Газета «The New York Times» изучила, как различаются зарплаты профессоров в разных странах мира.
Сколько стоят профессора? Полезно знать, сколько, на самом деле, платят профессорам и сравнить цифры с зарплатами в других областях, и с зарплатами профессуры в других странах. Но, как выяснили Филип Альтбах и его коллеги из Центра международных образовательных программ ВШЭ, такие вопросы проще задать, чем получить на них ответ.
Покупательная способность преподавателей
В новой книге приведены сравнительные данные по зарплатам преподавателей государственных вузах разных стран мира
Зарплаты преподавателей начального, среднего и высшего уровня в государственных вузах
Тыс. USD с поправкой на паритет покупательной способности, до уплаты налогов
Источник: «Зарплаты профессуры. Глобальный сравнительный анализ компенсаций и других условий трудовых договоров» под редакцией Филипа Альтбаха, Лиз Рейзберг, Марии Юдкевич, Григория Андрущака и Ивана Ф. Пачеко.
В своей новой книге «Зарплаты профессуры», которая выходит в этом месяце, мистер Альтбах и его соавторы исследовали зарплаты, условия контрактов, льготы и компенсации преподавателей государственных университетов в 28 странах. Согласно результатам исследования в мире все сильнее идет разделение на две категории стран: откуда идет утечка мозгов и куда мозги уплывают. Более благополучные страны «высасывают» научные таланты из менее богатых соседей. (В Мексике некоторые университеты пытаются взять реванш, предлагая преподавателям бонус при заключении брака – первого брака – и «две бутылки крепкого сидра и замороженную идейку к Рождеству»). А во многих странах внутри профессии растет разрыв между профессорами ведущих исследовательских вузов и теми, кто преподает, например, в педагогических колледжах и, соответственно, стоит ниже в академической «табели о рангах», но при этом составляет подавляющее большинство преподавательской рабочей силы».
Все валюты были конвертированы в доллары США с использованием индекса паритета покупательной способности, в основе которого лежит стоимость набора определенных товаров в Соединенных Штатах. Кроме того, они сравнили зарплаты в каждой стране с валовым внутренним продуктом на душу населения, чтобы посмотреть, насколько хорошо оплачивается работа преподавателей по сравнению с их соотечественниками, занятыми в других сферах. И наконец, группам в каждой из 28 стран был задан вопрос, хватит ли среднего заработка в академической сфере для «поддержания уровня жизни среднего класса в данной стране».
Что касается покупательной способности, хуже всего приходится молодым преподавателям в Китае ($259 в месяц – рассчитано с помощью индекса, использованного в данном исследовании), им платят меньше, чем коллегам в Армении ($405) или Эфиопии ($864). В Канаде, где начальная зарплата преподавателя в среднем составляет $5,733, а полноценные профессора получают в среднем $9,485, у преподавателей есть больше причин радоваться, чем у их коллег в Соединенных Штатах, где молодым преподавателям платят в среднем $4,950, а профессорам $7,358. По этом показателю Америка оказывается позади Италии ($9,118), Южной Африки ($9,330), Саудовской Аравии ($8,524), Великобритании ($8,369), Малайзии ($7,864), Австралии ($7,499), и Индии ($7,433).
«Собрать данные было нелегко, — рассказывает мистер Альтбах в своем интервью. – Во многих странах ведется статистика по зарплатам школьных учителей, а информация по зарплатам преподавателей вузов отсутствует. А в самой преподавательской среде вопросы зарплаты – это жесткое табу». В подготовке предварительного отчета в 2003 г. принимали участие исследователи из десятка стран, но «мы столкнулись с двумя проблемами».
“Мы не экономисты, поэтому мы не очень представляли себе, что делать с полученными данными. Да и сами данные оставляли желать лучшего», — говорит мистер Альтбах.
Но первые результаты заинтересовали Марию Юдкевич и Григория Андрущака из Школы российских исследований Высшей школы экономики в Москве. «Если не брать в расчет социологию, в Советском Союзе была превосходная система высшего образования – ныне во многом разрушенная», — говорит мистер Альтбах.
«Нам нужен был международный контекст, — рассказывает один из со-авторов книги, мистер Андрущак. Несмотря на то, что советская наука отправила человека в космос, несмотря на то, что русские продолжают получать Нобелевские премии и запускать ракеты, высшие учебные заведения страны по-прежнему занимают крайне низкие места в международных рейтингах. «Мы хотели понять, сколько платят преподавателям как в развитых, так и в развивающихся странах и в странах БРИКС, — продолжает он, подразумевая развивающиеся экономики Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.
В книге “Зарплата профессуры” приведена как официальная статистика по тем странам, где она ведется, так и данные социологических опросов, когда статистической информации получить не удавалось. Частные университеты в исследовании не участвовали, так как большинство из них не раскрывает данных по зарплатам преподавателей.
«Одни из самых неожиданных результатов мы получили по Эфиопии, — говорит мистер Андрущак. – Хотя средняя ежемесячная зарплата в $1,207 ставит эфиопских преподавателей на четвертое место с конца в списке стран, по которым проводилось исследование, соотношение зарплаты к ВВП на душу население необычайно высокое – оно в 23 раза превышает средний показатель по стране. Для сравнения в Соединенных Штатах, Германии или Австралии преподаватели вузов получают приблизительно в два раза больше ВВП на душу населения. «Это говорит о том, что Эфиопия высоко ценит свои научные кадры».
Россия оказалась единственной страной, где преподавателям вузов платят меньше, чем в среднем составляет валовый внутренний продукт на душу населения – всего 60%.
«Российское правительство хочет понять, почему ученые уезжают из страны, — говорит Алех Ушер, президент канадской исследовательской группы Higher Education Strategy Associates. – Результаты этого исследования говорят о том, что им просто мало платят. Казалось бы, все очевидно, но вы будете удивлены, узнав, как часто правительства не понимают этого».
Россия не единственная страна, где профессора зарабатывают гораздо меньше тех, кто занят в других сферах, требующих сопоставимого образования. В Казахстане преподавательский состав зарабатывает «в среднем в два раза меньше людей с похожими квалификациями в других отраслях», но в то же время авторы предупреждают, что «Японии, Германии, Израилю и Соединенным Штатам вскоре станет сложнее привлекать молодые кадры, если они не поднимут зарплаты для младшего преподавательского состава».
В Германии, где профессора считаются государственными служащими, эта работа стала «менее популярной, чем работа в индустрии – там выше зарплаты – или в государственных органах», — отмечает Барбара Кехм, профессор социологии в Университете Касселя и со-автор главы о Германии. «Мы находимся в процессе реформирования тарифной сетки», — поясняет она. По новым нормам, базовые ставки станут на 20 – 30% ниже, но по результатам работы у преподавателей появятся бонусы.
«Это все весьма запутано, — говорит госпожа Кехм и добавляет, что система шестилетних контрактов по принципу «либо вверх, либо вон» заставляет многих младших преподавателей уходить после по истечению этого срока, а требование, чтобы университеты не повышали в должности внутренних сотрудников, превращает академическую карьеру в Германии полосу препятствий.
Несмотря на разговоры о создании глобального рынка образования, преподаватель географии в Университете Висконсина, Крис Олдс признается, что «сейчас в государственном секторе все знают, что в ближайшем будущем повышения зарплаты вряд ли будет, поэтому люди стараются сразу «получить как можно больше».
Другая популярная стратегия выживания, как считает Олдс, это работа на стороне. «В 1990-х гг. я преподавал в Китае. Абсолютно все профессора в Шанхае работали где-то еще. Только так они могли содержать свои семьи».
По словам мистера Андрущака, российские преподаватели практически всегда вынуждены дополнительно подрабатывать в частных коммерческих структурах или бизнес-школах, чтобы увеличить свою университетскую зарплату. «Возможность преподавать на таких программах часто рассматривается источник дополнительного заработка к основной ставке», — пишет он.
Кэри Нельсон, президент Американской ассоциации преподавателей университетов, считает, что высокие средние цифры могут создавать обманчивое впечатление. «Вся правда о зарплатах преподавателей состоит в том, что некоторые из них отлично зарабатывают и довольно богаты, в то время как остальные – во многих странах – живут на грани бедности. Достаточно часто обе группы можно встретить в одной и той же стране», — говорит мистер Нельсон.
Одна из тенденций, отмеченных в книге, но не исследованных подробно, — использование внештатных преподавателей. Когда-то таких преподавателей в Европе практически не было – на почасовой оплате или оплате за курс без всяких дополнительных льгот в контракте, а сейчас такая практика становится все более распространенной. Как и в других областях, тон здесь задают Соединенные Штаты.
«Один мой коллега вел сразу девять курсов в одном семестре», — рассказывает Мария Майсто из организации New Faculty Majority. Ее членам в среднем платят около $2,500 за стандартный университетский курс. «У них нет своего кабинета, им не платят за время подготовки к занятиям или время, необходимое на проверку работу. В конечном итоге, страдают студенты», — говорит госпожа Майсто.
«В Латинской Америке на почасовой оплате работают около 70% преподавателей, — отмечает мистер Альтбах. – В США всего половина новых преподавательских вакансий предполагает полную занятость. Во всем мире профессора считаются ударными силами глобальной экономики знаний. Однако им не платят соответствующие деньги».
Перевод с английского Ольги Антоновой специально для Правмир