«Слава» не воробей — в чем виноваты хорваты
Почему нас оскорбляет “Слава Украине!” от хорватов, как к этому относиться, что нужно помнить про историю Балкан, и как не подменять христианство национализмом — говорит Сергей Худиев.

Защитник сборной Хорватии Домагой Вида и бывший игрок национальной команды Огнен Вукоевич после победы над Россией в матче 1/4 финала чемпионата мира записали видеоролик, адресованный украинцам и болельщикам киевского «Динамо», за которое они когда-то вместе выступали. «Слава Украине!» – выкрикнул Вида. «Эта победа для „Динамо“ и Украины», — сказал Вукоевич.  В ответ ФИФА вынесла Виде предупреждение, а Вукоевич был уволен с поста скаута сборной Хорватии. Позже выяснилось, что Вида записал еще одно видео, в котором прокричал «Слава Украине», в нем же он говорит “Всем привет, Белград, гори”. Некоторые СМИ высказывают предположение, что видео записано для знакомых Виды из киевского ресторана «Белград».

В целом проигрыш нашей команды хорватам был воспринят достойно — болельщики признали, что наша команда показала достойную игру, и обошлось  без криков досады и ненависти — и без каких-либо заметных безобразий. Что указывает, с одной стороны, на общее улучшение нравов, с другой — на хорошую работу полиции. То и другое радует.

Но есть и менее радостные явления — в социальных сетях можно было встретить нападки на хорватов, которым поминали преступления усташей,  зверства в ходе войны, разразившейся после распада Югославии, и глупую выходку хорватского футбольного функционера, бывшего игрока Огнена Вукоевича, который крикнул на камеру “слава Украине”.

Потом извинился он лично, извинился Хорватский Футбольный Союз, он был исключен из списка членов сборной команды — но люди, бранящие хорватов, предпочли этого не заметить.

Война с озверением сторон

Падший человек вообще так устроен — для проявления враждебности нужен лишь повод. И по всякому поводу долгая история балканских войн будет вспомянута — чтобы вызвать старых демонов и подогреть старую ненависть.

Из истории Балкан стоит извлечь некоторые духовные уроки.  

Назвать эту историю «кровавой» значит сильно ее обелить. История человечества вообще кровава, но Балканы на этом фоне заметно выделяются. Как выделяются и хорватские нацисты, усташи, которые правили «Независимой Хорватской Державой» возникшей после оккупации Югославии нацистами.

Усташи приводили в изумление даже своих старших товарищей — эсэсовцев. В то время как эсэсовцы убивали людей индустриально, механически, ставя во главу угла производительность своих фабрик смерти, усташи предавались изобретательной извращенности и садизму.

В конце концов, югославские партизаны, во главе с хорватом по национальности Иосипом Броз Тито, покончили с усташами — кто-то был убит, кто-то бежал за границу.

В титовской Югославии преступления усташей не афишировались — чтобы не подрывать хрупкий межнациональный мир — но после смерти Тито, когда страна начала быстро сползать к распаду, хорватские националисты стали прославлять усташей, сербы решили, что в независимой Хорватии им не выжить, и взялись за оружие.

Так разразилась югославская война 1990-тых, с чрезвычайным озверением сторон, этническими чистками, бандитами и психопатами, как местными, так и приезжими, которые  с радостью ухватились за возможность истязать и убивать безнаказанно — и быть при этом произведенными в «герои народа».

Выйти из наследия ненависти

После потоков крови и множества беженцев — сербских, хорватских, боснийских — наступил напряженный мир, отравленный острыми воспоминаниями о массовых зверствах, причем, как всегда в таких случаях, самая яркая память хранится о преступлениях врагов — преступления же своих предаются снисходительному забвению.

Среди нынешних жителей пост-югославских стран есть те, кто хочет выйти из этого наследия ненависти. Например, в современной Хорватии преступления усташей признаются и осуждаются — по крайней мере, на уровне властей.

17 Апреля 2011 года, во время поминальной церемонии на месте концлагеря Ясеновац бывший хорватский президент Иво Иосипович  отверг “попытки преуменьшить число жертв Ясеноваца… оказавшись перед лицом той мучительной истины, что что некоторые члены хорватского народа оказались способны на жесточайшие преступления, я хочу сказать, что все мы ответственны за свои поступки”.

На той же церемонии премьер-министр Хорватии Ядранка Косор сказала “не может быть оправданий этим преступлениям, и хорватское правительство решительно отвергает и осуждает любые попытки исторического ревизионизма и реабилитации фашистской идеологии, любой формы тоталитаризма, ненависти и нетерпимости… Режим Павелича (“поглавника” усташей) был режимом зла, ненависти и нетерпимости, который истязал и убивал людей из-за их расы, религии, национальности, их политических убеждений, потому что они были другими и потому, что отличались…”

Но есть и патриоты, которые полагают, что Балканские земли недостаточно пропитаны кровью — и реагируют на любые попытки преодоления вражды с негодованием. Относительно недавно, когда Президент Сербии Александр Вучич посещал Загреб для переговоров с президентом Хорватии Колиндой Грабар-Китарович, националисты скрежетали зубами.

Как и в любом человеческом сообществе, и среди хорватов, и среди сербов, и среди боснийцев есть люди, ищущие войны и ненависти, и есть люди, ищущие мира. И у христиан не должно быть неясности, на чьей стороне им надлежит быть.

Под лозунгом любви к Родине

Однако нам стоит подумать над тем, какие уроки стоит извлечь из трагической истории этого региона.

Как именно действует враг нашего спасения? Его уловки нельзя назвать изощренными — они достаточно на виду. На страшном суде никто не сможет сказать, что он был обманут невероятной хитростью лукавого — человек тут не пассивная жертва, верить змею — это всегда его выбор. Но напомнить об этих уловках стоит.

Первая — это негативные обобщения. Среди другого племени, несомненно, есть злодеи и убийцы. Да и дураков немало. Это, увы, можно заметить о любом племени. Негативное обобщение — это когда вы судите по всему племени по наихудшим его представителям. «Немцы — нацисты». «Русские — чекисты». «Хорваты — усташи». «Украинцы — бандеровцы».

При помощи этого простого, но эффективного приема диавол научает вас ненавидеть совершенно незнакомых вам людей, которые ничего худого вам не сделали — но являются соплеменниками или единоверцами злодеев, которые причинили зло — даже не вам, а кому-то еще, кого вы считаете своим. Причем в качестве законного обоснования для ненависти рассматриваются не только преступные современники, но и преступные предки — еще при царе Горохе «они», их племя, совершило такие-то злодеяния, которые мы им не забудем и не простим.

Вторая уловка диавола — вера в то, что любовь к своим требует ненависти к другим. Если ты такой ненависти не демонстрируешь — то ты, вражина, Родину не любишь. Все злодеяния, которыми так богата история Балкан, совершались под лозунгом горячей любви к Родине. «В бой, в бой, за народ свой!» — как кричали, и кричат до сих пор балканские националисты.

И третья уловка сатаны — подмена религии национализмом. Это относительно легко сделать, потому что в религии есть сильный элемент коллективной идентичности. Приходя в храм, человек молится не в одиночестве — но как часть народа, коллективного «мы», предстоящего Богу. И это «мы» перед Богом не очень трудно превратить в национальное «мы» по отношению к которому любые отсылки к Богу выполняют чисто символическую роль.

Как национализм выедает христианство изнутри

«Бог» становится символом национального единства, участие в религиозных обрядах — знаком принадлежности, прежде всего, к национальному сообществу. «Православный», «Католик» или «Мусульманин» начинает означать только «серб», «хорват» и «босниец». Бог, которому поклоняются в такого рода религиозности, это не монотеистический Бог Авраама, который создал все народы и всем ищет блага и спасения, а генотеистический бог соответствующей этнической группы, который благословляет ее воинов на истребление враждебного племени. Хотя внешне, на уровне обрядности, это может имитировать монотеизм — и даже христианство.

Ярким примером тут являются те же усташи — в отличие от германских старших товарищей, они были чрезвычайно религиозны, и имели с собой священников и монахов. Один из самых страшных палачей концлагеря Ясеновац был францисканским монахом и получил даже от своих товарищей-усташей прозвище «фра сотона», то есть «брат сатана».

Национализм успешно выедает христианство изнутри — и превращает его, при сохранении внешней христианской атрибутики, в поклонение бесам. Человек может быть чрезвычайно религиозен — и Павелич, и Бандера, и множество других страшных злодеев регулярно ходили в Церковь — и быть сыном геенны.

Дьявола отлично устроит, если вы будете  ревностным прихожанином — если при этом вы будете ненавидеть своего ближнего. Его даже искренне порадует такая религиозность — из-за хулы, которую она навлекает на имя Христово.

И если ваша вера научает вас ненавидеть других людей — иноверцев, или инородцев, кого бы то ни было — но значит то, что вы исповедуете — не имеет отношения ко Христу и Евангелию. Эта такая же погибельная бесовская подделка, как “благочестие” усташей. Следуя ей, вы рискуете оказаться там же, где «фра сотона».

И если дьявол уже отложил в вашей душе свои личинки — и вы готовы, пока на словах, ненавидеть людей из-за их происхождения, вам лучше избавиться от них немедленно — потому что враг вашего спасения не отстанет, пока не сожрет вас полностью.

Не происхождение, а произволение делает человека жителем рая или ада.

И всякий раз, когда вы слышите о коллективно и наследственно плохих нациях, вы слышите дьявола собственной персоной.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.