Как выбрать хорошего учителя для ребенка?
Если есть возможность заранее выбрать учителя начальной школы, было бы хорошо, чтобы он подходил вашему ребенку по скорости. Есть люди медлительные, есть люди быстрые. Медлительного педагога может раздражать подвижный ребенок, и, наоборот, очень динамичного учителя — медлительный ребенок.
Это, конечно, не единственный критерий. Важно, чтобы учитель нравился ребенку, чтобы он не вызывал никаких неприятных ассоциаций, как, например, похожесть на воспитательницу детского сада, которую ребенок не любил. То есть если новый человек попадает в типаж того человека, который ранее не нравился, будет очень сложно выстроить другие отношения.
Во многих школах просто нет возможности выбора. Родители подают заявление в конкретную школу, и иногда до конца лета для них остается сюрпризом, к кому в первый класс пойдет ребенок.
Тут могут помочь рекомендации знакомых и «связи» в администрации школы. Если есть возможность выбрать учителя, что называется, «по отзывам», то лучше воспользоваться такой возможностью. Но вообще, если вдруг выбор учителя будет в чем-то неудачным или не будет возможности выбора, мы всегда можем успокаивать себя тем, что в крайнем случае ребенок может перейти в другой класс.
Около дома есть «сильная» школа, куда стремятся все родители. Так ли это важно в первом классе?
Школа должна подходить семье по способностям ребенка. Есть школы, где уже с первого класса к детям предъявляются высокие требования. Там серьезная программа, и родителям надо быть уверенными, что ребенок потянет такую нагрузку.
Если такой уверенности нет, лучше выбрать школу попроще.
Во всех школах повышенного уровня — гимназиях, лицеях — есть, как правило, входные тестирования, и школьный психолог может сказать, насколько вероятно, что ребенок эту нагрузку потянет. Вполне возможно, он скажет, что ребенку будет очень сложно, и порекомендует ему другое учебное заведение.
Всегда нужно помнить, что все дети развиваются в своем темпе, и если какой-то ребенок отстает от сверстников в первом классе, это не значит, что он не обгонит их в седьмом. Возможно, именно сейчас ему будет сложно, а потом его развитие пойдет с опережением.
Надо понимать, что такие тестирования — это всего лишь диагностика актуального состояния ребенка, а что будет дальше — совершенно неясно. Мы можем делать какие-то прогнозы, но часто бывает, что ребенок, который не показывал каких-то выдающихся результатов в учебе в начальной школе, вдруг в среднем звене начинает хорошо учиться, так как у него появляется высокая мотивация: или он сам дорос, почувствовал интерес к учебе, или пришел хороший педагог, который смог его замотивировать, или еще что-то повлияло…
В школе предлагают ходить на подготовительные занятия. Необходимы ли они?
Мое мнение: лучшая подготовка к школе — когда ребенок много двигается, много гуляет и много играет.
Для него это не просто игры. Это и закаливание, и тренировка иммунитета, и формирование навыка общения со сверстниками. Все это необходимо в начальных классах. Чтобы выдерживать школьную нагрузку, у ребенка должна быть крепкая нервная система и хорошее здоровье.
Если очень рано начать интенсивную подготовку к школе, мы можем не получить ни того, ни другого.
И второй момент — родители должны четко понимать, чего они хотят. Если они отдают ребенка в школу повышенного уровня, тогда да, наверное, нужна будет подготовка, потому что в этой школе действительно высокие требования. Но идти на эти занятия имеет смысл, только если вы уже продиагностировали ребенка и убедились, что он справится со сложной программой.
Знакомые хвалят «сильного» и строгого учителя. Стремиться ли к нему?
Самый главный критерий при выборе педагога — чтобы педагог был не выгоревший. И дело тут не в возрасте. Попадаются совсем молодые педагоги, но уже с профессиональным выгоранием. А бывает, что человек уже в пенсионном возрасте, но тем не менее работа по-прежнему приносит ему удовольствие.
Конечно, чем моложе педагог, тем больше вероятность, что он не выгорел. С другой стороны, у молодого учителя отсутствует опыт, а у неопытного педагога могут быть проблемы с организованностью и дисциплиной. Все мы знаем, что молодых, «добрых» учителей, как их называют дети, не очень-то и слушают.
Важно, чтобы учитель подходил семье по системе приоритетов, по системе ценностей. Если в семье авторитарное воспитание, если родители воспитывают ребенка в строгости, то и педагог должен быть такой же. Иначе родители будут постоянно недовольны педагогом — «он недостаточно строгий, он недостаточно требовательный, никакой дисциплины, надо больше с детей спрашивать». Это будет ситуация постоянного напряжения, а такие отношения не идут на пользу ни одной из сторон, включая ребенка.
Или, наоборот, родители мягкие. Они за гуманный подход, и на первое место они ставят именно психологическое состояние ребенка, а не гонятся за высокими показателями в учебе. Значит, и педагога им надо выбирать такого, который ставит на первое место психологический комфорт ребенка. Такой учитель может пойти навстречу в любой ситуации, может даже разрешить не делать домашнее задание, если видит, что ребенок сегодня эмоционально нестабилен и переутомлен.
То есть нет плохого или хорошего учителя. Есть то, что подходит или не подходит конкретной семье.
Есть дети с такой структурой личности, что им изначально подходит строгость, дисциплина. Такие дети прекрасно адаптируются к авторитарным педагогам, потому что им легко быть послушными, нравится, когда для них в этом мире все предельно понятно, есть четкие нормы поведения.
«Я знаю, как надо и как не надо, я делаю, как нужно, и не делаю, как не нужно» — типичная установка у таких детей, и никаких проблем в этом случае с авторитарным педагогом не возникает. Будет взаимопонимание.
Четыре типа детей и учителей
В своей книге «Школьники “ленивой мамы”» я привожу классификацию школьников и педагогов. Я выделила 4 типа детей: правильные, дружелюбные, звездные и творческие дети.
Правильный ребенок на первое место ставит правила. Правило выступает его ориентиром. Ему важно все делать правильно и проще адаптироваться к людям, у которых есть четкие правила.
Звездный ребенок нацелен на достижения и всегда старается быть в центре внимания.
Дружелюбный ребенок во главу всего ставит хорошие отношения и с родителями, и с одноклассниками, и с учителями. Его мотивация к обучению строится через отношения с людьми.
У творческого ребенка на первом месте творчество, во всем ему нужно найти какой-то нестандартный подход. Творческому ребенку в стандартной школе сложнее всего, потому что там нередко требуют делать задания каким-то одним способом, а он всегда ищет нестандартные решения, которые могут расцениваться учителями как неправильные.
Учителя и другие взрослые также могут быть звездными, творческими, дружелюбными или правильными.
Правильные взрослые требуют подчинения, у них все должно быть по правилам. Такие учителя строго следят за соблюдением регламентов, сколько клеточек ребенок отступил от начала строки, сколько сверху и т. д.
Творческому педагогу, скорее всего, будет трудно работать в традиционной школе, и он может уйти в какую-либо альтернативную школу, где ему дадут возможность решать нестандартные задачи и заниматься развитием творческих способностей детей.
Звездные педагоги нацелены на высокие результаты. Им интересно работать с теми, кто подает надежды, будет участвовать в олимпиадах, конкурсах и получать награды.
И, наконец, дружелюбные учителя своей главной базовой ценностью выбирают отношения в своем классе. «Главное, чтобы детям было хорошо, в моем классе все дети должны дружить» — считают они. Такие учителя много внимания уделяют именно отношениям в коллективе.
Качество отношений в детском коллективе для такого учителя может быть даже выше, чем успехи в учебе отдельно взятых звезд. Иногда бывает конфликт между звездными родителями, которые хотели бы, чтобы их ребенка как-то выделяли, а дружелюбный педагог, наоборот, говорит, что у всех должны быть равные права и возможности.
Мы уже говорили о том, что часто нет возможности заранее понять, к какому типу относится тот или иной педагог. Один из немногих вариантов — сходить на родительское собрание и внимательно послушать, какой теме педагог больше всего уделяет внимание. Если учитель много говорит о том, сколько у него учеников-отличников, сколько у него победителей в олимпиадах — скорее всего, это звездный педагог.
Если учитель много времени говорит о том, как важно выстроить хорошую атмосферу в коллективе, как важно проводить внеклассные и внешкольные мероприятия, водить детей на экскурсии, в походы — это дружелюбный педагог.
Когда учитель начинает строго проговаривать правила — «принести столько-то тетрадей в клеточку, столько-то в линеечку, и обязательно зеленого цвета», то есть делает акцент на соблюдение правил, это, скорее всего, правильный педагог.
Творческого педагога видно сразу — он обычно не такой, как все. Во внешнем виде у него может быть легкая небрежность, он даже может приходить в школу в джинсах. Если от такого педагога требуют соблюдения всех правил, он начинает отстаивать свои права. Иногда даже разрешает приходить детям в школу в джинсах, объясняя это тем, что форма одежды никак не влияет на знания, которые будут у ребенка в голове.
Самое интересное, что чистых типов учителей практически не бывает. Они встречаются, но очень редко. Чаще встречаются смешанные типы: творческий и звездный, правильный и звездный, творческий и дружелюбный одновременно.
Вообще родителям важно сохранять спокойствие и все время помнить, что начальная школа - это далеко не вся жизнь.
Нельзя допускать, чтобы жизнь семьи вертелась только вокруг школы. В семье должны оставаться еще темы для разговоров кроме того, что происходило в школе и сделал ли ребенок уроки. Бывает, что родители придают учебе гипертрофированную важность и отношения с ребенком выстраивают в зависимости от того, как он учится. Вплоть до того, что в выходные вся семья лишается развлечений, если ребенок получил плохие оценки на неделе.
Школа — лишь часть жизни. Может быть, раньше школьная успеваемость во многом определяла судьбу человека. В современном мире обучение не ограничено школой и продолжается всю жизнь. Может быть, ребенок, который в школе учится на тройки, с увлечением изучает то, что не входит в школьную программу?
Чем меньше родительской тревоги мы выгружаем в школу, тем легче в ней ребенку при условии наличия хорошего контакта с ним. Важно не перепутать отсутствие тревоги с игнорированием потребностей ребенка, быть любящим и устойчивым родителем.
Записала Ольга Лунина