Наш собеседник — протоиерей Александр Лебедев, настоятель вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу), живо откликается на сообщения, касающиеся ситуации, сложившейся в стране с ВИЧ-инфекцией. Точнее, не ситуации, а катастрофы, — уверен священник.
— Отец Александр, почему – «катастрофы»-то? Живем себе в тихой, спокойной Вологодской области. На земле Северной Фиваиды – Святая Русь, да и только.
— Судя по тем данным, которые приводит не какая-нибудь скандальная столичная газета, а простая вологодская «районка», положение в нашем обществе просто ужасное: «Каждые два дня в Вологодской области один человек узнает о диагнозе ВИЧ-инфекция. За последние два года в области вдвое увеличилось число регистраций новых случаев ВИЧ-инфецирования. Каждую неделю на учет в СПИД-центр встают две ВИЧ-инфицированные беременные женщины» — знаете, читая эти строчки в газете, я понимаю, что мы не просто близки к катастрофе – она уже разразилась. И о Святой Руси, о Северной Фиваиде мы можем теперь только вспоминать – с ужасом за сегодняшний день и стыдом за себя.
— И, как я понимаю, больших оснований для того, чтобы «смотреть с надеждой в будущее», у нас немного?
— Мой прогноз о развитии ситуации таков: если мы так же наплевательски относиться к библейским заповедям, то в очень скором времени вымрет огромное количество людей, тех, для которых эти заповеди были слишком смешны и скучны для выполнения.
— Обращаются же люди к Церкви. А что она им может дать?
— Вообще-то одной из задач Церкви является постоянное повторение человеку таких простых аксиом, как, например, «дважды два – четыре» или «выходить гулять с десятого этажа не стоит» и т.п. Кому-то смешно («опять эти попы что-то про нравственность бормочут»), кто-то досадливо отмахивается («достали уже со своими нравоучениями»), кто-то все-таки прислушивается и, как показывает практика, оберегает себя и других от очень и очень больших неприятностей – как в этой, земной жизни, так и в жизни вечной.
Видите ли, человеку, отрицающему истинность аксиомы, доказывать что-либо бессмысленно. Ну, не хочет он признать и принять факт очевидный: нарушение верности вредит здоровью – как телесному, так и духовному – что тут попишешь? Неинтересно ему выходить на улицу гулять из дверей подъезда – он же свободный и «крутой» и что там еще – выходит гулять с балкона. Весело ему совать пальцы в розетку – зачем ему эти скучные и нудные правила безопасности? Статистика наглядно показывает, к чему приводит это стремление к «свободе» и «наслаждениям».
Теперь о самой безопасности. Сейчас очень много говорят (и благодаря компаниям, их производящим, говорят с придыханием, как о единственно правильном) о пользе и повсеместном распространении презервативов. Даже лозунг придумали: «Твой друг – презерватив». Н-да. Как говорится, скажи мне, кто твой друг…Так вот, поголовная презерватизация никогда не избавит общество от беды, которая на нас обрушилась. Что, в Африке, где СПИД еще совсем недавно свирепствовал больше, чем у нас (теперь мы, похоже, обогнали ее), хоть что-нибудь улучшилось в связи с распространением там презервативов? Да ничего подобного – еще хуже стало! То же ждет и нас.
Это целиком, на мой взгляд, коммерческое мнение, будто презервативы способствуют борьбе со СПИДом, имеет столько же логики, сколько мнение, что раздачей одноразовых шприцов мы победим наркоманию. Кстати, не те же ли компании производят шприцы, что и «спасающие от СПИДа» изделия? Но это так, для размышления. А повсеместная презерватизация, на мой взгляд, не столько гарантирует здоровье, сколько провоцирует человека на новые «подвиги»: «каким ты был? таким ты и остался – продолжай в том же духе». И «душок» этот очень не добрый, уверяю. Называется он блудом. И сравнить его можно с наркотиком: сначала человек «подсаживается» на него накрепко, а потом ему уже абсолютно все равно, чистый у него шприц или нет – главное – это доза, «кайф».
— А есть альтернативный вариант борьбы со СПИДом?
— Этой альтернативы принято стесняться, стыдливо улыбаться, отводя глазки в сторону. Она называется просто: верность. За всю мою священническую практику я огромное количество раз видел и слышал раскаяние и сожаление человека в том, что он нарушил какую-то заповедь. Но ни разу, повторяю, ни разу я не слышал сожаления от того, что человек какую-то заповедь исполнил. Это касается и 7-й заповеди: «Не прелюбодействуй». Видите ли, человек создан Богом для верности – своей семье, Отечеству, Богу. Нарушение верности называется предательством. Если в отношении к государственным изменникам мы (пока еще) едины, они никак не могут быть уважаемыми людьми, если к человеку, изменяющему Богу, накрепко привязано имя «иуда», то – почему мы так стыдливо называем обычное блудное сожительство «гражданским браком»? Что за бред? Тоже мне – «гражданские» «супруги»! Давайте тогда воровство назовем «гражданской честностью»!
Большинство бед нашего Отечества связано с нарушениями именно этой простой заповеди: «Не прелюбодействуй». Разрушение семей, внебрачные дети, социальное сиротство, детоубийства (называемые «абортами»), преступность и прочая, и прочая – это страшное основание, гибельный фундамент, на котором не может крепко стоять ни село, ни город, ни страна. Так что, хотим мы этого или не хотим, отводим ли мы стыдливо глазки или нет, но вопрос нашей верности – вопрос государственной важности. Наше дело – правое: «налево» дорога ведет в ад. Не надо туда ходить. Там вовсе не весело.