«Слегка отдает сексизмом»

«Слегка отдает сексизмом» — говорит Дмитрий Алексеев, глава DNS – розничной торговой сети, снявшей к 23-му февраля ролик, рекламирующий ее продукцию.

Серьезно настроенный мужчина увозит девушку в лес на черном внедорожнике. Дает ей лопату и заставляет копать могилу для носков, которые в качестве подарка на День защитника отечества ему не понравились и не подошли.

Марина Ахмедова

Я опущу пока тот факт, что персонаж ролика мало похож на защитника отечества. Во всяком случае мне не хотелось бы, чтобы защитник моего отечества выглядел столь зловеще. Но я вернусь к Дмитрию Алексееву. Мне интересно о нем поговорить потому, что, кажется, этот человек считает себя умней других.

Я так и представляю себе совещание пиарщиков, обмозговывающих – как бы им продвинуть товары DNS. «Сейчас такое время, — говорит кто-то, — время – громкого шума. Надо создать шум. Неважно с каким знаком – плюсом или минусом. Надо спровоцировать общественность, пусть они кричат, ругаются, кто-то может даже проклинать нас. Но зато четко прозвучит название нашей сети – DNS. Потом шум осядет, детали забудутся, а DNS – уже ассоциируется с подарками, с техникой». «Да-да! – поддерживает его другой – наглый, но сметливый пиарщик. – Сейчас женская тема рулит. Надо растревожить феминисток, разозлить их так, чтоб визжали. И чтобы в визжании этом непременно проскакивали и принимали отчетливые очертания средь шума три заветные буквы – DNS».

Конечно, пиарщики – ну уж кто-кто, а пиращики – не могли не слышать о скандале прошлого года с рекламным роликом банка, в котором злой Дед Мороз уволакивает «плохую мать» в лес. Название банка – не будем его тут повторять – в те дни прозвучало столько раз, сколько, наверное, не звучало, начиная со дня его основания. Это была плохая, но громкая реклама. В результате банку за нее действительно не было ничего, а общественность пошумела и успокоилась. На это, совершенно очевидно, сделала ставку и DNS. Феминистки действительно кричат. А глава сети признал юмор, «слегка отдающим сексизмом» и извинился перед теми, чьи чувства этот юмор мог задеть. Вот так построив фразу, он намекнул – далеко не каждого человека чувства ролик задел, но нашлись такие люди (растревоженные феминистки), чьи чувства все же задетыми оказались.

К сожалению, мы живем во времена, когда извинения — тоже часть рекламы. Извинения – это ход, который закладывается в продвижения себя или товара заранее.

Ведь люди понимают, что нарушив правила или совершив недопустимое, им придется извиняться. А извинившись виртуозно, они привлекут к себе еще больше внимания. Извинения тоже стало можно монетизировать. Извинение – хороший ход. Современное общество любит, когда перед ним извиняются. Но ведь главный компонент извинения – искренность. Всегда был и таким останется. И ничто не в силах этого изменить. А что такое извинение без искренности? Лицемерие и лукавство, маркетинговый ход и реклама всего лишь.

Любая продукция – это часть видения мира его создателей. Кто захочет пользоваться товаром, произведенным лукавыми? Иметь у себя дома или в руках, частичку мира, в котором физически сильный подвергает насилию слабого. В извинительном послании Алексеев говорит, он рад, что в DNS работают такие творческие ребята. Но я бы на его месте не радовалась, а сострадала ребятам, которые вот так видят мир. В том мире девушка воображает, что в качестве наказания муж вывезет ее связанной, с заклеенным ртом в лес. Значит, она ожидает от него агрессии и готова ее принять. Значит, он уже был агрессивен по отношению к ней.

Если человек никогда не поднимал на тебя руку, то ты даже в фантазии не видишь его, наносящим удар. Но если девушка фантазирует именно так, то значит, она считает насилие нормой семейной жизни.

Значит, и сам Алексеев его считает нормой, раз ребят он называет творческими, а ролик – лишь слегка отдающим сексизмом.

Но шум, в конце концов, рассеивается. Люди действительно забывают, с каким знаком была реклама, и название бренда живо живет в потребительской голове. Только рассеявшийся шум имеет неприятное свойство – он уходит, оставив виновника рекламного торжества с определенными характеристиками, намертво прилипшими к нему. Теперь как только я захочу вдруг зачем-то вспомнить, кто такой Дмитрий Алексеев, я узнаю из гугла, извлеку из своей потребительской головы следующее: это человек, который не умеет искренне извиняться. Который шуткой считает пропаганду насилия. Который попытался сломать рамки допустимого. Который не понимает, чем опасна наглядная агитация насилия, пусть даже исполненная с легким юмором. Тем, Алексеев, опасна она, что снимает с неприемлемого статус неприемлемого и как будто говорит – «Посмотри, многие так делают. Бьют женщину и ездят с довольной улыбкой на черном большом внедорожнике, как настоящие мужчины. Настоящие мужчины могут обижать тех, кто слабей. О них, как о героях снимают ролики. Захочешь, ударь. Ты такой не один. Все бьют». Вот так недопустимое и становится допустимым.

Пожалуй, вот еще что я буду знать о Алексееве и ребятах, снявших этот ролик – 23-е февраля не их праздник.

Марина Ахмедова

От редакции Правмира: В сложившейся ситуации единственный правильный шаг для компании — не просто принести формальные извинения в социальных сетях, но, извинившись нормально и отозвав рекламу, сделать ощутимый вклад в борьбу с домашним насилием — перечислить нестыдную сумму в фонды, помогающие жертвам насилия и системно поддерживать их работу.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.