В очередной раз можно считать доказанным, что для того, чтобы прославиться, необязательно иметь талант. Главное – «грамотная» идея и правильный выбор «концертной площадки». Тогда широкий успех обеспечен. Вот и участницы «панк-группы» с неприличным названием стали предметом оживленного обсуждения просто потому, что очередной концертной площадкой они выбрали солею в Храме Христа Спасителя. Просто потому, что основным содержанием их выступления стали не оригинальные тексты или качественная музыка, а кощунство.
«Панк-молебен», конечно, не имел никакого отношения к политике. Противникам Путина, на стороне которых якобы выступали «феминистки», этот шабаш скорее повредил в общественном мнении. Эта безобразная и кощунственная акция, как ни странно, имеет «художественное» содержание, если говорить о ней в категориях «современного искусства». Во всяком случае, радетели современного искусства относят подобные выходки к художественным жестам. Главное, чтобы акция была заявлена в таком качестве.
«Актуальные» правонарушители
Законы «современного искусства» предполагают, что «актуальный художник» в своем творчестве имеет право быть «выше» общественных норм и нравственности. Как сказала Алиса Зражевская, участница выставки «Осторожно, религия!», «морально-этические критерии в актуальном искусстве не работают и не принимаются. Это понятия несколько из другой области».
На практике это зачастую выливается в дерзкие хулиганские и антиобщественные выходки, как вариант – с политическим антуражем.
Таковы, например, многие акции «арт-группы» «Война». Для акциониста не так существенно, восхищение или возмущение вызовет его акция. В качестве значимого результата приемлется и то, и другое. Главное – задеть за живое. «Провоцирование – необходимый элемент искусства в XX веке, поскольку таким образом художник противопоставляет свои взгляды общественным стереотипам, что и двигает вперед художественную ситуацию» – читаем в экспертном заключении Нижегородского филиала Государственного музея современного искусства в защиту «актуального художника» Авдея Тер-Оганьяна.
Поводом для экспертизы стало уголовное дело, возбужденное против него в связи с инцидентом на выставке «Арт-Манеж-98», где в ходе своего перфоманса «Юный безбожник» Тер-Оганьян рубил и осквернял православные иконы.
К слову сказать, «акционизм» и уголовное преследование за «акции», носящие антиобщественный характер, – нередкое явление и в отечественном, и в зарубежном «современном искусстве». По факту можно считаться и «актуальным художником», и уголовным преступником в связи с одними и теми же событиями. Вопрос только в ракурсе – «актуальном» или уголовном.
Эксперт из Коллекции современного искусства при Государственном Музее-заповеднике «Царицыно» в оценках той же акции в Манеже идет еще дальше в своих выводах: «Подобный радикализм проявляет в Тер-Оганьяне последовательного традиционалиста, продолжающего в современности бескомпромиссный стиль раннего футуризма, дадаизма, поп-арта, стиль авангардных художественных акций от Маяковского и Малевича до Комара».
Из высказывания экспертов следует, что Тер-Оганьян вовсе не является «плохим» представителем своего художественного сообщества. Скорее, традиционным. Во всяком случае, остается в рамках жанра. Показательно, что тогда на защиту Тер-Оганьяна, как и в случае с выставкой «Осторожно, религия!» поднялись почти все видные деятели «актуального искусства»: авторы, эксперты, галеристы. Они не на шутку встревожились, ведь защищали они не просто коллегу по цеху. Они защищали свое «святая святых» – свободу творчества без религиозных, нравственных и других ограничений.
Первые ли «ласточки»?
Если конкретно говорить об идее использования сакрального храмового пространства для кощунственных акций, то она не нова. Широкое распространение она получила в годы «безбожных пятилеток» в ХХ веке. И вот теперь мы видим своеобразный ренессанс этого явления, уже в несколько иных, «художественных», формах. «Первой ласточкой» в этом ряду был, наверное, Александр Бреннер, заметная фигура в кругах московских «актуальщиков». Вот что пишет Анна Альчук, один из координаторов выставки «Осторожно, религия!»:
«Гротескный и комичный эффект имела акция Бренера 1995 г. в Елоховском соборе, когда, неожиданно выбежав к алтарю, он стал кричать «Чечня! Чечня!» и разбрасывать листовки, призывающие к прекращению Первой чеченской войны. Присутствовавшие при этом бдительные бабушки и дедушки стали выталкивать его с алтаря и отнимать у меня фотокамеру, с помощью которой я пыталась запечатлеть это событие».
К слову сказать, будущее автора этих строк было весьма печально. Она была оправдана судом в ходе уголовного дела по поводу выставки «Осторожно, религия!», затем эмигрировала в Германию, а через несколько лет погибла при трагических обстоятельствах.
Инцидент в Елоховском соборе в 1995 г. не вызвал отклика со стороны Церкви. Не было нужды реагировать на хулиганскую выходку маргиналов. Сегодня же мы видим, что и официальные представители Церкви, и протодиакон Андрей Кураев, говорящий от себя лично, сочли необходимым прокомментировать аналогичное событие в Храме Христа Спасителя.
Отец Андрей Кураев в своих оценках был весьма мягок, если не сказать, странен. Он предложил накормить девиц блинами (Масленица на дворе, время перевертышей!), «ущипнуть их» – вероятно, в качестве пастырского вразумления. Даже отец Всеволод Чаплин предположил, что отцу протодиакону будет не лишним покаяться в сказанном. Но каяться в чем – вправе спросить отец Андрей? Ведь он в данном случае не явил ничего нового в своем миссионерском подходе. Он уже на протяжении многих лет, работая на миссионерском поприще, демонстрирует завидное нечувствие к «особенностям» аудитории – будь то рок-концерт или байк-шоу. И сам не чужд «миссионерских жестов» на грани (а бывает, и за гранью) приличного для православного священнослужителя.
«Диалог с миром» – недокументированные возможности
Ветер «миссионерского диалога», «разговора с миром на его языке» дует уже давно. Сегодня уже мало кого удивишь проповедью священника на рок-концерте. Уже было и «миссионерское байк-шоу», уже была и выставка «актуального искусства» в притворе храма, и открытие «арт-клуба» в стенах Московской духовной академии. Существовала, к счастью недолго, и «миссионерская» рок-группа «Экзорцист», в которой на посту солиста последовательно сменили друг друга православный иеромонах-«экзорцист» и небезызвестный… Никита Джигурда.
«Диалог» – все чаще слышим мы это слово. Но диалог предполагает равноправие. Обмен мнениями. Так что если всерьез говорить о диалоге с субкультурами, не будем удивляться симметричным жестам с их стороны.
Священники идут на рок-концерты? Панки и «актуальщики» нанесли ответный визит и «отожгли» на амвоне! Неформалы нас неправильно поняли? А может, это мы плохо проработали концепцию «диалога»? Поторопились записать всю рок-культуру в «поиск истины» и «жизнь не по лжи» – с легкой руки игумена Сергия (Рыбко)? Поторопились подружиться с «актуальным искусством» – как культурным феноменом? Недооценили «недокументированные возможности» байк-шоу?
Проповедь о Христе необходима, отрицать это невозможно. Пожалуй, она нужна сегодня как никогда. И она не имеет ограничений по какому-либо формальному признаку. У Христа нет пасынков. Но мы не должны недооценивать масштабы пропасти между Святой Христовой Церковью и «миром, лежащим во зле». Механическая попытка «навести мосты» между Церковью и миром обречена на фиаско. Она является системной ошибкой, потому что миссия – это не диалог в собственном смысле. И равноправия не предполагает, если говорить по самому большому счету. Тем более, когда речь идет о субкультурах, выросших при отравленных грехом источниках. Миссия по своей природе – это монолог, благая весть о Христе Спасителе, Распятом и Воскресшем, о «Свете, в котором нет никакой тьмы».
Лес рубим – щепки летят?
Задача миссии – просветить людей «Светом Тихим», а не подделаться под их вкусы. На практике же нередко происходит обратное. И тогда миссия, которая задумывалась «для внешних», оборачивается серьезным искушением для «внутренних». Особенно для церковной молодежи, которая с удовольствием следует риторике наших миссионеров о том, что «чистому все чисто». Да, апостол Павел «для всех был всем, чтобы спасти некоторых». Но он никогда не потакал грехам своей паствы и не льнул к языческим сборищам.
Если же мы произносим слово «диалог» лишь из педагогических соображений, чтобы не оттолкнуть тех, кто не готов к «твердой пище», то не будем удивляться, если наша «маленькая хитрость» будет раскрыта. И в ответ на нее мы получим то, что получили в Храме Христа Спасителя.
Мир стремительно секуляризуется, при этом деградируя нравственно. Он постепенно теряет способность воспринимать Церковь как сакральное сообщество, водимое Богом, и все более рассматривает ее как организацию, осуществляющую «эффективный менеджмент». В том числе и в вопросах миссии, в которой видит лишь банальную вербовку новых адептов. И если по отношению к Святой Христовой Церкви неформалы еще были бы готовы проявлять пиетет, то по отношению к «организации» они его испытывать явно не собираются. Хотя в гости заходят.
Сегодня еще существует остаточная инерция благожелательного отношения к Церкви, но она истощается с каждым годом, так что не будем удивляться, если скоро наступит новая «безбожная пятилетка». И в этой связи стоит подумать о пересмотре некоторых миссионерских подходов, которые при всей своей новизне уже перестают быть эффективными.
Иеромонах Арефа (Гарбузов)
Читайте также: