Нам кажется, что это что-то уникальное: Пасха, которую мы встречаем, переживая при этом такие скорбные события. Но это, разумеется, не так. Если мы посмотрим на историю нашего мира, увидим только отдельные промежутки, когда более-менее благополучно складывалась жизнь на какой-то территории для отдельно взятых людей.
Вся история человечества, безусловно, глубоко трагична.
Почему Пасха является самым радостным праздником? Потому что все человеческие страдания, вся человеческая боль, все страхи по большому счету восходят к одному страху — страху смерти, страху быть навсегда «отлученным» от счастья. А Пасха — праздник, который уверяет нас в том, что Господь победил смерть и весь тот мрак, которого мы боимся. И в то время, когда нам бывает тяжелее всего, актуальность Воскресения Христова приобретает для нас совершенно особый характер.
Когда нас со всех сторон окружает по большому счету смерть, когда в физическом плане она оказывается очень близкой… Когда и в духовном плане вокруг нас слишком много того, что о смерти свидетельствует…
Именно в это время победа над смертью становится особо значимой.
Я бы сказал так: только в этом событии и можно найти сегодня утешение.
И в то же время можно закономерно говорить о том, что когда вокруг столько боли, столько реального, непридуманного ужаса, человеку и должно быть больно. И до известной степени должно быть страшно. Потому что это совершенно ненормально, когда фактически рядом с нами люди умирают и гибнут. И мы задаемся вопросом: ради чего и зачем это происходит? Ответа на этот вопрос нет.
И совершенно естественно в это время не радоваться, а скорбеть. Когда умирает близкий человек, то насколько бы глубоко верующими вы ни были, все равно будете скорбеть.
В жизни очень многих святых, людей самой высокой христианской жизни можно видеть скорбь и боль при расставании с близкими — это естественная реакция.
Другое дело, что и скорбь не должна оставаться без утешения. И эта боль не должна оставаться без исцеления. Думаю, сейчас для всех очень естественно в той или иной мере болеть и скорбеть, страдать и сострадать. И ожидать, что мы из этого состояния можем одномоментно выйти и в одно мгновение скорбь претворить в радость, было бы неправильным. Господь говорит Своим ученикам о том, что их скорбь претворится в радость. Но Он не говорит о том, что это произойдет прямо сейчас.
Было бы странно, если бы скорбь учеников претворилась в радость в то самое время, когда Спасителя пригвождали к кресту.
Или в то время, когда Он был снят с креста и погребен. Скорбь могла претвориться в радость только потом. И я думаю, что в нашей жизни должно быть так же.
Мы знаем, что Христос победил смерть. Мы знаем, что Пасха — это праздник победы над смертью. Мы знаем, что человек не умирает (в духовном плане), но имеет жизнь вечную (Ин 5:24). И при этом, однако же, будет ненормально, если мы придем на похороны близкого нам человека и среди плачущих и скорбящих людей будем выделяться радостным лицом. И объяснять свое веселье тем, что человек отошел в вечную жизнь, и закончились его временные страдания, и он соединился с Господом. Нас никто не поймет.
Потом, когда это скорбное событие останется позади, в нашу жизнь войдет утешение, которое совершенно естественно для верующего человека. Но в самый момент скорби — печалиться законно. Просто важно, чтобы эта скорбь была не безутешной, чтобы нас не оставляли надежда и упование на Бога.