Сколько православных христиан в стране — 80% или меньше? Каким критерием руководствоваться для их выявления? Мнением делится вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская.
Спор горит вокруг цифры «80% православных христиан». Одни говорят, что цифра завышена, что назвать верующим человека, который не посещает храм, нельзя, что тот, кто не прочитал Евангелия, даже не может знать точно, о чем он говорит. Другие так же твердо убеждены, что православие у нас в крови, что вообще измерить искренность и глубину веры со стороны невозможно, и кто вправе сомневаться, если человек так сам себя определил.
Этот спор вывел нас на другой, более важный вопрос: а кто такой православный христианин? Что является тем несокрушимым признаком, по которому мы легко отличим его от атеиста или, например, язычника?
Критерий один — практика.
Просто потому, что все остальное остается глубоко личным делом каждого из нас: что кто читает, как часто посещает и зачем. Общество может интересовать только одно: а как это отражается на жизни социума.
Можем ли мы сказать, что 80% населения поступают в своей повседневной жизни, руководствуясь христианским мировоззрением?
Риторический вопрос.
Конечно, если хочется, забравшись на трибуну, поучать всех вокруг, от бездуховных европейцев и до излишне пытливых соотечественников, то конечно, нужна трибуна покрупнее. То есть, чтобы она выглядела такой увесистой и крепкой на вид. Чтобы было сподручней отбрыкиваться от неудобных вопросов.
К тому же, это хорошая переговорная площадка с начальством. Чем больше по статистике верующих, тем больше чувств, которые можно предъявить к защите.
Рвение не по разуму, лицемерие или чистый паразитизм — это тоже в общем не так важно.
Важно другое.
Церковь, во всех смыслах этого великого слова, по-прежнему находится в атеистическом окружении. Это хорошо знает каждый, кто, так или иначе, занимается конкретным делом, направленным на пользу Церкви. Непонимание, отсутствие поддержки, насмешки, прямое противодействие.
Болтовню на эту тему поддержат с удовольствием. И с постной физиономией будут вещать про ценности. А вот когда дойдет до поступка: поступиться своими интересами, привычками, комфортом, сделать усилие, — вся благостность слетает с лица, как грим.
Но об этом, повторю, лучше знают те, кто свою принадлежность к православному христианству являют поступками.
Вот их бы посчитать.