Слепыми бывают не только люди, но и страны.  Отойдем на шаг назад..

Из беседы с  преподобным Серафимом Саровским

— А веруете ли вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?

Я отвечал:

— Верую!

— А веруешь ли, — продолжал он меня спрашивать, — что Господь, как прежде исцелял мгновенно и одним словом Своим или прикосновением Своим все недуги, бывшие на людях, так и ныне также легко и мгновенно может по-прежнему исцелять требующих помощи одним же словом Своим, и что ходатайство к Нему Божией Матери за нас всемогуще, и что по сему ходатайству Господь Иисус Христос и ныне также мгновенно и одним словом может исцелить вас?

Я отвечал, что истинно всему этому всей душой моей и сердцем моим верую и, если бы не веровал, то не велел бы везти себя к нему.

— А, если вы веруете, — заключил он, — то вы здоровы уже!

— Как здоров? — спросил я. — Когда люди мои и вы держите меня на руках.

И почти симметричная история из Евангелия:

«Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя».

Народ иудейский веровал, что всякий пророк, и тем более Мессия, может и должен творить чудеса и, в частности, чудесным образом исцелять людей.   А так как Иисус считался пророком, а позднее даже и Мессией, то  не удивительно, что некоторые даже требовали от Него выздоровления.

В нашей проповеднической традиции существует тенденция объяснять чудеса Христа аллегорически. Например, исцелением этого слепого Иисус как бы свидетельствуют о слепоте иудеев, а второе – о слепоте каждого из нас. И далее развивается эта мысль. Но сейчас хотелось остановиться на социальном моменте сюжета.

Исцеление, произошедшее в толпе, не было так уж аллегорично. Твердо и прямо слепой был исцелен волей Христа. Это происшествие было воспринято находящимся рядом народом без всяких аллегорий как заявка на право быть Сыном Давидовым – то есть Мессией. В дальнейшем ожидалось, что эта заявка, оформленная многочисленными исцелениями, будет подкреплена народным доверием и обернется политической деятельностью, и далее, мироустройством нового порядка. Путешествие Христа по Иудее не кажутся хаотичными путешествиями врача. Этот этап был по логике Иудеев естественным, за которым ожидались более существенные меры, особенно накануне входа в Иерусалим.

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/10/1.jpg

Обратим внимание на то, что, несмотря на три года проведенные с народом, после совершения чудес, каких никогда не было в Иудее, после удивительно глубоких слов, никогда ранее не слышанных среди избранного народа, Он все еще оставался для них темной лошадкой — Иисусом Назореем. Ни учителем, ни пророком, ни Мессией, ни Сыном Божиим, но просто Иисусом . Никем. Они, будучи рядом с Ним, так были заняты своим, что даже не удосужились Его спросить о Нем Самом.  Если из Назарета пророка не бывает, так чего бежите за Ним? Вообще, трудно сказать, зачем они шли  за Ним.

Христос совершенно ясно понимал, что следуя толпе, настроенной совершенно скептически к Нему, Он обречен на неизбежную гибель. Он прекрасно отдавал себе отчет, что каждое новое чудо, радовавшее людей, стремительно ускоряет распятие. Люди с железным сердцем, которые входили вместе с Ним в Иерусалим, ожидали «Иудейской весны» и революции. Они шли, предвкушая политический спектакль, то чего Он им никогда не обещал. Не обещал Он этого и нам.

А вместо лозунгов и обещаний в тему грядущих Маршей против подлецов и римских оккупантов Он выхватывает из толпы слепого и возвращает ему зрение, произнося слова весьма странные и излишние при дверях Иерусалима:

— Вера твоя спасла тебя!

То есть, ни восстание, ни перфоманс с римлянами, а «какая-то вера» была ключом входа в Иерусалим. Причем тут вера этого жалкого слепого на пороге Вечного Царства? Зачем Христос, вообще, метнулся в сторону и обратил на него внимание? Ему что, неинтересно было все то, что ждало в Иерусалиме?

Наверное, там и в самом деле не было ничего интересного.

Мы часто говорим о том, что Евангелие актуально для всех времен и всех народов. И если раньше мы внутри Церкви трактовали это место, читаемое на Литургии, сугубо в личном контексте, то теперь есть повод соотнести его с толпой ликующей, возбужденной, стоящей на пороге Святого Града.

Тогда толпа пыталась увлечь Христа в мировую революцию. Сегодня Церковь тоже куда-то все норовят пристроить. С ней желают теперь дружить коммунисты, манят либералы и даже космонавты.

Церковь часто обвиняют в том, что она пытается срастись с государством. Церковь часто обвиняют в том, что она не желает срастаться с государством и не желает заниматься социально-политическими процессами. И во всем этом мы вновь и вновь видим толпу, видящую в Церкви не Тело Христово, а доктора на общественных началах, разыгрывающего медицинскую лотерею. Или Собес. Или партию. Толпе желательно было бы видеть Церковь лидером оппозиции или участником революционного переходного Совета.

А это уже пройдено. Этот запрос  уже был озвучен 2000 лет назад.

Да, Церкви ближе социалистический идеал, чем компрадорский, ордынский, империалистический или олигархический. Да, Церковь всегда желала народу быть свободным. Но методы были у Церкви всегда одни и те же: взять за руку конкретного слепого и сделать сначала свободным его сначала внутренне, потом внешне. Так как не может быть свободным тот, кто раб внутри. Церковь не хочет найти кольцо, о котором мечтал Архимед, посредством которого, грек хвастался перевернуть мир, а хочет  показать точку опоры в душе индивидуума. Методы Церкви медленные, но эффективные. Методы революции быстрые и сами знаете какие.

Многие перемены, произошедшие в мире, в последние десятилетия были хороши и привели к большей справедливости. Перемены, происходящие в последние годы, все больше напоминают путь в новый Гулаг. Все эти перемены охвачены каким-то задором, в который так и хочется влиться. Революция теперь стала чем-то, что бодрит душу и вселяет надежды на новую справедливость. Все это здорово. Но задор не всегда от ума.

Жаль только, что за две тысячи лет толпа так и не прочитала Евангелие. Зря она сердится на Христа.

В талмудической традиции есть серия «доказательств», что Иисус Христос не есть Мессия. Наиболее убедительным, по мнению «специалистов», выглядит вопрос-обвинение: А где оно Царство Божие на Земле? Где преображенный мир, где всеобщее благоденствие, где всеобщая вера?»  Но упускается очень важный момент. Царство Божие нельзя построить из гнилого материала. Как подлецы, убийцы, блудники, негодяи могут составить народ этого Царства? Только двумя способами.

Первый — это новый СССР с мега-Гулагом, в котором под страхом истязаний и смерти человека снова заставят соблюдать свободу, братство и равенство. Как иначе может человек жить свято?  Или Мессия мановением руки должен был переменить людей без их воли? То есть божественной силой превратить их в любящих роботов, как в фильме «Кин-дза-дза» на планете Плюк?

Другой способ – просто всех убить.

Христос предложил единственно верный способ  строительства нового Царства – через изменение сердца. Что тут непонятного? Какие другие варианты вообще могут быть? Разве может свободный, богоподобный человек, человек мечтать о коммунистическом шариате?

Спустя две тысячи лет диалог Христа, слепого и толпы снова повторяется на русских равнинах.

Сейчас представитель Христа – Его Церковь. И претензии к Церкви – Телу Христову, все те же талмудические: Дай хлеба, дай честные выборы, дай сиротам по родителю, дай, дай, дай… Дай Царства Божия здесь и сейчас нам порочным, но созданным для счастья.

Феномен веры, могущей переставлять горы, оживлять умерших, кормить тысячи голодных, преобразовывать империи, созидать цивилизации остался, как и тогда, не востребован.

Я не о том, что недоволен  маршами. Я не том, что приветствую лозунги  про лучшую жизнь вообще. Мне также совершенно безразличен очередной генсек. Я про то, что Церковь перпендикулярна маршам или не маршам. Ее не сломали две тысячи лет ожидания таких же людей, желающих привязать к своим замечательным революциям. Не сломают и впредь. Смысл всего написанного – дать понять – Церковь не от мира сего. А мир качественно меняется не так быстро, как нам того хотелось бы. И Церковь – это не запчасть в социальном проекте, это то, что  выше любой политической платформы. Но выше парадоксально. Она выше тем, что ниже склоняется над каждым человеком.

Правда, не только народ, но и сам человек не всегда узнает руку протянутую Христом. Слепой получив исцеление возблагодарил, не Иисуса, а того бога, к которому он привык. Что же его бог не исцелил его раньше? У них обоих было очень много свободного времени Слепой встал, глянул Христу в глаза, и пошел славить некоего бога своей мечты. Даже не поблагодарив Иисуса Назорея. Почему этот бог больного человека ждал мановения Христа, бывший слепой не успел задуматься.  Исцеленный устремился вместе с толпой в такой интересный и бурлящий Иерусалим. К сожалению российские иллюминаторы снова видят в Церкви не небесное устроение, а организацию не лучшую и не худшую чем другие секты. В их сознании она может иногда оперировать непознанными энергиями, но, главное для них, она владеет частью электората и почему-то не желает им делиться, за что и должна быть наказана.

В этом отрывке не только про политизированный авангард, но и про личность, получившую чудо, и не смогшую им воспользоваться. Точно также при насильственном утверждении Царства мы получили бы новые дары, и они бы просто выпали из наших рук. Очень яркий пример. Аванс не пошедший впрок.

Мы,  также как и евангельский слепой, часто видим, вместо Христа, то, что нам кажется богом. Беседуем и общаемся с кем-то мимо Христа. Этот виртуальный бог, в самом деле, удобен своей абстрактностью. Как его любят называть наши граждане – Высший Разум и ЧтотоТакоеЕсть. Можно бороться за правду, будучи негодяем. Можно требовать от других апостольской жертвенности и нестяжательности, будучи богатым. Можно просто носиться с бревном в глазу ничуть этим, не смущаясь. Можно бороться за справедливость вообще, избегая ее всеми силами в частности. Такой бог ЧтоТоТакоеЕсть благосклонно взирает на возможность строить новую прекрасную и чистую жизнь грязными руками.

Для Церкви и для Христа это абсолютно порочная идея.

В другом месте Евангелия, Христос, подходя к Иерусалиму, говорил своим ученикам о том, что Ему надлежит быть схваченным, распятым и воскресшим. Самые дорогие ученики шли рядом, казалось, слушали, и вдруг спросили очень по-детски прямо и жестоко:

— А сделай нам, что попросим! Пусть один сядет в Царстве Божием по левую руку, а другой по правую.

Так вот: «А слабо». И мать сыновей подошла:

— Не откажи сыновьям!

Какой обжигающее чувство одиночества должен был испытать Христос. Он им про смерть и страдания, а они делят министерские портфели в Его царстве. Как это похоже на нынешнюю Россию без Христа. Все повторяется.

И снова такое актуальное Евангелие:

Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня

Можно только догадываться, как народ заставлял замолчать того, кто почувствовал сердцем близость Явившегося. Как заставляют молчать сегодня, мы прекрасно знаем. Но не зависимо от того слушают нас или нет, мы обязаны говорить именно о Христе, как основе жизни, и помнить, что мы – христиане. Это имя от Христа. Суть этого Имени в том, что всякий носящий его понимает, что мир и Мир, начинается в нем, а не на площади или в парламенте. А мир и Мир преображаются жертвой любви.

Когда народ составляется, из таких светлых, честных людей, то мир меняется сам, даже если он не хочет меняться. Но это не быстро. А когда вместо твердого кирпича мягкая глина или что похуже, то ничего путного из такого народа не построить. Судьба этого народа такая же, как того, чей город Иерусалим был разрушен римским императором до основания, земля над ним вспахана и засеяна солью. Это происходит быстро.

Серафим Саровский тоже мог бы выступить против феодального права, угнетения трудящихся, но вот как  он неспешно беседовал с помещиком-эксплуататором:

Из беседы графа Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским

— Я отвечал, что истинно всему этому всей душой моей и сердцем моим верую и, если бы не веровал, то не велел бы везти себя к нему.

— А, если вы веруете, — заключил он, — то вы здоровы уже!

— Как здоров? — спросил я. — Когда люди мои и вы держите меня на руках.

— Нет! — сказал он мне. — Вы совершенно всем телом вашим теперь уже здравы в конец… — и он приказал державшим меня на руках своих людям моим отойти от меня, а сам, взявши меня за плечи, приподнял от земли и, поставив на ноги мои, сказал мне:

— Крепче стойте, тверже утверждайтесь ногами на земле… вот так! Не робейте! — Вы совершенно здравы теперь.

Социальная зрелость и активность повзрослевшего народа не может не радовать. Хорошо, что люди теперь не позволяют помыкать собой. Хорошо, что они становятся дружны. Действительно, справедливость – это желанная норма России. Но Церковь совершенно не обязана вытирать рот от каши взрослому человеку. Пора это делать самим. Поэтому не  надо тащить ее на свои пионерские линейки. Взрослеть надо лично. Церковь создана не для того, что бы дать всем рыбу, а для того чтобы дать удочку. Удочка – любовь и вера.

У Церкви свой путь к свободе. Ганс Христиан Андерсен на примере Кая и Герды хорошо объяснил детям, что какое ни было ледяное сердце рядом с тобой, оно всегда может отогреться верой и любовью, которая приносит и свободу, и мир и радость. А видеть это -это и значит не быть слепым.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.