научной жизни. Надеемся, эта практика приживется и у нас».

Я ухожу с кафедры, когда на улице становится почти совсем темно. Табличка на кабинете № 222 своей новизной контрастирует с «советским» обликом института. Удастся ли ей состариться среди этих стен — покажет время.

Михаил Боков

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.