Скорбь человеческой души обнимает всех: некрещеных и крещеных, неверующих и верующих
Молитвенный вздох в тяжелые минуты вырывается из нас сам. Умеешь молиться своими словами – молись. Ничто не мешает встать перед любимым образом святого, вздохнуть о человеке и попросить за него у Бога. Некоторые прибегают к каноническим текстам, например, заупокойной молитве: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное”. Мне кажется, оба варианта равноценны.
Традицию ставить крестики в комментариях не берусь осуждать, пусть происхождение у нее совсем и не христианское. Много лет назад в социальных сетях появилось правило ставить “+1” под комментариями, которые поддерживаешь и разделяешь. Сегодня “+” ставят как символ скорби о покойном. Крест выражает одновременно наше соболезнование, скорбь и молитву. Уверен, это нормально и хорошо.
У многих возникают вопросы, стоит ли разбираться – были ли погибшие крещеными или некрещеными? В домашней молитве, я уверен, нужно молиться за всех, ведь душа человеческая за всех людей вздыхает. Что касается церковного поминовения усопших, то когда выходят списки погибших, мы служим панихиды за всех сразу. Так было при трагедии в Кемерово. В списках не было разделения по вероисповеданию. Так было, когда упал самолет, летевший в Орск, а надо сказать, что население в нашем регионе смешанное: есть мусульмане, православные, католики, есть люди далекие от церкви. Не то чтобы это не имеет значения, просто в первое время Церковь молится о всех погибших.
Когда родственники начали хоронить близких, когда мусульмане начали вспоминать у себя тех, кто посещал мечети в Орске, мы перестали писать имена этих людей в заупокойных записках и помянниках.
Церковь исходит из принципа – естественная скорбь человеческой души обнимает всех: некрещеных и крещеных, неверующих и верующих. Церковное же поминовение иное. На литургии во время проскомидии мы вынимаем частицу только за усопших христиан, усыновленных церковью, просвещенных крещением. Здесь важен соборный разум Церкви, который молится за своих скончавшихся чад. Остальным Церковь сострадает. Я не вижу проблемы, чтобы поставить свечу перед иконой за некрещеного, так же как за помин его души раздать милостыню нищим. Все это — выражение нашей молитвы.
Почему же так важны нам заупокойные молитвы? С одной стороны, они утешают нас самих. Не может душа оставаться в скорби, ее естественным порывом является стремление к помощи и сострадание.
Вчера наткнулся на видео в телеграм-канале. Его снимал человек из здания аэропорта, который наблюдал, как люди скатываются из самолета по надувному трапу и бегут. Я слышал, как снимавший шепчет: “Давайте, ребята, ну давайте, родные, побыстрее…” Видно, что он хочет, но не может помочь, потому что стоит далеко.
У всех верующих есть возможность помочь своей молитвой, поддержать других, дать утешение родным усопших. Нашу скорбь некуда девать, а в молитве она находит выход, ведь в ней мы обращаемся к Богу. Мы мало что знаем о том, как, где у Бога находятся души умерших. Но надеемся на хорошее, переносим нашу надежду в молитву. Причем надежда – это не абстрактное представление о том, что когда-нибудь все будет хорошее. Мы верим, в будущем придет Господь, осудит всю злобу мира и смерть. Мы просим Господа не оставить нас в стороне, а взять к себе.
Мне кажется, желание молиться за усопших – это индикатор нашей души на ее человечность, это проверка, кем мы являемся, умеем ли еще сострадать, способны ли еще чувствовать.