Белгородская духовная безопасность – это новый модный тренд для обсуждений после изрядно поднадоевшего дресс-кода. Честно говоря, не так и плохо, что эти запреты административного празднования Валентайнов-Хеллоуинов и спектаклей не прошли незамечено и локально: уже сотни интернетчиков бьются на смерть, выясняя, что такое духовная безопасность, а, следуя логике развития тем, через неделю о духовности начнутся ТВ-диспуты между, например, Борисом Моисеевым, отцом Всеволодом Чаплиным и Марией Арбатовой. Диспуты эти заканчиваются всегда одним – оглушающей децибелловой волной, когда на определенной минуте программы (зависит от мастерства ведущего) все участники начинают орать хором, махать руками, вставать, подпрыгивать, и весь этот танец с ором зритель смотрит или слушает долгие минуты бесценного эфирного времени.
Во всех этих скандалах последних месяцев после первой волны медийной истерики «запрещаютпризывают», оказывается, что за время жизни скандала в СМИ гиперболический слон вырос из совсем незначительного и простого информационного повода. И главная проблема тут не только в том, что журналисты не до конца разобрались и выдали желаемое за действительное, но и в том, что конфликт
— замолчали в начале;
— суть проблемы не объяснили ясно и доступно.
В мировом бизнесе есть известное правило: все кризисные и критические ситуации надо объяснять и проговаривать. Вот пример: одна фармацевтическая компания установила, что в новой партии аспирина содержится неправильно дозированный элемент, и этот аспирин вреден для здоровья. Что делать? По логике самосохранения – сидеть тихо, авось, никто не заметит и никто не отравится совсем уж смертельно. Однако компания поступает по-другому, она вкладывает большие средства в собственную антирекламу. Представляете – кругом вешает плакаты и объявления – даже по телевизору анонсирует, что такой-то аспирин опасен для вашего здоровья, принесите, где купили, заменим на правильный. И как – купили бы вы повторно лекарство фирмы, у которой был уже такой прокол? Люди пошли, купили, и намного больше, чем раньше. «Если эта компания так позаботилась, чтобы донести до нас информацию о некачественном лекарстве, значит, ей можно доверять, другие бы никогда и не сообщили», — такова была мотивация покупателей. Любой конфликт нуждается в самом подробном объяснении, и чем раньше оно будет, тем меньше будет конфликт.
В той же Белгородской области пресс-служба администрации упустила прекрасный информационный повод и из события, которое могло бы дать здравый вектор для многих других регионов, сотворили колоссальный скандал. А ведь всего лишь с самого начала, со времени принятия документа о духовной безопасности региона, надо было провести разъяснительную кампанию, в которой ясно растолковать, что в Белгороде
— Валентайн и Хеллоуин праздновать можно в любых частных клубах и учреждениях!
— Отменяется принудительное их празднование в госучреждениях.
То есть не
«Белгород запретил праздновать Валентайн»,
а «В Белгороде можно не праздновать Валентайн»
или
«День Валентина не будут праздновать за бюджетные деньги».
Ведь мера принята очень логичная. Все существующие в нашей школе праздники – понятные и объединяющие: День Победы, Новый год, день учителя и день мальчиков и девочек – 23 февраля и 8 марта. А Хеллоуин – когда школа должна вырядиться в чертей, ведьм и устроить вечера на хуторе близ Диканьки – и не пропустить и не прийти нельзя, ведь проходит общешкольный концерт. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. Что, мамаша, вы не хотите наряжать ребеночка в вампира? Все наряжают, вы самая умная?
С Валентайном уже проблемы и у учителей – необходимость найти себе возлюбленного с первого класса озадачивает самых маститых педагогов, и у них толком не получается объяснить, как же праздновать, чтобы никому не обидно, поэтому в большинстве школ побеждает дружба, то есть устраивают некий день дружбы и велят дарить валентинки всем друзьям. Сколько горьких писем приходит и в нашу редакцию от родителей с вопросами — как быть с этими праздниками — ребенок боится ужастиков, мы не хотим первоклашке устраивать день всех влюбленных, а что делать? В школе это обязательное мероприятие. Соврать, что ребенок болеет?
Теперь в Белгороде этого сумасшествия не будет.
О спектаклях. Запретили Гришковца! – это все уже слышали, и справедливо возмутились – ничего такого особенно запретного нет ни в «Планете» Гришковца, ни даже в «Луне и трансформере» Крупина, хоть сюжет и правда не самый образовательно-воспитательный. Но в чем же здесь дело? Оказывается, не рекомендованы к показу были именно постановки по этим пьесам. Мы знаем, что ставить можно по-разному. Что такого было в этих постановках, прессе не рассказали, а что из самой приличной пьесы можно сделать сомнительную полупорнографию – это лишний раз повторять не надо.
Итак – отмена принудительного празднования «Сверху» малопонятных праздников, и снятие нескольких студенческих экстравагантных постановок стали причиной для общероссийского скандала о страхах инквизиции в Белгороде. Что еще более грустно, теперь любая администрация подумает десять раз перед тем, как не разрешить что-то пусть даже и очень сомнительное, а то начнется снова травля в СМИ. Так в результате неумелой пресс-работы неумению и нежеланию грамотно растолковать суть, снова мы погрузимся в болото вседозволенности и бюджетного финансирования самого неадекватного.
А ведь данный конфликт – не более, чем проблема коммуникации и недостаточной подготовки.
Если бы белгородские власти сразу задали бы правильный вектор для интерпретации своих решений в СМИ сразу после принятия документа «О духовной безопасности», объяснили, что Валентайн и Хеллоуин теперь не будут обязательными и не будут проводиться на бюджетные средства, думаю, многие бы согласились с нужностью этого решения.
Если бы белгородские пресс-службы четко и ясно объяснили, за что именно сняли с поставки несколько спектаклей, то общественное мнение было бы на их стороне. Ведь какая могла бы быть разница между реальным:
В Белгороде запретили Гришковца
и потенциальным
В Белгороде сняты с показа пьесы молодежного театра, содержащие непристойные сцены
То же самое можно было бы сделать и с дискуссией о дресс-коде – подготовить к выступлению о.Всеволода Чаплина ясную графическую экспликацию – пофотографировать то, как люди нередко ходят по улицам и на работу
и представить картинки классического делового стиля в одежде.
Ну хотя бы так. Спорить с о.Всеволодом, да еще особенно и про паранджу вспоминать, было бы тогда совсем неуместно.
Так что планируя нечто разумное и доброе, необходимо выбирать, хотим ли мы зажечь новый костер инквизиции в СМИ или хотим, чтобы благие намерения дали благие плоды.