С кем и как можно говорить о таинстве Евхаристии? Как часто причащаться? Читать ли вслух молитвы анафоры? Своей точкой зрения делится заместитель заведующего Отделением социальной работы Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Константин Стриевский.
— Евхаристия — это таинство. Какие существуют границы, в которых мы можем говорить о ней, во-первых, с Церковью, во-вторых, с нехристианами?
— Вопрос, который вы задаете, один из самых трудных. Говорить с людьми о Евхаристии трудно в силу таинственности самой дисциплины. У меня есть некоторый опыт миссионерской практики, и во время миссионерских поездок я на эту тему говорил только во время совершения литургии. Было крайне редко, буквально считанные разы, во время исповеди, во время подготовки к таинству Крещения, или тогда, когда люди тебя сознательно об этом спрашивают.
Я думаю, что с неподготовленными людьми об этом не надо говорить, потому что, если они ничего не хотят знать, или ничего не хотят в себе менять, то зачем с ними говорить о таинствах? По слову Спасителя, не надо «метать бисер перед свиньями».
Говорить о Евхаристии необходимо, но говорить об этом надо серьезно. Есть стороны Евхаристии, о которых всегда можно говорить, например, об исторической, видимой стороне, о красоте богослужения, но я не уверен, что всегда можно говорить о таинственной стороне литургии, то есть о пресуществлении Святых Даров.
Слабо подготовленному человеку трудно глубоко воспринять это учение, поскольку об этом нужно говорить много, а человек часто не готов много слушать. Если он не готов трудиться, то для него это будет испытанием, искушением. Святые отцы очень мало пишут о таинствах, поэтому как говорить о таинственной стороне Евхаристии в популярной статье, я не знаю.
— Как часто причащаться?
— Святой Серафим Саровский говорил: «Сколько праздников в году? Вот столько раз и причащаться нужно». Святой Иоанн Кронштадтский причащался часто и говорил, что когда он не причащается, то чувствует, что умирает. Исходя из своего личного опыта, он чувствовал, что настоящая христианская жизнь без частого причащения невозможна.
В России до революции его услышали не все. Когда во время революции начались гонения на христиан, то верующие стали жить именно так, как учил святой Иоанн Кронштадтский, то есть стали причащаться часто. Во все времена перед лицом смертельной опасности христиане стараются причащаться как можно чаще.
— Отец Всеволод Шпиллер первым ввел частое причастие в церковную практику Русской Церкви после Второй Мировой войны?
— Да, он был одним из первых, кто ввел это в практику. Сторонниками этой практики были также о. Таврион (Батозский), о. Серафим (Тяпочкин), другие священники.
— Как часто прихожане Николо-Кузнецкого храма подходят к таинству причастия, и как частое причащение отразилось на приходской жизни?
— О частоте причащения нужно говорить деликатно, это вопрос личной жизни человека, который он решает со своим духовным отцом. Многие прихожане Николо-Кузнецкого храма причащаются чаще, чем раз в месяц. Люди хотят часто причащаться, и это говорит о том, что они хотят жить напряженной духовной жизнью. И только это является основой, на которой можно строить церковную приходскую жизнь — например, создать университет.
— Как связаны интенсивность духовной жизни и частое причащение?
— Если у человека есть желание серьезной духовной жизни, если человек следит за собой, хочет регулярно исповедоваться, бороться со своими грехами,-то для него причастие просто необходимо, как Божественная помощь. Когда человек живет серьезными трудами, тогда ему нужна эта помощь, а когда он её получает, это подвигает его к ещё большим трудам — это замкнутый круг. Таким образом, есть прямая зависимость между интенсивной духовной жизнью и частым причащением.
— Как еще проявляется действие причащения на человека?
— По-разному проявляется: у кого-то укрепляется вера, у кого-то усиливается смелость, у кого-то появляется любовь, а для кого то, наоборот, это может стать началом испытаний. Нужно помнить слова древних: «муж не искушен — не искусен».
— Ваше мнение о практике гласного чтения молитвы анафоры?
— Если современные люди будут молиться, слыша весь текст анафоры, это будет хорошо. В древности так и было. Сегодня, если община будет к этому готова, если она молится словами анафоры вместе с предстоятелем, то будет правильно читать тайные молитвы вслух. Если она не молится, в силу незнания, необразованности, то тогда не нужно читать.
— А как готовить общину к чтению анафоры вслух?
— Для этого людям нужно преподавать учение Церкви, учить их через цикл бесед, через цикл проповедей. Для этого нужно найти форму, приемлемую на каждом конкретном приходе. Например, если на приходе много молодежи, у которой есть возможность учиться, то для того, чтобы ее учить, можно создать школу, если это взрослые, то литургическое богословие им надо объяснять через проповедь, рекомендовать литературу по литургическому богословию.