О том, как прощать, даже когда все в тебе противится этому — священник Федор Людоговский.
Прощение должно идти отчасти от ума, отчасти — от сердца. Что касается сердца — здесь можно очень долго рассуждать, но правил и указаний, таких, чтобы подходили абсолютно всем, все равно не придумаешь. Но, может быть, не так уж плохо идти в прощении и от ума.
Если мы не хотим простить кого-то — это значит, мы отделяем его от себя, противопоставляем себя этому человеку. Если вспомнить Евангелие, Христос отождествляет себя с другими людьми и призывает нас видеть в наших ближних — Его. Получается, что когда мы враждуем против человека, тем самым мы враждуем еще и против Христа.
И как же мы тогда в день по нескольку раз произносим слова молитвы, оставленной нам Господом: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»? Здесь вспоминается известная история, рассказанная митрополитом Антонием Сурожским о том, как он, будучи подростком, не мог простить товарища, и все время спотыкался на этих словах. И, в конце концов, с помощью священника именно через эту молитву понял, что все его обиды — пустяки…
Если человек умом хочет простить, решил, что должен простить, но внутренне не сразу получается — это вполне понятно. Когда мы кого-то не можем простить, несмотря даже на все усилия, значит, мы одержимы страстью. Гнев, обида, гордость… А за одно мгновение ни сами страсти, ни какие-то их последствия не уйдут.
Сам я не могу похвалиться, что отношусь к людям, которые с легкостью прощают обиды.
Суметь простить сразу, в одночасье — непросто, и далеко не у всех получается. Понимая это, мы должны пытаться учиться прощать, не задерживаясь и не рефлексируя по этому поводу. Если мы стараемся двигаться в нужном направлении, это уже хорошо.
В Евангелии нам прямо сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матф. 5:44–45). И действительно, это помогает, когда начинаешь молиться за людей, которые, как тебе кажется, обидели тебя. То есть если мы сами не можем сблизиться с обидчиком непосредственно, у нас есть возможность приблизиться к нему через Бога.
Если мы не пытаемся преодолеть обиду, не можем простить, она, как любая страсть, начинает разрушать нас изнутри. Мне довелось стать свидетелем конфликта моих знакомых. Как бывает в подобных ситуациях, правых уже не было, потому что слишком много резкостей сказали люди в адрес друг друга. Конфликт тянулся, тянулся, пока один из его участников не нашел в себе силы остановиться и сказать: «Простите, если чем-то обидел вас». Причем сразу реакции не последовало, и тогда он еще раз попросил прощения, возможно, уже более искренне. И тогда конфликт прекратился.
То есть даже когда кажется, что человек прав, и он действительно прав по фактам, все равно нужно остановить череду обид. Ведь что важнее — изо всех сил доказывать свою правоту и при этом, в свою очередь, обижать другого, или первому сказать «стоп» разрушительности обид?
Читайте также:
Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности
Желать ли врагам здоровья-успехов-в-работе-личной жизни?
Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве (+Видео)