Данные, полученные в ходе исследования, проводившегося в конце января текущего года Всероссийским центром изучения общественного мнения, довольно оптимистичны: три четверти населения России являются православными. Но почему-то всерьез ощущается, что храмов в Москве решительно не хватает, далеко не в каждый воскресный день. Да, душно, да, мало места, но с количеством людей в праздник Богоявления да еще, пожалуй, в Вербное воскресенье, это никак не сравнится.
Прокомментировать результаты исследования ВЦИОМ мы попросили главу социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Аскольдовича Тарусина.
— Михаил Аскольдович, только что были опубликованы результаты исследований ВЦИОМ, согласно которым, 75 % населения России являются православными. Насколько можно доверять этим исследованиям?
— Это число мало что показывает. Современные социологи до сих пор не могут договориться, кого считать православными. Нет критерия, по которому можно определять религиозность. 70-75% — это всего лишь доля респондентов, на вопрос: «Относите ли Вы себя к какой-либо религии?» — ответивших: «Да, я себя считаю православным». Эти цифры мало говорит о религиозности человека. Основание в данной самоидентификации лежит в национальной традиции, в семейных традициях, в культуре. Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национально й идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности.
— А каков реальный процент православных людей в России?
— Опять же – по какому критерию? Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один – два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. Дальше могут быть градации по самым разным параметрам.
Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.
— По данным ВЦИОМ 66% выполняют религиозные обряды…
— 66% от какого количества? От всех опрошенных? Или от 75% назвавшихся православными? И какие обряды они выполняют? Причащаются? Святят куличи? Крестятся, когда гром грянул? И при этом не всегда знают, какой рукой это делается . Вопрос о религиозных обрядах и о связи обрядности с религиозностью – вопрос непростой и не терпящий непродуманных выводов. Еще раз повторяю: 75% православных из исследования ВЦИОМ – это признак национальной идентичности, то, что объединяет сегодня нацию. А сколько у нас церковных православных людей – это совсем другой вопрос.
— Как Вы считаете, с чем связана такая неточность исследований?
— Она связана с тем, что социология – до сих пор атеистическая наука. И исследованиями религий занимаются люди, не являющиеся в религиозных вопросах профессионалами. Социальная составляющая религии – особый мир и отдельная научная область, которая сегодня, к сожалению, не является необходимо развитой.
— Насколько известно, в Западной Европе такие исследования проводятся более компетентно. По каким причинам? Там верующие социологи?
— Социологи везде не религиозны, они, так сказать, сохраняют научный нейтралитет. Но в Европе лучше разработана методология. Кроме того, для России 1500 – 2000 респондентов – это еще и не всегда достаточная выборка, по которой нельзя делать обоснованные выводы по поводу разных процессов в различных социальных группах. Вместе с тем, православие сегодня стало настолько важной частью жизни нашего общества, что просто необходимо серьезно и продуманно заниматься ее всестороннем исследованием. Тогда будет меньше сенсаций и больше глубокого понимания.