Найденная «вопреки»
Мы часто упускаем один важный урок Казанской иконы. Повторяем слова о силе и славе нашего оружия, о том, что Бог с нами в сложных обстоятельствах жизни, что Покров Богородица простирает над страной в самых критических ситуациях. Но очень важная вещь связана напрямую с самой историей образа. И это повествование упущено. А оно и является ключом к нашему обращению к Пресвятой Богородице.
Обратим внимание на то, как найдена эта икона. Ведь она принципиально найдена «вопреки».
И уже много позже окажется, что это действительно образ, через который Богородица хочет явить Свое заступничество. Священник, который будет участвовать в этих событиях, станет Патриархом Всероссийским. Сама девочка Матрона станет игуменией монастыря. Но их величие — это совсем другая история.
Бог выбрал малого
Начинается она с этого явления силы и славы Божией самым малым и незначительным. Таким, кто и в жизни, кажется, вроде бы ничего особенного из себя не представляют. И доверия их словам нет — абсолютный ноль. Если мы посмотрим на тексты Священного Писания, там мы тоже можем увидеть подобное.
Например, пророк Амос говорит: «Я был пастух и собирал сикоморы» (Ам.7:14). В этом звучит в некотором роде претензия, в том числе и к Богу. Неужели Он не мог выбрать кого-то из более значимых, более славных, чем меня?
Но, однако, Бог выбрал его.
Урок, который преподает Казанская — двоякий. С одной стороны, это явление силы и славы через умаленность, то есть в самом неожиданном месте. Не князю, не епископу, не чиновнику или иному знаковому лицу.
Во-вторых, как это ни тривиально звучит — путь Господень неисповедим. Он действует часто совершенно не так, как мы от Него ожидаем.
Мы думаем: «Было бы хорошо и правильно, если бы Ты, Господи, действовал вот так. Это было бы понятно. Вот такого рода знак мы бы точно восприняли».
Нет, Он действует так, как считает нужным. Потому что «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои», говорит Господь (Ис.55:8).
И в свете нынешних событий это радикально очевидный и радикально невостребованный нами опыт. И даже в определенном роде страшно, что сейчас он не востребован. Потому что мы видим, что Бог — корректный педагог. Он возвращает нас еще и еще раз к непройденному уроку, пока тема не будет усвоена.
Человек говорит: «Я не могу»
И на примере Матроны, и на примере пророка Амоса, и на огромном количестве других примеров Бог доказывает нам простейшую мысль. Что Он может и хочет взаимодействовать с кем бы то ни было вне зависимости от возможностей человека.
То есть я — маленький и незначительный, человек грешный и недостойный. Поэтому через меня и мною мир прийти не может. Кто я, чтобы что-то делать? Кто я, чтобы говорить важное? И вот это дурное «кто я?» в конечном итоге становится препятствием Богу действовать в нашей жизни. Матрона должна была бы тоже задаться вопросом: «Кто я?» Но вполне возможно, что детский возраст и отсутствие рефлексии ей не дало задать этот вопрос. Богородица явилась ей — и она отреагировала на это явление так, как должна была. То есть взяла и сделала.
Мы же, будучи погруженными в это перемалывание самых себя, осмысление качеств и свойств, часто оказываемся бездеятельными.
Человек говорит: «Я не могу» и приводит одну причину этого, другую, третью.
Но Бог говорит про путь. Он знает, как сделать нужное Ему с помощью этого человека, значит, Он его призывает, и, значит, надо соглашаться.
С нашей жизнью точно так же. Нам предоставляется какая-то возможность привнести в мир чуть больше света, привнести в него хоть сколько-нибудь добра и правды. И нам надо брать и делать, а не оправдываться собственными недостоинствами.
Материал впервые опубликован 21 июля 2022 года